Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Откровение от Лукки

23 апреля, 2019

В иркутской арт-галерее «DiaS» проходит выставка «На краю живописи», автор которой – петербургский мастер с мировым именем, резидент музея современного искусства «Эрарта» Валерий Лукка.

Экспозиция состоит в основном из абстрактных композиций и пейзажей позднего периода творчества художника, написанных в 2010-х годах. Все они пронизаны духом Петербурга, атмосферой мастерской-мансарды, запахом краски, деревянных полов и дверей, иные из которых служат холстом для художника. Створки шкафа, широкая оконная рама, разломанная дверь под слоем краски, фрагменты ткани, картона, ржавых металлических проводов превращаются в особенный, «живой» рельеф.

16-1.jpg

К фактурности, рельефности, часто трехмерности изображения, мастер обратился еще в 70-х годах. Плотность и многослойность, холодность оттенков также характерны ряду работ и уходят в ранний период творчества. В художественной среде Валерия Лукку определяют как «концептуального экспрессиониста». Есть в его работах отсыл к классике (известно, что художник часто пишет сюжеты на мотив работ классических мастеров), ироничность, а сама манера часто выходит за пределы определений, слишком много в ней самобытности, сопротивления установленным границам и рамкам.

Размашистые штрихи, образы при ближайшем рассмотрении наполняются деталями, многие из которых проработаны предметно, – солнечные лучи, портфель, цветок, черты лица, едва заметные отблески, светотени, тончайшие мотивы среди «хаоса» краски. Благодаря этому увиденная издалека работа оживает, воображение или же ассоциативная память откликается на знакомые образы, и мы уже слышим шумы, скрипы двора-колодца, ощущаем городскую пыль или бьющуюся волну в Колпино.

Именно это невозможно переоценить – ощущения увиденного, проживания вроде бы собственного опыта, но того, что происходит на картине. Взгляд, воспитанный на классике, сразу может не принять экспрессию штрихов, элементы излюбленной художником смешанной техники: ткани, хлама, фрагментов мусора, картонок. Они будто выбиваются и не к месту.

16-2.jpg

В этой кажущейся необязательности содержится мысль, что появление такого элемента дает акцент, уточнение, усиление изображенного, возможность прочувствовать личное. Если «прислушаться», откроется живой Петербург, его окрестности, его жители, а возможно, любой другой город. Ты тактильно все это ощущаешь. Тем не менее большая часть пейзажей или композиций не создает иллюзию умиротворения, уносящего к набережным Невы, в них ощутим еле сдерживаемый взрыв, тревожность, нерв.

Из деревянных створ нас изучают «Осип Мандельштам и Марина Цветаева». Они уже видели все происходящее и даже слышали наши мысли, поэтому их взгляд не пристальный, а блуждающий, меланхоличный. Сложив ногу на ногу, прикрыв глаза и локтем нарисовав ломаную линию, спрашивают: «Мы когда-нибудь увидим что-то новое, потрясающее воображение? Пожалуйста, не делайте такой серьезный вид». Чуть левее открывается пейзаж «Апраксина двора», весь из картона, местами запущенный, напоминающий муравейник и окрестности рынка, например, в том же Иркутске.

16-3.jpg

 В аналогичном ритме композиция «Всюду Африка или Азия», и в Петербурге, и в Иркутске (рядом очень к месту графин и стопки – инсталляция оформителей). Среди прозаичности жизни есть место и солнцу, которое алеет сквозь дымку и заваливается в воду, за горизонт, куда ему больше захочется («Заход солнца в Колпино»). Уходя, не забудьте полюбоваться «Зеленой скрипкой» и молча, глядя на дверную скважину, решить для себя, нашли вы ключ к Лукке или он к вам. Или, может, все-таки в следующий раз?

Отдельное спасибо за дизайн и оформление: графин с инкрустацией, водочные граненые стопки, слегка надкусанное яблоко, холщовая ткань-мешковина, венские стулья – особый шарм этой выставки.

Елизавета Тирон, специально
для «Байкальских вестей».

Фото арт-галереи «DiaS»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии