Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

С верой в искусство

17 сентября, 2010

 

Выставка живописи -- в католическом храме

Так называется выставка живописи, которая открылась в католическом Кафедральном соборе Непорочного Сердца Божьей Матери в честь его десятилетия. Выставка объединила работы двух иркутских художников -- Николая Вершинина и Николая Житкова. Эти полотна из фонда картинной галереи Дианы Салацкой DiaS были отобраны Генеральным консулом Республики Польша в Иркутске Кшиштофом Чайковски и настоятелем, главным викарием Католического собора отцом Владимиром. pasha_Versinin-versh

Название выставки можно понимать двояко -- как отражение веры в искусстве и как веру в созидающую силу искусства. Именно темой веры объединены десять не похожих одна на другую картин. Веры огромной, которая переживает трудные минуты и которая все-таки борется, побеждает, возрождается.

Сейчас этих художников нет в живых. Николай Вершинин умер в 2007 году незадолго до своего 50-летия, а Николай Житков в 2009-м, в возрасте 71 года.

-- Это большие художники, без преувеличения -- мэтры, -- говорит Диана Салацкая, хозяйка картинной галереи DiaS. -- Полотна, находящиеся здесь, рассказывают о человеке, о его месте в религии и о религии в жизни человека. То, что они находятся здесь и совершенно органично вписались в интерьер собора, говорит о правильности нашего выбора. Одна из моих любимых работ -- "Пасхальный натюрморт" Николая Вершинина. Некоторое время назад она висела у меня дома, сейчас находится здесь, и думаю, что я потом снова заберу ее домой. В юбилейное десятилетие я бы хотела пожелать собору благополучия и побольше хороших прихожан. Это очень важно, когда есть идеалы, когда есть что-то святое в душе человека.

-- Если говорить о Николае Вершинине, это, пожалуй, один из художников, который умер уже признанным, -- рассказывает искусствовед Ирина Федчина. -- Вершинин -- это было уже имя, его работы коллекционировали, хорошо покупали. Человек он был непростой, редко кого к себе допускал. У него был определенный круг друзей. Он был очень трудолюбив, писал много, развивался, менялся. Он был настолько сильным художником, настолько ярок как индивидуальность, что многие собратья по искусству в Иркутске пытались подражать ему. Живопись, которую вы видите, внутренне наполненная, напряженная. К церковной теме он обращался довольно часто

-- работы "Вербное воскресенье", "Пасхальный натюрморт", «Св. Николай».

А живопись Николая Житкова -- иная, тяжеловатая. Как оказалось, Николай Ефимович для меня остался загадкой. Я очень хорошо знала Житкова, но даже до конца не представляла себе, какой он. Когда после его смерти его жена привезла Диане Салацкой всю его коллекцию, для меня многое было открытием. Я не ожидала такой внутренней глубины раздумий. Он был какой-то ломаный, напряженный, не очень удовлетворенный собой -- это видно по его живописи. Это талантливый и очень разноплановый художник. И до конца не оцененный, в отличие от Вершинина. Может быть, потому, что он совсем другой по складу характера или ему не хватало тщеславия, честолюбия. У него были персональные выставки, но все это проходило как-то скромно.

Житков и Вершинин -- абсолютно разные, их картины даже разделили: они не должны стоять рядом, и это подчеркивает Ирина Федчина. Они и принадлежат к разным поколениям: Николай Житков -- к старшему поколению, Николай Вершинин -- к среднему. Но в иркутской художественной среде оба -- значимые личности. Каждый из них сказал свое слово, у каждого свой почерк, свое лицо. Одним словом, это, по большому счету, профессионалы.

…Отец Владимир, главный викарий Кафедрального собора, так объясняет свой выбор полотен:

 

-- Мы живем в одном городе, и замечательно, что люди, принадлежащие к разной вере, разным национальностям и культурам, мирно уживаются рядом, понимают друг друга. Я увидел это там, на картинах. Мне на глаза случайно попала одна из работ, «Голгофа», и в этот момент что-то во мне ахнуло. Я увидел наше прошлое: страдание человека и одновременно огромное единение. Этим они меня привлекли, эти картины.

…Выставка, приуроченная к юбилею, будет помниться дольше, оставит след в душе разных людей. Искусство -- это тоже путь к высокому, светлому, божественному. Поэтому мы решили разместить выставку живописи в храме.

Ольга Просекина, специально для "Байкальских вестей".

Фото Татьяны Аруевой, специально для "Байкальских вестей"

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии