Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

С Иркутском связанные музы

10 ноября, 2014

 

Фотопроект Эльфриды Невзоровой


Рассказать о красоте Сибири и попытаться раскрыть великую  тайну творчества постаралась своей фотовыставкой иркутский фотохудожник Эльфрида Невзорова. Выставка проходит в областной библиотеке имени И.И.Молчанова-Сибирского, а совсем недавно она развернулась и в здании Дома литераторов имени П.П.Петрова на ул. Степана Разина. Выставка  по настроению светлая, радостная, приветливая, располагающая к размышлению и неспешным думам, а женщина, ее воплотившая, — улыбчивая и обаятельная.

За основу выставки Эльфрида Невзорова решила взять то или иное литературное произведение, связанное с Иркутском, Байкалом, Сибирью, и, вдохновившись им или его литературными  персонажами, запечатлела на фотоснимках их «отражение», создав свое видение этих образов через объектив. Иногда  бывало и наоборот, когда уже сделанный снимок вдруг «находил себя» в каком-то литературном образе.

Вот как сама фотограф комментирует рождение своего проекта:

— Несколько лет назад в брошенной деревне я сделала щемящую фотографию опустелого, уже разрушенного дома. Крыша местами обвалилась, полы сгнили и отступили перед густым бурьяном, но слепые окна по-прежнему смотрели в поле, такое же мертвое и чужое. «Это живая иллюстрация к «Дому окнами в поле» Вампилова, из которого ушла жизнь», — подумала я. Решила внимательно перечитать пьесы, рассказы драматурга. И постепенно  известные литературные образы наполнялись актуальным содержанием.

Вдруг, словно вместе, мы прошли по знакомым улицам Иркутска, окинули взором нашу малую родину под названием «Провинция», порассуждали о жизни. Но у меня в руках был фотоаппарат, и я попробовала совместить художественные образы Вампилова со своими, но так, чтобы они не были иллюстрациями к его произведениям, а звучали вместе. Одни фотографии полностью совпали с образами, другие — дополнили их, третьи — предлагали взглянуть на них в новом ракурсе. И неожиданно возникла атмосфера документальности вампиловского слова, обнажились естественные корни  творчества и всей нашей жизни. Провинциальные анекдоты превратились в провинциальные аксиомы — о добре и зле, любви и дружбе, одиночестве и смысле жизни.

Я считаю, что провинция состоит из деталей — маленьких, порой незаметных, но значительных для каждого из нас. Увидеть их, сложить вместе, превратить в метафору — и есть творчество. И для литератора, и для фотографа.

Первая выставка, имевшая успех у зрителей, подтолкнула Эльфриду к следующей, в которой она поднимает уже более весомый пласт литературы, связанный с Иркутском, Байкалом, Прибайкальем.

— Иркутская муза вдохновляла писателей и поэтов, беллетристов и летописцев с первых лет основания города, — говорит фотохудожница. — И здесь уместно и важно вспомнить протопопа Аввакума, который проплыл в забайкальскую ссылку еще мимо пустых берегов в устье Иркута, а возвращался уже мимо нового городища.

Прохожу от снимка к снимку. Вот огромных размеров дерево, одиноко стоящее на ветру веков. Сколько же лет этому великану? Сколько бурь  и гроз испытало его большое, искалеченное тело? И как трогательно смотрится под ним маленький ребенок, укрывшийся в его тени и не ведающий пока ни о старости, ни о немощи, ни о других тайнах мужественного исполина.

Приходит на память распутинская повесть «Прощание  с Матёрой» (с ней проводит аналогию и Эльфрида), в которой росла «на поскотине огромная лиственница. Она возвышалась среди всего остального, как пастух среди овечьего стада, которое разбрелось по пастбищу. Но говорить «она» об этом дереве никто не решался, пускай даже пять раз грамотный. Нет, это был он, «царский  листвень» — так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми… Неизвестно, с каких пор жило поверье, что как раз им, «царским лиственем», и крепится остров к речному дну, к одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет и Матёра».

Фотообъектив камеры Эльфриды Невзоровой привлекло и творческое наследие сибирского поэта Ивана Молчанова-Сибирского. В 30-х годах он был уже признанным поэтом, лидером иркутской литературной братии. В 1936 году именно Молчанова-Сибирского делегировали  в Москву на первый съезд писателей, где он постарался как можно ярче и интереснее рассказать об иркутских писателях, привлечь к ним внимание. Стихотворение Молчанова-Сибирского «Осеннее», написанное им в 1923 году, навеяло фотохудожнице соответствующее настроение. Ее взгляд увидел в реальности то, о чем когда-то грустил поэт, запечатлев настроение в слове, а она — в фотоснимке:

Под вуаль паутины скрылось золото листьев.
У рябины — рубинов светят тяжкие кисти.
Солнце стало с монету, часто прячется в тучах.
После пылкого лета стало время тягучим.

— Мне очень понравилась идея Эльфриды и Владимира  Невзоровых создать такую фотовыставку, —  говорит поэт Владимир Скиф. — От ее снимков исходит свет, ум, правда. Можно подолгу стоять и размышлять над каждым из них. В нашей  сибирской литературе много достойных произведений, которые могут вдохновить на такие фотоработы.

…Гуляя с фотокамерой за городом, Эльфрида Невзорова набрела на такие места, которые напомнили ей по настроению и одно из стихотворений Владимира Скифа:

И вкривь, и вкось стоят заборы на чахлой родине моей.
Молчат тележные рессоры, торчат седины ковылей.
Не вижу золотого хлеба, что убирали в сентябре…
Лишь конопля растет до неба в пустом, заброшенном дворе.

Есть у Невзоровой фотоработы, связанные с творчеством Жюля Верна,  Константина Седых, Георгия Маркова,  Евгения Евтушенко, Геннадия Машкина, Анатолия Байбородина, Марка Сергеева  и многих других писателей.

— Сорок лет назад, — говорит Эльфрида, — замечательный иркутянин Марк Сергеев задумал и начал грандиозный проект «С Иркутском связанные судьбы». Десять лет он рассказывал о своих находках по иркутскому телевидению и издал первую книгу из цикла задуманного. Мой проект куда скромнее. Я хотела лишь напомнить о нас, сибиряках, иркутянах. О нас — в прошлом. А фотографии — как зеркало нашей жизни, словно магический кристалл, чтобы всмотреться и подумать.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Владимира Невзорова.

На фото: Царский листвень Валентина Распутина;

Александр Вампилов — дом окнами в поле;

Вячеслав Шишков — Угрюм-река;

Иван Молчанов-Сибирский — После пылкого лета…

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии