Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

С корабля на балл

05 декабря, 2011

 

 

 

Порядок подсчета учительской зарплаты
имеет большое значение

 

Совместная пресс-конференция министра образования Иркутской области Виктора Басюка и председателя Комитета по социально-культурному законодательству Законодательного собрания Ирины Синцовой формально была посвящена завершению очередного этапа модернизации образования. По сути, речь шла о повышении заработной платы одной из категорий школьных работников, то есть учителей, и все мероприятие в целом оставило больше вопросов, чем дало ответов.

Несмотря на гордый вид и торжественное выражение лиц главного чиновника от образования и депутата, которая должна понимать в работе образовательных учреждений больше всех коллег по законотворческой деятельности, смысл их совместного выступления сводился к пяти цифрам.

В начале 2011 года средняя заработная плата учителей в Иркутской области составляла около 13 тысяч рублей. После проведения серии мероприятий по переходу на новую систему оплаты труда (именуемую вкратце НСОТ) она повысилась до 18 тысяч. В сентябре 2012 года зарплата должна вырасти до средней по промышленности в регионе, то есть до 23 тысяч. На дополнительные выплаты учителям правительство области по согласованию с депутатами в 2011 году направило более 1,4 млрд рублей, в 2012 году планируется 3,6 млрд.

Все стало якобы настолько хорошо, что, по словам Ирины Синцовой, в одну из школ Иркутска недавно трудоустроились два учителя, которые ранее работали в одном из банков.

Встречную историю про трех учителей, уволившихся из одной и той же школы сразу по итогам первой четверти, то есть как раз в момент повышения зарплат, Виктор Басюк категорически отмел: есть разные причины для увольнения, заявил он. Действительно, есть, но точно так же можно предположить, что и те бывшие банкиры покинули свои рабочие места не по причине очевидного превосходства иркутских школ перед банковскими офисами – могли, например, не справиться со служебными обязанностями...

Парадокс словосочетания «средняя заработная плата» заключается в том, что оно с недавних пор перестало удовлетворять даже привычных ко всяким словам журналистов – оно попросту ничего не говорит о реальном положении дел. Насколько известно, до сих пор никому из журналистов так и не удалось найти хотя бы двух-трех учителей, которые начали получать намного больше и довольны своими доходами.

Ирина Синцова, правда, уверила работников СМИ в том, что при анализе ситуации был проведен довольно тщательный мониторинг, позволивший установить, что учителя из южных районов области получают существенно меньше, чем их коллеги из Братского или Усть-Илимского района. Сказываются районные коэффициенты, учитывающие климатические условия в северной части области и кое-какие другие параметры, – на юге их нет, хотя ощутить существенную разницу между нашим севером и нашим югом можно только с помощью зажатого в руке термометра. А уровень цен на юге и севере отличается настолько, что северяне наверняка чувствуют себя беднее южных коллег.

Если участники процесса по переводу области на НСОТ владеют ситуацией в таких тонких деталях, как колебания заработной платы от района к району, было бы интересно послушать, где в области учителю жить хорошо. Вот только есть подозрение, что ответ придется искать очень долго.

Специально для более точного понимания ситуации и принятия оперативных мер во всем мире используется расчет медианной зарплаты – то есть заработка, который получает человек, находящийся точно посередине между самыми богатыми и самыми бедными. Интересные результаты можно получить при расчете децильных зарплат – то есть размера дохода, который получают 10 процентов самых бедных и 10 процентов самых богатых. Ничего этого правительство пока не делает и не раскрывает.

А ведь это интересно. Среднюю заработную плату можно получить по-разному: можно повысить зарплату всем – просто за то, что человек согласился посвятить свою жизнь высокому служению обществу, обучая и формируя личности учеников. А можно установить зарплату в  миллион рублей 1045 директорам школ – и может оказаться, что средняя зарплата поднялась еще выше.

Нынешнее повышение, о котором Виктор Басюк и Ирина Синцова говорят с понятной гордостью, было обещано, между прочим, еще Борисом Ельциным в первый год его президентства – аж 20 лет назад. Можно радоваться за тех, кто получил наконец обещанное повышение, но не получается, потому что остается без ответа вопрос – хватит ли у правительства средств на гонку за медленно, но все же растущей зарплатой в промышленности региона? В следующем году, если все пойдет как запланировано, нефтяники области доведут производство черного золота до 7 млн тонн, что приведет к очередному скачку зарплат, – получат ли учителя повышение до любого уровня, на который сможет подняться экономика области?

Еще один не дающий покоя вопрос: понимают ли министр и председатель комитета, к каким последствиям приводит новая система оплаты труда? Повышение ведь было не механическим – всем сестрам по серьгам, независимо от каких-либо обстоятельств. На 30 процентов подрос фонд оплаты труда, распределяющийся по итогам работы в предыдущем месяце. Знакомый учитель из Иркутского сельского района пояснил, как работает эта система:

– За ноябрь я получил 16 тысяч рублей. Но 4 тысячи из них – стимулирующая выплата, которой в следующем месяце не будет. Выплата сложилась за внеплановые мероприятия –проведение среза знаний в октябре, олимпиаду в сентябре и научную публикацию в августе. За каждое мероприятие – несколько баллов, каждый балл – около 300 рублей. В следующий раз мне просто не дадут столько баллов, да и невозможно за месяц провести столько мероприятий. А как проходит дележка баллов – постороннему и представить трудно. Коллектив перегрызся.

Чего, собственно, и следовало ожидать, ведь система до смешного напоминает давно применявшийся в промышленности коэффициент трудового участия: молодым рабочим при такой системе по определению доставался самый минимум, в бригадах происходили ссоры и склоки – до тех пор, пока мастера не начали распределять КТУ по собственному разумению. В школах ту же роль будут исполнять директора, которые могут получать в несколько раз больше, чем рядовые педагоги, – причем коэффициент роста устанавливает учредитель образовательного учреждения, то есть мэр муниципального образования. Минимальный коэффициент, по словам министра, составляет 1, в реальности он вряд ли встречается: какой смысл делать карьеру, если получаешь столько же, сколько обычный предметник?!

В октябре свое недовольство новой системой и показным ростом средней (то есть ничьей персонально) зарплаты высказывали несколько сотен учителей, вышедших на митинг перед домом правительства. На площади, в толпе учителей, Виктор Басюк был исключительно вежлив и предупредителен, обещал разобраться с каждой жалобой и приглашал в свой кабинет. Спустя два месяца он называл митинг заказной акцией, организованной руководством профосоюза работников образования. Партнерский характер отношений министерства и профсоюза как-то сразу стал выглядеть сомнительным...

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии