Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сломать иглу

24 января, 2011

 

Колония может стать стартовой площадкой для новой жизни

В колонии строго режима ИК-2 ГУФСИН по Иркутской области почти десять лет действует реабилитационное отделение психологической коррекции для осужденных — наркоманов со стажем. Буквально на днях реабилитационный центр — его для краткости называют еще и так — справил новоселье в специально подготовленном корпусе...

Общеизвестно, что среди спецконтингента пенитенциарных учреждений России вообще и Иркутской области — в частности достаточно велик процент осужденных, которые, будучи на воле, крепко подсели на наркотики. Отмеренный им судом срок —лишь передышка для их организма, привыкшего к смертельному допингу. Освободившись, практически все наркоманы снова начинают вкалывать себе героин и прочую дрянь. Для дозы им требуются деньги, и они, чтоб их добыть, снова идут на кражу, грабеж, разбой. Замкнутый круг получается...

Чтобы попытаться разомкнуть этот порочный круг, администрация ИК-2 (нынче начальником учреждения является полковник внутренней службы Андрей Владимирович Стрижаков) организовала в колонии реабилитационный центр для наркоманов — будем его для удобства величать именно так. Годами нарабатывались, уточнялись, корректировались методики и программы реабилитации, психологической помощи людям, решившим раз и навсегда покончить с наркотиками и начать новую жизнь. Вся многосложная, кропотливая работа с наркоманами проводилась в приспособленных, не очень удобных помещениях. Тем не менее эффект от нее был, и администрация учреждения решила отдать под реабилитационный центр ни много ни мало — двухэтажное просторное здание.

Здесь все сделано руками осужденных: выполнен капитальный ремонт всех комнат и вспомогательных помещений, в том числе туалета, умывальной комнаты и душевой, изготовлена необходимая мебель — деревянные кровати, столы, табуретки, тумбочки и прочее. В этом центре создан почти домашний уют.  По крайней мере, здесь не ощущается гнет решеток и колючей проволоки. Лично мне представилось, что я нахожусь в здании, где базируется небольшой санаторий-профилакторий среднего уровня.

По словам врача-психолога Ирины Балабаевой, одновременно в центре могут проходить процесс реабилитации (он рассчитан на шесть месяцев) до 30 человек. На тот момент, когда автор этих строк в составе группы членов общественного совета ГУФСИН по Иркутской области посетил ИК-2, в центре пребывало всего девять осужденных, выбравших путь освобождения от наркотической зависимости.

Это мне показалось невероятным! По логике фактов, казалось бы, в центр, как в тюремную «больничку», которую зеки называют «Канарами», стремились бы попасть все, поголовно, осужденные. Ведь режим содержания тут вроде как послабее, а условия пребывания — куда лучше, чем в отряде. Кормежка, впрочем, та же самая: из одного котла готовят и для тех, кто тянет срок в лагерном бараке, и для реабилитируемых наркоманов. Так в чем же дело? Почему в центр не выстраивается длинная очередь?..

Все оказалось гораздо сложнее, чем я думал. Как мне объяснила Ирина Балабаева, далеко не все желающие пройти курс реабилитации от наркомании выдерживают тот режим и ритм жизни, которые установлены в центре. Начать мне, пожалуй, следует с рассказа о важнейшем условии, без которого ни один зек не сможет попасть в отделение психологической коррекции.

С каждым из осужденных, пожелавшим навсегда порвать с наркотиками и алкоголем, заключается специальный контракт.  Осужденный — он получает статус клиента — берет на себя ряд обязательств: прежде всего, не употреблять алкоголь, наркотики и прочие психотропные и галлюциногенные средства.  Клиент также обязуется в период реабилитации посещать все мероприятия, проводимые в центре, и активно участвовать в них. Со своей стороны отделение психологической коррекции делает все возможное для того, чтобы помочь клиенту избавиться от вредных и опасных привычек. Это если говорить совсем коротко...

Срок действия контракта — на весь период реабилитации. Если клиент благополучно проходит курс психологической коррекции, то сертификат, который он получает по окончании процесса реабилитации, ложится в его личное дело дополнительным аргументом к возможности условно-досрочного освобождения (УДО).

Заработать УДО — мечта каждого осужденного. Тем не менее за все время существования центра желающих пройти реабилитацию было чуть больше 300 человек, а сертификаты получили всего 120 осужденных. По словам Ирины Балабаевой, многие из «выпускников» центра, освободившись, в самом деле начали новую жизнь, навсегда отказались от наркотиков и даже от курения, завели семьи и воспитывают детей. Таким результатом, несомненно, и администрация ИК-2, и сотрудники отделения психологической коррекции могут гордиться!

Осужденный Косвинцев Олег, 40 лет, из Усолья-Сибирского, приговорен к восьми годам строгого режима по статье 162 УК РФ (разбой):

— На воле наркоманил лет шесть-семь. Получил срок, прибыл в ИК-2 и здесь в карантине услышал об отделении психологической коррекции. Заинтересовался, решил попробовать. Было очень тяжело, но я выдержал, получил сертификат и вот уже шесть лет работаю здесь, в центре, помогаю другим осужденным осознать себя как личность и навсегда завязать с наркотиками и алкоголем.

Дмитрий Хребтов, 28 лет, из Республики Тува, за убийство осужден к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. За спиной уже шесть лет отмеренного судом срока:

— Узнал о реабилитационном центре, начал интересоваться его деятельностью, стал посещать открытые собрания тех, кто начал проходить курс психологической коррекции. Изучил требования, которые предъявляются к тем, кто подписывает контракт, и сам себе сказал: я смогу. Я выдержу! Мне это необходимо, чтобы начать на свободе новую жизнь. На воле я вел себя не по-человечески, но осознал это только здесь. Я стал другим.

Дмитрий Кучугурный, 28 лет, из солнечного Магадана, получил свои законные 7 лет 6 месяцев срока по части 2 статьи 228 УК РФ (незаконное приобретение, перевозка, изготовление наркотических средств):

— В колонии я десять месяцев, из них девять — в центре.  Узнав о деятельности отделения психологической коррекции, сразу понял: мне — туда! Ведь на воле у меня есть семья, была хорошая работа, а я сел на иглу. Процесс ломки прошел еще в следственном изоляторе, но я хочу быть уверенным в том, что никогда и ни под каким предлогом снова не потянусь к шприцу и героину. Не поверите, но я уже другой человек.  Нормальный человек! И хочу таким остаться навсегда.

Что ж, у каждого осужденного из ИК-2 есть шанс начать жизнь с чистого листа. Ему надо только захотеть. А сотрудники центра реабилитации помогут в осуществлении этого желания.  Стать нормальным человеком никогда не поздно!

Юрий Удоденко, «Байкальские вести».

На фото автора: Автор этих строк беседует с «выпускником» центра
осужденным Олегом Косвинцевым;
Так выглядят спальня и умывальная комната

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии