Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Слово и дело

18 марта, 2013

 

 

Следует отметить содержательную неравнозначность избирательных кампаний как федерального, так и регионального уровня. Тем не менее содержательность партийных лозунгов как таковых представляет определенный интерес, так как они, во всяком случае, должны хотя бы частично совпадать с массовыми настроениями и ожиданиями. В ином случае соотношение административно-финансовых затрат и полученных результатов голосования будет невыгодны для участников избирательного процесса.

Иногда речь идет о целом букете предвыборных новаций, когда запоминающиеся предложения сыплются как из рога изобилия. Но эффективность этих новшеств в значительной — если не решающей — степени зависит от административных и финансовых ресурсов той или иной партии. Порой же кампания превращается в натужно-бессодержательное перетягивание каната, по существу не оставляя следа в истории страны и региона. К числу именно таких, «блекло-подковерных», относится большинство выборов, состоявшихся в Иркутской области. Среди исключений следует выделить выборы депутатов Законодательного собрания в 2000 году и выборы мэра Иркутска в 2010-м.

Наиболее «пресной» из политических партий в содержательном плане давно является «Единая Россия». Собственно, у «ЕР», включая ее региональные отделения, нет необходимости в усилиях на этом направлении, так как креативный потенциал партии определяется одним словом — Путин. Именно стереотип «мы — партия Путина» является основой результатов «Единой России» на выборах. При этом некоторая и, что важно, растущая часть избирателей считает, что «ЕР» хуже Путина», и отказывает этой партии в поддержке. Однако на президентских выборах за Путина голосуют не только практически все сторонники «ЕР», но и многие из сторонников других партий — прежде всего, ЛДПР, «Справедливой России» и (в меньшей степени) КПРФ.

Идеологическая триада «Путин, стабильность, без резких движений» составляет, по существу, весь идеологический багаж «ЕР». В остальном различные программы  и платформы «Единой России» на федеральном и региональном уровнях являют собой длинный набор обтекаемых, трудно запоминающихся и порой несовместимых предложений, составленных по принципу «никто не забыт, ничто не забыто». Однако, как показала практика последних лет, сознательная примитивность и одновременно витиеватость в полной (или почти полной) мере отвечают мировоззрению и настроениям большинства российских избирателей. Напротив, любое хотя бы двусложное предложение или констатация факта (то есть необходимость второго шага в мышлении) не находит понимания у этого большинства.

 


Избиратели «Единой России» не придают значения программным документам и даже лозунгам и кратким предложениям этой партии, а в своем большинстве даже не знакомы с этими предложениями, несмотря на их обильное тиражирование в предвыборный период, в том числе в наиболее известных СМИ. Зато для типичного избирателя «ЕР» очень важен сам факт массированного присутствия партии в общественном пространстве, то есть мотивацию поведения в день выборов определяют, прежде всего, такие стереотипы, как «они по-прежнему сильны», «все уже решено, а действовать иначе — бессмысленно и даже опасно», «ничего не меняется, и главное — быть с победителями».
 

 

Поэтому избиратели «ЕР» не придают значения программным документам и даже лозунгам и кратким предложениям этой партии, а в своем большинстве даже не знакомы с этими предложениями, несмотря на их обильное тиражирование в предвыборный период, в том числе в наиболее известных СМИ. Зато для типичного избирателя «Единой России» очень важен сам факт массированного присутствия партии в общественном пространстве, то есть мотивацию поведения в день выборов определяют, прежде всего, такие стереотипы, как «они по-прежнему сильны», «все уже решено, а действовать иначе — бессмысленно и даже опасно», «ничего не меняется, и главное — быть с победителями». Примечательно, что даже на выборах в проблемных для «ЕР» регионах — а к их числу относится Иркутская область — для проявления «эффекта силы» достаточно действий «ЕР» (и, разумеется, Владимира Путина) на федеральном уровне. Иными словами, существенная часть избирателей голосует по партийным спискам в регионе, руководствуясь соображениями федерального масштаба, ориентируясь на федеральный официоз и, напротив, не вникая в местную специфику.

Параллельно для избирателей «ЕР», особенно в крупных городах, очень важно, чтобы широко не тиражировалась, особенно опять же через ведущие СМИ, критика в адрес «Единой России». Иначе у сторонников «партии власти», включая управленческую элиту, начинается смятение в умах, вызванное не столько содержанием этой критики, сколько фактом лояльного отношения власти к ее тиражированию («похоже, решено сменить главную партию», «руководство охладело к «Единой России», и нужно скорректировать собственные действия»).

Суммируя сказанное, тип поведения так называемого путинского большинства несложен, легко понимаем, может вызывать возражения или неприятие, но весьма устойчив («психологически сцементирован»). По существу, на ядро сторонников «Единой России» не действуют никакие разрозненные доводы со стороны оппонентов. Со своей стороны, руководство «ЕР» легко манипулирует лозунгами и документами, понимая, что определенные вольности на этом направлении сойдут с рук.

 


Дальнейшему расширению электоральной поддержки КПРФ, в том числе на территории Иркутской области, мешают довольно широкие антикоммунистические настроения, уходящие корнями еще в советскую историю, явный кризис лидерства в КПРФ на федеральном уровне, эффект «политического гетто» (при котором партии противопоказана резкая смена курса), а также чрезмерное внимание позитивному образу Сталина и сталинского наследия, также ограничивающее приток новых сторонников компартии.
 

Иркутское региональное отделение «ЕР» в ходе избирательной кампании 2013 года по выборам депутатов Законодательного собрания, как обычно, попытается сделать упор на достигнутые результаты в исполнительной и законодательной работе, на личности — особенно в одномандатных округах. В полной мере будет задействован фактор Путина и одновременно не будет педалирования факта, что формальным лидером «Единой России» является менее популярный Дмитрий Медведев. Как и прежде, будут предприняты меры для сохранения если не монополии, то явного доминирования на информационном поле.

Серьезным ресурсом «Единой России» в Иркутской области, как и в других регионах, является вовлеченность в ее орбиту значительной (по существу – основной) части местной элиты. Таким образом гарантируется эффект автоматической поддержки «ЕР» со стороны государственной машины. Однако серьезным препятствием на этом направлении является то, что нынешний губернатор, не выступая против «Единой России», все же не является ее активным сторонником и тем более активистом. То же самое можно сказать в отношении мэров ряда крупных городов Приангарья.

 


Сложная ситуация и в «Справедливой России», избиратель которой категорически не приемлет «Единую Россию» и, как минимум, не является горячим почитателем Владимира Путина. Таким избирателям все труднее найти подтверждение своим запросам в облике нынешней «Справедливой России». Правда, лидеры регионального отделения партии Иван Грачев и Андрей Крутов в очередной раз попытаются разыграть карту «независимых профессионалов», однако в этой линии имеются определенные противоречия. Во всяком случае, профессионализм ведущих «эсеров» сейчас в существенной мере заблокирован общей линией федеральных лидеров «Справедливой России» на лояльное отношение к руководству страны.
 

 

На острие протестной риторики Иркутского регионального отделения КПРФ будет идея народного референдума с очевидно выигрышными вопросами. Лидеры иркутских коммунистов считают, что лозунг референдума сплачивает, консолидирует протестные настроения, особенно левого и левоцентристского направления. Для обеспечения второго места по итогам голосования 8 сентября этого, возможно, будет достаточно. Для решения более амбициозных задач, очевидно, нет.

Кроме того, КПРФ попытается заручиться поддержкой хотя бы части сельского населения (лозунги в поддержку сельхозтоваропроизводителей), экологов («Закрыть БЦБК!») и либеральной интеллигенции («Больше политических свобод!»). И на этих направлениях может быть достигнут некоторый  — скорее, локальный — успех. Дальнейшему расширению электоральной поддержки КПРФ, в том числе на территории Иркутской области, мешают довольно широкие антикоммунистические настроения, уходящие корнями еще в советскую историю, явный кризис лидерства в КПРФ на федеральном уровне, эффект «политического гетто» (при котором партии противопоказана резкая смена курса), а также чрезмерное внимание позитивному образу Сталина и сталинского наследия, также ограничивающее приток новых сторонников компартии.

Практически «без руля и ветрил» оказалось региональное отделение ЛДПР, у которой, по существу, единственный политический капитал — образ Владимира Жириновского. В этом плане ЛДПР похожа на «Единую Россию», тоже безоговорочно ориентированную на одного лидера. Однако, в отличие от «ЕР», ЛДПР все же является маргинальной партией, неформальным филиалом «ЕР», специализирующемся на выполнении деликатных поручений («политический спецназ»). По-видимому, избирательная кампания ЛДПР будет строиться на информационных поводах от Жириновского и — наряду с громогласной и безадресной протестной риторикой (чтобы отнять голоса у других малых партий) — традиционной готовностью (подтверждаемой в неофициальном, непубличном формате) подставить плечо «Единой России» в Законодательном собрании.

Сложная ситуация и в «Справедливой России», избиратель которой категорически не приемлет «Единую Россию» и, как минимум, не является горячим почитателем Владимира Путина. Таким избирателям все труднее найти подтверждение своим запросам в облике нынешней «Справедливой России». Правда, лидеры регионального отделения партии Иван Грачев и Андрей Крутов в очередной раз попытаются разыграть карту «независимых профессионалов», однако в этой линии имеются определенные противоречия. Во всяком случае, профессионализм ведущих «эсеров» сейчас в существенной мере заблокирован общей линией федеральных лидеров «Справедливой России» на лояльное отношение к руководству страны. Кроме того, Грачеву и Крутову не удалось расширить плацдарм в местной элите. Напротив, в последнее время партию покинули или собираются покинуть несколько известных активистов-иркутян.

Из партий, дебютирующих на выборах-2013, весьма активна «Гражданская платформа», осуществляющая сейчас сбор подписей в крупных городах Приангарья за прекращение практики отбытия наказания на территории Иркутской области лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления в других регионах РФ. Идея такой инициативы полностью принадлежит местному активу ГП.

Отдел политики Альтернативного информационного
агентства Иркутской области (Альтаир)

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии