Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Шоколадно-фруктовая история Романа Урбинского

24 мая, 2012

 

 

Немного абсурда и много юмора

 

Выставка новосибирского художника Романа Урбинского в арт-галерее DiaS неожиданно стала продолжением той линии, того настроения, что были заданы его предшественником Александром Суриковым из Красноярска, выставка которого совсем недавно прошла в этих же залах. Тогда ее назвали выставкой-антидепрессантом — настолько позитивными, светлыми, немного детскими по своему настрою были суриковские работы.

Наивность переходит границы

И вот — еще один «антидеп». Конечно, это другой автор и другие взгляды на действительность вокруг, но с Суриковым его определенно роднят какое-то жизнелюбие и, если можно так выразиться, наивная философия, хотя… Границы этой наивности порой простираются до совершенно серьезных вещей.

Правда, большой раздел выставки Урбинского организаторы характеризуют как живопись абсурда, но это — кто и как понимает абсурд. А вот информация о том, что некоторое время Роман сотрудничал с детским журналом, воспринимается очень естественно: и красноярец Суриков, и ангарчанин Самарин (имеющий с ними некоторые общие черты) — все они причастны к детским изданиям и, видимо, играют на их страницах не последнюю роль. Эта их причастность обеспечена стилем мышления и стилем воплощения их идей и образов.

А впрочем, судите сами, где здесь абсурд, где авторская шутка, где карикатура (еще один жанр, в котором Урбинский преуспел), а где игра в детство.

 

Птичку жалко…

Хозяйка галереи Диана Салацкая, еще до официального открытия выставки, подвела одного из своих гостей к «Пейзажу с двумя птичками» и предложила ему «прочесть картину». Прочтем ее и мы. Первое, что привлекает внимание зрителя, — это пирамида из составленных друг на друга овощей — тыкв, кочанов… Пирамида эта высока — выше дерева, выше дома. Шаткая, но — не разваливается, хотя основание ее просто не должно всю ее выдержать.

Кстати, о птичках. Птички есть. Одна из них вознесена чуть не на высшие этажи пирамиды – но сидит она в клетке. Может, клетка и хороша, может, прутики ее даже золотые, но… клетка! Вторая птичка — на деревце (оно совсем невелико), в естественных условиях. Сидит себе на древесной макушке, песенки поет. А чего не петь — рядом ее домик, птенцы, вокруг простор, воля. Мораль проста до прозрачности. Вот только птичек не сразу разглядишь — присмотреться надо. Маленькие они. Ну а у тех, что покрупнее, — разве не так?

 

Карикатурист или шутник?

Веселый художник — Роман Урбинский. Никого не боится, всех воспринимает по-своему. Хочет — изобразит господина, у которого пузо – как у арбуза. Он и есть — человек-арбуз. Хочет — изобразит самого Бога, который звезды к небу молоточком приколачивает. А то и того дерзновеннее — стоит Бог на облаке, а от него на землю струйка водички. Такой «писающий мальчик» небесного происхождения. И в этой самодозволенности Урбинский напоминает нам француза Жана Эффеля, который в своем «Сотворении мира» обращается с Господом по-свойски, общается накоротке и показывает нам его милым и забавным старичком.

Не будем останавливаться на его натюрмортах (это в основном букеты цветов — на мой взгляд, обыкновенные работы учебного уровня). А вот что интересно — это его умение по-своему соединить и увидеть какие-то природные линии и образы. Скажем, стоят рядышком два дерева, слегка касаясь друг друга кронами. Меж ними веревочка натянута, на ней сушится простынка. А художник увидел в этом контур милого домика, простынка стала окошком, а гнездо в ветвях — трубой… Или работа «Петушиное утро». Ну почему оно, скажете, петушиное, если он изобразил даже не курятник, а крытую соломой хатку? Да потому, что хата — это и есть сам петух, дерево рядом — его хвост, румяное утреннее облачко над крышей — алый петушиный гребешок.

Или работа «Яблочный сад». Сидят в саду Адам и Ева, мирно беседуют и, кажется, не думают ничего менять в своей жизни. Яблок вокруг нападало — видимо-невидимо, одно из них художник показывает нам в разрезе. А сердцевина яблока напоминает одновременно и сладкий тортик, и Пизанскую башню… Что сулит прародителям нашим это яблочко, они еще и сами не догадываются, откуда им это знать. А змей-искуситель уже тут как тут…

Но самая милая работа из этой серии — «Пряжа для зимы». Посмотришь – стоят на снегу огромные овечки, выше домов, облака плывут чуть ли не над их головами; приглядишься — да это же заснеженные зимние деревья! И объяснять здесь ничего не хочется, да и не надо. Хочется просто смотреть.

 

Из личного дела

Выпускник кафедры монументально-декоративного искусства Новосибирской архитектурной академии, Роман Урбинский — победитель и призер трех конкурсов карикатуры, участник разнообразных выставок в России и за рубежом (Англия, Бельгия, Хорватия). В Иркутске выставляется впервые — с персональной выставкой «Три Короля», а вообще это — вторая персональная выставка художника и карикатуриста. Первая состоялась в Москве в галерее «Линия-Арт».

Роман Урбинский работает активно и плодотворно. Ищущий новые стили и темы, художник вплотную стал заниматься живописью только с 2008 года. До того времени участвовал, как уже упоминалось, в издании детского журнала, работал в сфере рекламы, полиграфии, преподавал, а в перерывах занимался керамикой и живописью. Роман Урбинский живет и работает в Новосибирске, его произведения находятся в частных коллекциях России, США, Новой Зеландии, Италии.

 

Все будет в шоколаде!

Вообще выставочные работы можно разглядывать детально и находить всякий раз какие-то милые подробности, делать маленькие открытия. Вот, например, встречаются в одной из его работ два коня на шахматной доске, один конь — в серых яблоках, другой — в черно-белую полосочку. Зебра то есть. А что, если есть клетки — почему не быть пятнышкам, полосочкам, шарикам? Логично.

Кстати, теперь о яблоках. Яблоки (как, впрочем, и другие овощи-фрукты) художник изображать любит. Так вот, на одной из работ — дама рядом с лошадью, лошадь в яблоках (масть такая), а дама — с яблоками. На шляпе. А шляпа — вовсе даже не шляпа, а тарелка!

На другой работе — просто много-много яблок. Джонатан или, может, анис. Все ровненькие и кажутся одинаковыми, как люди в толпе. А одно в центре — уже не яблоко, вместо плода остался огрызок. На кого-то, значит, пал жребий! Не повезло. Съели. И сама работа называется «В толпе-2». А другая из этой серии — «В толпе-1» — показывает чуть иную ситуацию — в «толпу» одинаковых яблок затесалась «белая ворона» — груша! И пусть она не такая, как все, но съеденных тут нет, и уже это нам нравится.

А вообще летнее настроение в выставочном зале присутствует несмотря ни на что. Для довершения впечатлений под одной из картинок организаторы установили шоколадный фонтанчик, рядом — подносы с кусочками фруктов. Можно брать кусочек на шпажку и макать в расплавленный шоколад. Вкусно! И веришь: все  не все, но хоть что-то в жизни может быть в шоколаде. Тем более на выставке-антидепрессанте.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии