Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сергей Левченко: Задача власти — рост доходов граждан

27 декабря, 2016


Губернатор Иркутской области в ходе специальной пресс-конференции подвел итоги 2016 года. На пресс-конференцию собрались представители 90 печатных и электронных средств массовой информации Иркутской области, в том числе из Братска, Ангарска, Усолья-Сибирского и других муниципальных образований.

Экономика — основа социального благополучия

Открывая встречу, Сергей Левченко напомнил, что это его вторая ежегодная пресс-конференция в качестве губернатора, и предложил оттолкнуться от итогов 2015-го. Бюджет-2016 был сформирован при текущем дефиците в 5 млрд рублей. Правительство области сумело договориться с федеральными властями о срочном покрытии этого дефицита. Антикризисный план в первом полугодии был выполнен полностью. Экономический рост по итогам года может превысить шесть процентов, собираемость налогов выросла на 20 процентов.

1.jpg

Статьи расходов и доходов областного бюджета формировались и распределялись, как выразился глава региона, «более разумно», бюджет считается одним из самых прозрачных в стране. Международные рейтинговые агентства повысили рейтинг области до «стабильного», Иркутская область вошла в первую десятку регионов по исполнению указов президента. Прибайкалье установило рекорд по собственным доходам, решает проблему долгостроев, накопленных за двадцать лет: построены школы в Тулуне и Бохане, начаты работы по школе в Усть-Уде. В следующем году область должна решить все проблемы долгостроев и впредь быть на более высоком уровне по исполнению бюджета.

Есть несколько общих начинаний с корпорацией Ростех — например, проект «Умная школа». Два дня назад были получены согласования для начала проектирования, и в 2017 году эта задача должна быть решена. Область вошла в проект «Большая перемена». Он возник неожиданно для субъектов РФ, но регион смог решить все задачи, и сейчас школа в Ново-Ленино уже достраивается. В 2017 году необходимо построить школу в поселке Молодежном, потому что туда переехали жить многие иркутяне, его население превысило 10 тысяч человек. Все желающие могут познакомиться с работой правительства по решению социальных вопросов отдельно, в том числе на сайте правительства.

После вступительной части журналисты стали задавать вопросы. 

Сокращать долги и повышать реальные доходы

— Как, по вашим данным, изменился уровень жизни в области за прошедший год?

— Задача любой власти — повышение благосостояния граждан, рост доходов.  Реальные доходы населения в области, как и во всей стране, снизились. Есть факторы, общие для всей страны, есть и те, которые серьезно зависят от местных властей. Вы помните, как обстояли дела в сельском хозяйстве в конце прошлого года, — зарплата у полумиллиона человек, связанных с ним в Иркутской области, была очень низкая. В 2016 году ситуацию радикально исправили: сельское хозяйство получило существенный толчок по всем направлениям — от выращивания овощей до производства молока и мяса. Мы сделали все, чтобы селяне могли увеличивать производство и свои доходы.

Работа правительства существенно влияет на благосостояние бюджетников. В Иркутской области рост заработной платы в бюджетной сфере опережает инфляцию, такое есть не во всех регионах. За год задолженность по заработной плате снизилась в три раза, с последних мест в РФ мы поднялись в середину списка и справляемся с задачей. Цены и тарифы растут, но мы одни из первых в стране по снижению инфляции. Мы смогли повлиять на благосостояние людей по направлениям, которые зависят от работы правительства области. Есть проблемы, общие для всей страны. Если производство падает, а у нас подразделения вертикально интегрированных структур, то мы мало чем можем помочь и пока ситуацию по росту реальной заработной платы не переломили.

Муниципальные узлы

— Ситуация в Вихоревке показала глубину проблем ЖКХ в отдаленных территориях. Что намерено делать правительство в этом направлении?

— У нас 1026 котельных, и не стоит делать выводы по одной из них. Да, в ряде территорий накоплены большие проблемы. В середине 2015 года прошлое правительство проводило конкурс по передаче этой котельной в концессию, и ее передали компании из Красноярского края. Эта компания морочила нам голову до середины 2016 года: ей постоянно помогали, давали средства, отправляли ремонтников, и в конце концов соглашение было расторгнуто. Это было очень непросто, была целая цепь нарушений, которые шли одно за другим. Сейчас этой котельной управляет дочернее предприятие компании «Иркутскэнерго».

Нужно принимать принципиальное решение по муниципальной энергетике. Нельзя заключать концессию на основе только обещаний, а потом ждать аварию и расторгать соглашение. Нужно иметь возможность в любой момент принять решение и расторгнуть контракт, избавиться от плохого арендатора. Ситуация в Вихоревке вообще была несколько неточно подана в СМИ — мы всегда держали там один-два котла в работе, до критического значения температура не падала. Другое дело, что в ноябре там была достаточно холодная погода, люди опасались за свои дома. Но, как мы видим, до действительно серьезных проблем не дошло.

— Субсидии на развитие культуры получат муниципальные образования, в которых население более тысячи человек. Как быть нам, у нас очень малочисленные поселения? — спросил журналист из Баяндаевского района.

— Я был противником муниципальной реформы по знаменитому закону № 131. Тогда муниципалитетам дали более 40 полномочий, а денег на их исполнение не дали. Да, многие муниципальные образования не получают средств в достатке. Область на своем уровне исполняет свои полномочия и при каждом удобном случае дает муниципалитетам средства — где субсидиями, где кредитами под 0,1 процента. Но наши возможности не безграничны. Нужно наладить отношения между МО первого и второго уровней. Если вы не исполняете на первом уровне свои полномочия и передаете их на второй уровень — мы сможем оказать району помощь, а уже районная администрация поможет поселениям. Через голову района мы помочь не можем, нет таких полномочий.

— Известно, что программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в Братске почти сорвана. Какие меры будут приняты, не послужит ли это поводом для отставки мэра? — поступил вопрос от телеканала «Город» из Братска.

— Вынужден констатировать слабость муниципального управления в Братске. Это единственный муниципалитет в области, который проваливает программу переселения в области. Я несколько раз проводил заседания правительства, приглашал главу города, он два раза даже не приезжал. Не буду оценивать, насколько важные дела не позволили Сергею Серебренникову пропустить заседание правительства. Я вынужден был попросить прокуратуру области подключиться к проведению проверки программы переселения в Братске. Насколько я знаю, вчера эта проверка завершилась, и мы постараемся в течение недели сделать выводы. Федеральный фонд принял решение обратиться в генеральную прокуратуру с тем же вопросом, то есть мы предвосхитили это решение. Аргументы, которые озвучивали местные власти о причинах провала программы, были, мягко, говоря, наивными.

— Когда губернатор приедет в Братск?

— В этом году точно нет. Для меня важно приехать по делу, а не только на юбилей, чтобы была польза для горожан. Наберем список вопросов и обязательно приедем в следующем году.

— Вы обещали сократить зарплату себе и заместителям. Удалось ли сэкономить и на что пошли деньги? — задал вопрос корреспондент телекомпании «Актис» из Ангарска.

— Да, это решение было исполнено, и средства сэкономлены, но это ведь не целевые деньги — нельзя сказать, что вот мы их сложили в стопочку и куда-то направили. Министерство закупок, например, сэкономило около миллиарда рублей на приобретении товаров и услуг для нужд области, в том числе на зарплате чиновников, которые ранее такие конкурсы проводили. Мы обращались к муниципальным властям с предложением поддержать опыт правительства, но они, к сожалению, не откликнулись — как правило, там, где плохо работают, почему-то много получают. Сэкономленные деньги пошли в основном на социальные вопросы — мы старались повысить социальную защищенность жителей.

— Как продвигается работа с Министерством транспорта по реконструкции иркутского аэропорта?

— Это большой и сложный вопрос, выходящий за рамки отношений только с Минтрансом РФ. Необходимо продолжать реконструкцию рулежных дорожек аэропорта и в то же время строить новый терминал. Место для него выбрано, идет работа по прохождению экспертиз. Нужно восстанавливать малые аэропорты области, в первую очередь Бодайбо — туда вскоре пойдет большой поток грузов в связи со строительством и освоением Сухого Лога. Но не только Бодайбо — конечно, авиация должна летать во все отдаленные поселки, где есть аэропорты.

— Когда будет объявлен конкурс на инвестора иркутского аэропорта или на передачу в управление? — задал вопрос собкор газеты «Коммерсант».

— У меня постоянно спрашивают, в разных формах, когда я продам аэропорт. Отвечаю: никогда. Нам нужен инвестор, который выделит средства на развитие, но все понимают так, что они «вложат средства», то есть «купят», будут сидеть на денежном потоке и только деньги качать. Не продадим. Мы должны влиять на ситуацию, на развитие аэропорта, — подчеркнул Сергей Левченко.

— Молодежь продолжает уезжать из области. Нормально ли это?

— Я считаю, Иркутская область достойна того, чтобы к нам приезжали. Понятно, что сейчас молодые люди уезжают туда, где проще учиться, где легче найти работу. Вспомните, какая была ситуация всего год назад: вузы закрывались, никто при поступлении не знал, окончит он этот вуз или придется искать другой. Сейчас все намного спокойнее. Но мы не оставляем эту тему. На прошлой неделе мы одни из первых в стране создали совет по кадрам, куда вошли представители правительства, вузов и работодателей. Будем исправлять перекосы, накопившиеся в высшем образовании.

Не нужно равнять нас по тарифам

— Хотелось бы знать о перспективах территории опережающего развития в Усолье-Сибирском. Откровенно говоря, народ начинает терять надежду, — отметил корреспондент усольского телеканала.

— В конце прошлого и в начале нынешнего года нам удалось подписать соглашения с Фондом развития моногородов. В течение года мы нашли шесть резидентов, которые обязались вложить средства и создать рабочие места. До конца года будут еще два резидента, вскоре мы их вам назовем. Химфармкомбинат, на который много надежд, до конца года не успеет, но затем обязательно придет. Я знаю это предприятие давно, строил его еще в советское время, и поддерживаю тех, кто там сегодня работает. На Усолье мы не остановились, в следующем году будем работать по Саянску — по всем показателям мы сможем создать ТОР и в этом городе.

— В этом году случилось событие «со знаком минус» — государство потеряло контроль над Иркутскэнерго. Можем ли мы проиграть по тарифам? И когда начнутся работы на Ковыкте?

— Да, федеральное правительство продало пакет акций, но это история еще 1994 года, а в этом году был продан лишь последний федеральный пакет. За многие годы у нас выстроилась система отношений с Иркутскэнерго, ЕвроСибЭнерго, Ен+. Никогда, встречаясь с руководителями этих компаний, мы не оглядывались на тот федеральный пакет акций — достаточно рычагов и без этого, так что ничего существенно не изменилось. У нас есть способы договариваться на паритетных условиях. Тарифов, как на Дальнем Востоке, у нас не будет. Я всегда говорил, что не нужно равнять нас с ними по тарифам, нужно эффективно управлять энергетикой Дальнего Востока.

Что касается Ковыкты, то там много мелких подводных камней, которые тормозят глобальный проект. Нам нужно очень крупное потребление, ради миллиарда кубометров в год открывать месторождение нет смысла. Проводя встречи на уровне руководства Газпрома, мы говорим о том, чтобы начать освоение мелких месторождений, они могут много пользы приносить. Сергей Глазьев, например, привозил представителей небольших компаний, которые помогут нам сдвинуть с места Газпром.

— Что будет с военными городками? Например, поселок Средний, Усольского района, живет от одного КамАЗа с топливом до другого. Все постоянно в напряжении…

— Я встречался с командующим Дальней авиацией, с командиром полка в Среднем — они меня заверили, что отопительный сезон пройдет нормально. Конечно, это не единственный военный городок в области, но все они находятся на постоянном контроле, за всеми мы следим.

Трагедия и ее обсуждение

— Сейчас все обсуждают Иркутскую область в связи с массовым отравлением жидкостью «Боярышник». В областном центре погибли более 70 человек. Проблема алкоголизации стоит очень остро, нужно что-то делать.

— Да, сейчас мы должны в первую очередь обеспечить медицинскую помощь — в Ново-Ленино медицинских услуг по реанимации уже не хватает, мы мобилизовали все учреждения города, готовы к тому, что возникнут проблемы в других городах. В плане профилактики я еще в апреле подписал письмо в федеральное министерство торговли и просил запретить торговлю такими средствами, как это «средство для ванн». Или хотя бы сделать такие наклейки, что нельзя это пить. Вы видите, насколько подло поступают торговцы такими средствами — пишут «Боярышник», и некоторые люди верят.

Должны быть четкие установки у всех людей: такие жидкости пить нельзя. Даны поручения проверить все точки продажи. Вчера на комиссии по ЧС я разделил эти направления: проверкой торговых точек будут заниматься Роспотребнадзор и муниципальные власти; подворотнями, гаражами и прочими местами нелегальной торговли будет заниматься полиция. Человек пьет, если у него нет работы, семьи, низкая самооценка. К сожалению, такие люди опускаются и начинают пить то, что абсолютно нельзя. Это серьезная проблема, ей занимаются у нас многие министерства.

— Как вы оцениваете выступление главы областного управления Следственного комитета генерала Бунева, когда он сказал, что учреждения образования и социальной защиты финансируются по минимуму и от этого все проблемы? Другой вопрос: будет ли уволен министр ЖКХ Капитонов? Третий: вчера между мэрией Иркутска и правительством области возник спор — была ли переписка о запрете «Боярышника»? — воспользовался возможностью задать вопросы редактор «МК-Байкал».

— Было бы лучше разобраться, что конкретно повлияло на гибель детей в Черемховском интернате и на ситуацию в кадетском корпусе Усолья. Финансирование этих учреждений в Иркутской области намного лучше, чем во многих других регионах, — не все упирается в деньги, не все они решают. Я не вижу прямой связи между выделением денег и тем, что случилось.

По министру Капитонову: он был принят на год. Пока не хочу ничего говорить, вы знаете, я много раз отмечал: не люблю, чтобы о кадровых решениях узнавали сначала из СМИ, а потом из официальных источников. Завтра утром (22 декабря) вы о принятом решении узнаете (Капитонов освобожден от занимаемой должности, исполняющим обязанности главы ведомства назначен замминистра Сергей Малинкин. — Прим. ред.).

Про «Боярышник»: правительство области еще в апреле направило письмо в Министерство промышленности и торговли РФ, я говорил об этом. Что касается переписки, то у меня такое впечатление, что кто-то в городской администрации хочет отвести от себя ответственность. Утром я некоторое время занимался этим вопросом и дал поручение провести служебное расследование о том, куда девались письма, в какой срок был дан ответ и был ли это ответ по существу. В условиях ЧС расследование будет проведено в течение двух суток. По тем документам, которые мне предоставили, я видел, что ответ заместителя председателя правительства Логашова в адрес мэрии был. Независимо от результатов расследования могу сказать: за тем, кто и чем торгует в этих киосках, должны следить конкретные люди. А то думают, что письмо написали и этим закрылись. Так не годится.

О далеко не декабристах

— Недавно Антон Логашов получил еще и министерский портфель. Насколько эта модель будет активно применяться?

— Эта модель известна и имеет право на существование. Мы обсуждали эту идею с председателем правительства Александром Битаровым и решили, что на время, не на постоянной основе, мы можем это сделать. Это не с целью экономии заработной платы, это другая идея. Может быть, будут и другие совмещения. Работа министерства экономического развития, я думаю, будет теперь более эффективной.

 — Были претензии к министру Тетериной?

— Были, и они решались не очень быстро. Для меня важно, чтобы все делалось не только эффективно, но и быстро.

— Как вы оцениваете работу «советов избирателей Левченко»? — спросил редактор газеты «Байкальская Сибирь».

— Эта общественная организация приносит пользу, потому что у нас вообще очень низкая общественная активность. Есть отдельные люди, которые что-то делают, что-то решают. А тут создано объединение, которое берется на любой территории за любую проблему. Я поддерживаю эту организацию — она не всегда говорит приятные вещи, но пользу приносит.

— Фракция «Гражданская платформа» добилась того, что Законодательное собрание рассмотрит обращение к федеральным властям с требованием прекратить отправку в область осужденных на большие сроки в других регионах. Начальник областного Главка МВД генерал Калищук однажды доложил депутатам, что из пяти тысяч отбывших срок не менее четырех тысяч остаются в области, а это серьезно влияет на криминогенную ситуацию, на хронические болезни. Что вы думаете по этому поводу? — задал вопрос депутат ЗС Владимир Матиенко.

— К нам отправляли на отсидку сотни лет. Но есть декабристы, есть революционеры, а есть вот эти люди, далеко не декабристы. Я вас полностью поддерживаю. Ситуация у нас с отбывшими наказание очень сложная: и по туберкулезу, и по воздействию на наше общество. В XXI веке пора уже сделать так, чтобы Сибирь перестала быть местом отбывания наказания.

— Весной вы говорили в своем послании, что будут проведены исследования Байкала. Можно уже узнать результаты?

— Напомню, исследования Байкала идут много десятилетий. Я весной говорил, что на исследование проблемы водорослей, гибели губок, сокращения популяции омуля выделяется мало средств. В 2017 году мы будем проводить Международный водный экологический форум. Я пригласил специального представителя президента по экологии Сергея Иванова, и он приглашение принял. Направление по изучению соотношения сбросов и роста спирогиры будет усилено — пока данные не совпадают: в одном месте водоросли есть, а сбросов нет, есть и такое, что и сбросы, и водоросли в одном месте. Есть у нас такое направление, как «Безопасный город», многие понимают это так: вешать камеры и следить за скоростью машин. Мы понимаем иначе: будем следить через видеокамеры в постоянном режиме за сбросами и лесными пожарами.

— Есть ли у вас дети-школьники? Родители ропщут, хотят пятидневную неделю.

— У меня внуки-школьники, эту проблему я знаю. Министр образования дала рекомендации школам: если есть возможность, начальные классы можно переводить. Но это решение каждого образовательного учреждения, это их полномочия.

— Будет ли продолжено создание кадетского корпуса на базе ИВВАИУ?

— Мы заключили договор с компанией, которая оформит нам кадастровые документы и поможет передать имущественный комплекс в областную собственность. Я говорил об этом буквально неделю назад с заместителем министра обороны Цаликовым, он обещал ускорить эти процессы в министерстве.

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии