Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сергей Павлов: У Иркутска большие перспективы

08 июля, 2014

 

Даже самый пристрастный иркутянин признает: в последние годы наш город заметно преобразился и похорошел. Особенно изменилась его центральная часть, благоустраиваются и окраинные микрорайоны. При этом наверняка каждый из жителей Иркутска на вопрос о том, что нужно улучшить в городе в первую очередь, ответит: дороги и развязки. Об этом и многом другом наш разговор с заместителем генерального директора ОАО «ИркутскгипродорНИИ».

 

— Сергей Степанович, вы представляете одну из самых серьезных профильных дорожных и строительных структур, работающую не только в нашем регионе, но и во многих соседних. То есть хорошо знакомы с отраслью, ее успехами и проблемами.

— Я горжусь тем, что работаю на предприятии, история которого насчитывает без малого  60 лет. За это время из Иркутского филиала Ленинградского отделения Гипродортранса, в котором изначально работало всего около 70 человек, институт вырос в крупнейшую инфраструктурную компанию, ее кадровый состав превышает две тысячи человек.

Наша компания разрабатывает основные программы развития транспортных коммуникаций в регионе, которые складываются в сеть федеральных и иных автомагистралей двух федеральных округов — Сибирского и Дальневосточного, проектирует и строит дороги. Филиалы работают в Москве, Новосибирске и Красноярске, а в Санкт-Петербурге, Чите, Улан-Удэ, Благовещенске, Хабаровске и Южно-Сахалинске есть представительства компании.

— Несмотря на столь широкую географию, многое ИркутскгипродорНИИ делает именно в родном Иркутске. Хотя зачастую его жители даже не догадываются, кто построил или привел в порядок какие-то территории города, ставшие любимыми местами отдыха или сделавшие Иркутск более комфортным и удобным.

— Готов согласиться. Даже простое перечисление таких мест займет немало времени. Например, площадь, без которой не обходится ни одно торжественное мероприятие, ни один праздник в Иркутске, — сквер имени С.М.Кирова. К 50-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне от сквера до Нижней Набережной появилась «Аллея ветеранов». Архитектурное решение было выполнено коллективом ИркутскгипродорНИИ, тогда же был построен известный арочный мостик над Нижней Набережной.

А как преобразилась Нижняя Набережная Ангары! Великолепное место отдыха появилось у горожан. Проект ее берегоукрепления был выполнен под руководством главного архитектора нашего института.

Академический мост — самый значимый мостовой объект нашего предприятия. Специалисты компании готовили технико-экономическое обоснование и проектную документацию на строительство уникального для России моста.

— Сергей Степанович, узких мест в иркутской дорожной сети по-прежнему много. Одна из самых проблемных точек на транспортной карте города — Маратовская развязка. Думаю, что вы, как иркутянин, также неоднократно стояли здесь в пробке и думали о том, чтобы ситуация в этом месте города разрешилась.

— Это проект, над корректировкой которого сейчас работает наш институт. Маратовская развязка — ключевой узел, связывающий районы города между собой и обеспечивающий выезд на тракты в сторону Ангарска, Шелехова, Усть-Орды. Нынешняя развязка не справляется с проходящим по ней потоком автомобилей.

Сейчас наши специалисты приводят существующую проектную документацию к действующим строительным нормам и правилам. Как и планировалось ранее, в этом районе должны появиться три искусственных сооружения: от улицы Карла Маркса через реку Ушаковку, путепровод от улицы Рабочей до улицы Радищева через улицу Баррикад, а также путепровод через улицу Баррикад в створе улиц Карла Маркса и Радищева.

— Известно, что району улицы Баррикад предстоит активное развитие за счет крупного жилищного строительства. Протекающую рядом Ушаковку давно хотят сделать одним из мест отдыха горожан, но до сих пор это оставалось только мечтами…

— Меня, как и каждого жителя Иркутска, радует, когда в нашем городе появляются новые красивые места, куда хорошо прийти отдохнуть семьей или привести гостей, приехавших из других краев и областей. Надеюсь, что планы по благоустройству реки Ушаковки обретут реальность, — к слову, идея обустройства Ушаковки предложена нашими архитекторами и была одобрена на Градостроительном совете.

Помните, какова история этих мест? Долгое время Ангара и Ушаковка служили естественными городскими границами с юга и севера. Главная улица Иркутска, Большая (сегодняшняя Карла Маркса), начиналась на правом берегу Ангары и заканчивалась на Ушаковке. Здесь же, выше по течению, было первое в Сибири Адмиралтейство. Интендантский сад, дачи губернатора, архиерея, летние лагеря юнкеров и кадетов, пляжи…Рядом находились сероводородные источники, куда приходили лечить ревматизм. Да и просто вода из Ушаковки считалась целебной.

Однако позже вмешалась новая жизнь. На месте Интендантского сада возник завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева, берег стал придатком промзоны. Сейчас каждый иркутянин знает, что такое район Ушаковки: торговые павильоны, рынки, мастерские, шашлычки…При этом берегоукреплением реки никто не занимается.

Получается, что, имея в центре Иркутска уникальный водный ресурс, город относится к нему безразлично. А ведь и сама Ушаковка, и ее двухсотметровая водоохранная зона — перспективный рекреационный комплекс.

Один из вариантов возрождения этого комплекса, а именно создание большого городского парка, разработали специалисты ИркутскгипродорНИИ. Проект включает много направлений: сохранение лесопарковой зоны; создание рекреационной зоны в жилом комплексе, который здесь планируется построить; оборудование пикниковых зон; создание парка в его классическом понимании — с беседками, павильонами, скульптурами и даже искусственным островом посредине реки; оборудование бульвара от улицы Энгельса до устья Ушаковки.

Надеюсь, что этот проект будет реализован на радость всем жителям нашего города. Появится еще одно красивое и уютное место отдыха.

— Сергей Степанович, что бы вам хотелось изменить в нашем городе в первую очередь?

— На мой взгляд, Иркутск должен уйти от точечной застройки. Хотя понятно, что строители заходят на маленькие участки, втиснутые в старые жилые кварталы, не от хорошей жизни: в областном центре не хватает земли для комплексного строительства. Тем не менее, думаю, все согласятся: точечная застройка портит архитектурный облик Иркутска, особенно его старой, исторической части.

Еще одна проблема, которая волнует меня, как и всех иркутян, —  состояние городских дорог. Мы задаемся вопросом: почему даже после ремонта они сохраняются в хорошем состоянии не больше пары лет? Я уверен, что любое дело должны делать специалисты и по строгой технологии, тогда будет толк. Возьмите улицу Байкальскую: ее расширили и отремонтировали несколько лет назад, но до сих пор претензий к магистрали нет. Сравните с улицей Либкнехта, которую без конца ремонтируют, при этом без особого эффекта. Почему? Потому что дорогу стабильно перекапывают службы, чьи сети находятся под землей, они же потом и приводят ее в порядок — понятно, какое качество получается в результате.

— Сейчас очень большие средства муниципальный бюджет тратит на строительство детских садов…

— Это важная тема, на которую я бы посмотрел с другой стороны. Конечно, ребятишек Иркутска необходимо обеспечить местами в детских садах. Но дети, как известно, вырастают, и через несколько лет в нашем городе остро встанет проблема нехватки школ. Она, собственно, в некоторых районах Иркутска уже стоит, я столкнулся с этим на собственном опыте. Мы поменяли место жительства, переехав в район улицы Депутатской, и младшего сына нужно было устроить в школу. В первой, куда мы обратились, было шесть или семь третьих классов, две смены. В другой школе классов поменьше, но зато само здание постройки едва не середины прошлого века. Такую школу можно начинять любым оборудованием, но она сама по себе уже устарела и скоро потребует большого ремонта.

Мне кажется, выход в том, чтобы строить не детские сады и школы отдельно, а создавать образовательные центры, как это делается, например, в Москве. Тогда появится возможность заполнять это учебное заведение именно теми профилями, которые востребованы в данный момент: дошкольное, начальное школьное и иное образование.

— Сергей Степанович, все мы хотим, чтобы Иркутск становился краше. Что для вас лично значит этот город?

— Я не коренной иркутянин — родился в Ташкенте в 1968 году, окончил высшее  командное пограничное училище в Алма-Ате, служил в разных местах страны, учился в Академии погранвойск в Москве. В 1999 году прибыл в Иркутск на службу в отдельном контрольно-пропускном пункте, здесь же завершил военную карьеру и остался в городе вместе с семьей. Старший сын Павел, которому двадцать лет, практически вырос в Иркутске, а младший, десятилетний Никита, здесь и родился.

Иркутск давно стал нашей родиной, за которую, конечно, болит душа. Хочется, как и многим горожанам, заботиться о нем, беречь его, чтобы здесь оставалась молодежь, чтобы ей было интересно и комфортно жить в городе, который мы сейчас строим.

— Вы много лет отдали военной службе. Насколько сложно было привыкать к гражданской работе?

— А я уверен, что те качества, которые воспитывает армия, – дисциплина, обязательность, полная ответственность — как раз очень помогли мне в новой работе. Меня пригласили в ИркутскгипродорНИИ заместителем генерального директора по персоналу, работаю в этой структуре с 2006 года.  Я уже говорил, что штат насчитывает порядка двух тысяч человек, причем работают они в самых разных местах, от запада страны до Дальнего Востока. Организовать такой коллектив дорожников, строителей совсем непросто!

— Как вы думаете, ваши сыновья останутся в Иркутске?

— Старший сейчас учится в иркутском филиале МГТУ гражданской авиации, думаю, его специальность будет востребована в городе. О младшем говорить рано, но всю нашу семью вполне можно назвать патриотами Иркутска. Мы заядлые театралы, особенно поклонники драматического театра, любим просто отдыхать и гулять в старом центре. Даже на рыбалку далеко от города не уезжаем: выбираемся на заливы.

Я уверен, что сыновья останутся в Иркутске. Этот город смог сильно измениться к лучшему всего за несколько лет, значит, перспективы у него серьезные. Только живи, работай, создавай семью, расти детей и будь востребован и счастлив. А мы, старшее поколение, сейчас прикладываем все усилия, чтобы Иркутск продолжал развитие.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии