Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Россия. XX век. XX съезд

29 Февраля, 2016


70.jpg

Шестьдесят лет назад, в феврале 1956-го, в Москве состоялся XXсъезд КПСС. Наиболее известной его страницей стал закрытый доклад Никиты Хрущева о культе личности Сталина. Однако значимость XXсъезда не исчерпывается критикой сталинизма. Она, эта значимость,  актуальна и сегодня. Более того, актуальность в последние годы нарастает.

События, подобные ХХ съезду, — суть советской тоталитарной системы,  закономерность ее существования и развития, которую можно описать как единство противоположностей — «обновление/деградация». Взаимосвязь этих понятий  прослеживается на каждом этапе советской истории.  «Военный коммунизм», когда была запрещена торговля и отменены деньги, введена трудовая повинность и существовало равное распределение материальных благ (второе воплощение первобытного коммунизма), привел к голоду и крестьянским волнениям. После Кронштадтского восстания наступило время новой экономической политики, хозяйственное обновление сопровождалось деградацией коммунистической идеологии. Коллективизация и индустриализация, сменившие НЭП, способствовали обновлению марксизма-ленинизма (сталинская идея о строительстве социализма в одной стране) и материальной и духовной деградации населения. Советская власть, постоянно самоотрицаясь и саморазоблачаясь, тем не менее успешно себя воспроизводила. 

Коммунистическая идея о всеобщем счастье, достичь которого вроде бы мешали сначала остатки эксплуататорских классов, затем — троцкисты, бухаринцы, зиновьевцы и, наконец, «враги народа» в широком понимании, породила террор, высшую форму самоуничтожения. Большой террор с воодушевлением был воспринят народом как совершенно справедливая кара врагам социализма. И почти поголовный самооговор мнимых врагов — психологическая загадка, которую не объяснишь только физическими пытками. Суть в социальной природе советского человека. Социалистические идеи, по мнению известного советского философа Абрама Деборина, способны превратиться в социалистические чувства, которые переделывают человека со всей его сложной психикой. Возникает homosovieticus.

В основу создания «Всероссийской Трудовой Коммуны» (определение РСФСР Конституцией 1918 года) был положен принцип классовой борьбы,  порождающий агрессивную ненависть, которая воплощалась в лозунгах-командах: «Грабь награбленное!», «Ликвидировать как класс!», «Смерть врагам народа!» и т. п. Прав философ Николай Бердяев, скорбно заметивший: «Классовый антагонизм и классовая борьба отравили души людей страшными ядами — завистью, ненавистью, злобой». У советского человека постепенно атрофировались понятия чести, собственного достоинства и внутренней свободы. Социальная реальность была пронизана непримиримой борьбой против внутренних и внешних врагов. Человек в условиях постоянной конфронтации стал государственной собственностью, заложником тоталитарной власти, что заставляло его говорить одно, думать — другое, подразумевать — третье. Своеобразная Троица коммунистической веры, советской квазирелигии.

Доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях», громогласное разоблачение преступлений, в которых разоблачитель активно соучаствовал вместе с партией и большинством народа, — пример такого человека. Своеобразный советский кентавр — «обвинитель/обвиняемый». Этот социальный феномен можно объяснить тем, что террор понимался как всеобщее благо, защита революционных завоеваний, социалистических ценностей. Человек в условиях советского тоталитаризма  был идентичен государству, чувствовал себя субъектом политической власти. Но в действительности он был марионеткой в руках государства/партии/вождя, или, как говорил Ленин, «колесиком и винтиком единого общепролетарского механизма».

Создание нового человека — такой была главная цель советской власти. Один из большевистских теоретиков Николай Бухарин утверждал: «Пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов, является методом выработки коммунистического человека из человеческого материала капиталистической эпохи». Спустя почти два десятилетия после ХХ съезда авторы книги «Советские люди» (Политиздат, 1974) заявили: «Советский Союз стал родиной нового высшего типа человека разумного — Хомо Советикус». Появление советского человека как психологического явления подтвердил ХХ съезд КПСС.

Человек рождается с изначальными нравственными побуждениями, каковыми являются совесть и эмпатия. Совесть дает ощущение стыда, когда человек понимает, что он нарушает нравственные нормы. Эмпатия/сопереживание — это способность ощущать чужую боль как свою (чужого горя не бывает). Коммунистическая идеология заменила эти врожденные жизненные устои.  В таких условиях появляется непримиримый борец за коммунистические идеи типа пионера-героя Павлика Морозова. «У нас тысячи таких, как Павлик», — писала  в 30-е годы «Комсомольская правда». В материалах XXсъезда — один из них: «Считаю своим долгом, долгом коммуниста изложить Президиуму ЦК КПСС свое мнение по вопросу культа личности. Сказана правда, вывод справедлив. К такому мнению я пришел не сразу, а путем долгих раздумий. Трудным для меня был этот путь — путь внутренней борьбы и противоречий. Но какова бы ни была, хоть горькая — она лучше миража. Мне не с кем, кроме Президиума ЦК КПСС, поделиться этим нелегко давшимся, но твердым мнением. Надеюсь, что вы поймете меня. В. Сталин». Сын вождя был воспитан в советском духе.

За шесть десятилетий в России сменилось несколько идеологий: коммунизм, антисталинизм, перестройка, антикоммунизм, державное православие. Но тоталитарная власть, распавшись на множество составляющих, осталась прежней. Сохранились и прежние методы управления, как-то: поиск врагов, внутренних и внешних, государственный разбой, лживое коварство власти, бюрократическая безответственность, коррупция. Все это привело к утрате моральных ориентиров, интеллектуальной пустоте, нравственной деградации власти и большей части общества. В этом, к сожалению, и нынешняя актуальность ХХ съезда.

Владимир Томилов, специально
для «Байкальских вестей». 

На фото: Президиум XX съезда КПCC.
За трибуной первый секретарь ЦК Н.С. Хрущев   

P. S. ХХ век, ХХ съезд. Есть что-то непознанное в этих двойных косых крестах. Напомню: первый из учеников Христа апостол Андрей, по преданию распространявший христианское учение на холмистых берегах Днепра, был распят на косом кресте. ХХ век — коммунистическое распятие России. ХХ съезд — попытка покончить с этим распятием. Пока неудачная. И дело не в том, что сейчас нет КПСС, да и КПРФ не возглавляет страну. Дело в существе, в содержании нынешнего времени — оно во многом созвучно болезням прошлого. Наступил ХХI век. Уверен: ХХ съезд впереди.  

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии