Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Романса новое звучанье

09 апреля, 2012

 

 

Так можно было бы назвать концерт камерной вокальной и инструментальной музыки, который состоялся 30 марта в органном зале Иркутской областной филармонии.

 

Он оказался весьма интересным и необычным по многим причинам.  Жанр романса, объединивший все исполненные произведения, царствовал весь этот вечер. И редко исполняемый в концертных программах вокальный цикл Р.Шумана «Любовь поэта» на стихи Г.Гейне, и романсы С.Рахманинова «Апрель», А.Рубинштейна «Ночь» в переложении для скрипки и фортепиано, и инструментальные сочинения Л. ван Бетховена, П.Чайковского, Р.Глиэра, Д.Шостаковича и Ф.Крейслера, написанные все в том же жанре романса, — все было пронизано чувством и раскрывало множество красок жанра.

Выступление студентов Иркутского музыкального колледжа имени Фридерика Шопена (класс преподавателя Л.С.Недбай), великолепно исполнивших партию фортепиано в произведениях названных авторов, стало причиной нескрываемого интереса слушателей, что ощущалось по настроению зала. Исполнение фортепианной партии именно в этих сочинениях — одна из нелегких задач не только для начинающего музыканта, но и для опытного мастера.

Вокальный цикл Роберта Шумана «Любовь поэта» был написан композитором в 1840 году. Биографами композитора этот счастливый в его жизни период назван годом песен, поскольку именно в то время были созданы его лучшие вокальные сочинения. Но цикл «Любовь поэта» занимает среди них особое место. Сочинение написано на автобиографические стихи Г.Гейне «Лирическое интермеццо», в котором поэт рассказывает о своей юношеской любви.

Эмоционально-психологический настрой стихов перекликался с душевным состоянием самого Шумана, совсем недавно пережившего подобные чувства. Душевные беспокойства и волнения были связаны с многолетней борьбой Роберта Шумана за счастье воссоединения с Кларой Вик. Отсюда и особый строй звучания всего цикла в целом — необычайно искренний и глубоко наполненный эмоционально.

Основная сложность при исполнении вокальных сочинений Шумана заключается в сохранении равной значимости вокальной и фортепианной партий, а порой и в преобладании последней, так как именно в партии фортепиано часто выражается главный смысл стиха. Исполнители — Ирина Сараева (сопрано) и третьекурсник колледжа Михаил Гордеев (фортепиано) — очень искренне отразили эмоциональное настроение каждой песни цикла, чем обеспечили себе теплый прием слушателей.

Инструментальные произведения вечера открыли одну из страниц истории развития жанра романса. Некоторые из исполненных произведений в определенной степени тоже можно назвать автобиографическими. Романс С.Рахманинова «Апрель. Вешний праздничный день» — свидетельство одухотворенного юношескими мечтаниями творчества молодого композитора, как и «Романс» для скрипки с оркестром в переложении для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена. Проникновенное выражение любовных чувств мы находим в «Романсе» П.Чайковского, посвященном Д.Арто и первоначально написанном для фортепиано. Красоту романтического восприятия природы воплотил А.Рубинштейн в романсе «Ночь». Яркими образцами разносторонне направленного инструментального творчества композиторов стали произведения Р.Глиэра («Романс» из балета «Красный цветок») и Д.Шостаковича («Романс» из Третьей балетной сюиты).

Дуэт исполнителей — Вера Галеткина (скрипка) и студентка IV курса колледжа Екатерина Лапко (фортепиано) — тонко и одухотворенно передал романтический характер каждого сочинения, завершив программу вечера восторженным «Романсом» Ф.Крейслера для скрипки и фортепиано.

Лишь только умолкли последние звуки скрипки, зал наполнился продолжительными аплодисментами, что говорило о многом. Но особенно радовали счастливые лица молодых исполнителей, ощутивших себя в этот вечер настоящими музыкантами.  Восторженные возгласы слушателей «Браво!» завершили концерт.

 

Ольга Чиркова, музыковед,
специально для «Байкальских вестей»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии