Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Шанс для сибирских ГЭС

10 Февраля, 2014

 

Правительство Российской Федерации и Министерство энергетики выступили с предложением, которое может существенно изменить ситуацию на рынке электроэнергии Сибири: с 1 апреля 2014 года по 31 декабря 2015 года половина мощности сибирских ГЭС будет продаваться по регулируемым договорам, а вторая половина — по свободной цене, сложившейся на конкурентном отборе мощности.

Сразу оговоримся: бытового потребления эта новость не касается, здесь правила регулирования при помощи региональных тарифных комиссий остаются неизменными. А вот для промышленных потребителей новшество может оказаться весьма существенным. Рынок электроэнергии имеет целый ряд особенностей, обусловленных свойствами «товара». Электроэнергию нельзя запасать впрок, весь произведенный объем должен быть немедленно потреблен, и наоборот — потребитель должен немедленно получить ровно столько энергии и именно с теми параметрами, которые ему нужны. Потребитель не может определить, от кого именно из поставщиков он получает электроэнергию, поскольку вся она поступает в единую энергосистему; поставщик, в свою очередь, не знает «в лицо» своего конкретного потребителя. Бывают, разумеется, исключения, когда конкретная электростанция была построена для конкретного предприятия и они до сих пор работают в рамках замкнутой энергосистемы из двух элементов, но это уже сравнительно редкий случай.

При существующем порядке резервирования мощностей генерирующие компании обязаны постоянно держать в резерве часть своего оборудования, которое может быть введено в строй по требованию системного оператора — в том случае, если потребление превысило заранее  заявленный уровень. Содержание в резерве этого оборудования ложится на генерирующие компании серьезным бременем, ведь колебания в течение года в России составляют значительные цифры. При этом ГЭС продают свою энергию только по регулируемым ценам, а тепловые станции могут дополнительно зарабатывать на так называемом конкурентном отборе мощности — то есть своего рода свободном рынке, где цены в несколько раз превышают обычные тарифы.

Обнародованный проект постановления правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности по вопросу особенностей участия на оптовом рынке гидроэлектростанций, расположенных во второй ценовой зоне оптового рынка» (то есть в Сибири) одобряют ведущие специалисты отрасли — например, компания «ЕвроСибЭнерго», контролирующая 19,5 гигаватта мощности, из которых более 15 приходятся как раз на долю ГЭС.

— Безусловно, принятие такого постановления ожидали генераторы второй ценовой зоны, — заявил и. о. генерального директора ОАО «ЕвроСибЭнерго» Вячеслав Соломин. — В Сибири избыток мощностей, которые необходимо задействовать с наибольшей эффективностью, именно в рыночной логике. Особенно если речь идет об экологической генерации. Около половины электроэнергии Сибири вырабатывается гидроэлектростанциями, они служат еще и регуляторами энергосистемы. И наличие высокой доли гидрогенерации обеспечивает более низкие цены для потребителей по сравнению с европейской частью страны. Кроме того, ГЭС обеспечивают на рынке торможение цен, предлагаемых тепловой генерацией.

В проекте постановлении правительства речь идет о частичной либерализации тарифов на мощность ГЭС — мощность других производителей электроэнергии, как и сама электроэнергия, давно продается по свободным ценам. Решение взвешенное и своевременное. Ввод в строй энергоблоков Саяно-Шушенской и Богучанской ГЭС, а также новых объектов сетевой инфраструктуры сформировал предпосылки для существенного снижения цен на электроэнергию в Сибири — только в 2013 году в регионе более чем на 30 процентов снизилась цена на мощность. В этих условиях конкуренция тепловой и гидрогенерации должна вестись в равных экономических условиях, строиться на сокращении издержек и повышении внутренней эффективности, а не на искусственном регулировании наиболее эффективного производителя. Ведь у ГЭС по сравнению с ТЭС нет возможности получать выручку от продажи тепла.

В соответствии с проектом постановления гидроэлектростанции получают возможность заключать с потребителями прямые двусторонние договоры, позволяющие обеим сторонам фиксировать ценовые параметры на долгосрочной основе. Это – логика рынка. Такие договоры могут заключаться по цене ниже рыночной, что, собственно, и существовало до 2011 года. Но до финального решения правительства говорить об экономическом эффекте для генераторов второй ценовой зоны пока преждевременно. При возврате к рыночному регулированию необходимо учесть интересы всех категорий потребителей, и прежде всего населения. В данном случае объемы регулируемых договоров и порядок установления тарифов соответствующими органами (ФСТ) не изменяются. Государство в силу действующей модели рынка мощности и принимаемых поправок в любом случае сохраняет контроль над ценовой ситуацией на рынке электроэнергии.

Компания «РусГидро», владеющая 70 объектами возобновляемой энергетики, контролирует производство 37,5 гигаватта электроэнергии, складывающихся как из энергии небольших станций Кубанского каскада ГЭС, так и из генерации самой мощной в России Саяно-Шушенской ГЭС. «РусГидро» уже сделало заявление, в котором также поддерживает предлагаемые меры, и считает появляющиеся заявления об искусственном создании преференций для гидрогенерирующего сектора в Объединенной энергосистеме Сибири не соответствующими действительности.

«Норма о стопроцентной тарификации мощности ГЭС принималась в 2011 году с целью сдерживания роста тарифов для конечных потребителей в ОЭС Сибири, — говорится в заявлении компании. — В результате четвертый год подряд сибирские ГЭС продают мощность по существенно более низкой цене, чем остальные генераторы в ОЭС Сибири. Так, в 2013 году сибирские ГЭС могли бы дополнительно получить более 20 млрд рублей от продажи мощности по максимальной рыночной цене, формируемой по результатам КОМ (156 тыс. рублей за МВт/месяц). Но из-за тарифного регулирования эти деньги к гидрогенераторам не попали, они были частично перераспределены в пользу  тепловой генерации и частично — потребителям, которые существенно снизили свои расходы на покупку мощности».

В то же время, подсчитали в «РусГидро», Березовская ГРЭС продает мощность по цене КОМ, которая в различные годы в 2,5—5 раз превышала тарифы, устанавливаемые для сибирских ГЭС. С 2015 года, после ввода нового энергоблока этой ГРЭС мощностью 800 МВт, собственник ГРЭС — компания «Э.Он Россия» увеличит свою ежегодную выручку на 14 млрд рублей за счет механизма возврата инвестиций. То есть один-единственный энергоблок принесет компании примерно на 3,5 млрд рублей больше, чем продажа мощности всех ГЭС Сибири (более 22 000 МВт) по тарифу в 2013 году (10,5 млрд рублей) и в 3,5 раза больше, чем дополнительный доход, который  получат ГЭС РусГидро и Евросибэнерго при снижении тарифных ограничений от продажи мощности! О несправедливости в отношении тепловой генерации в таких условиях говорить не приходится.

Аналитики уже подсчитали, что конечные промышленные потребители действительно будут платить за мощность больше – но, по оценке, например, аналитика VTB Capital Михаила Расстригина, рост составит 2 процента, что на фоне 30-процентного падения цены на мощность прошлого года не слишком существенно. В то же время у предприятий появится новый стимул экономить электроэнергию и шире внедрять энергосберегающие технологии, что является давней целью федерального правительства. Появится и возможность вести активную переговорную политику с целью заключения долгосрочных контрактов на условиях, более выгодных, чем сложившиеся рыночные.

И в любом случае до принятия постановления правительства все эти рассуждения — лишь обсуждение возможностей, а не свершившегося факта.

Константин Ивлев, специально для «Байкальских вестей»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии