Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Бунтари и мечтатели

10 августа, 2015

В Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева проходит интереснейшая выставка под названием «Великие классики XX века».

Работы, представленные на выставке, приобретены за рубежом группой красноярских инвесторов для показа в России, и прежде всего в Сибири. На выставке представлены литографии и графика художников, совершивших революцию в искусстве, определивших основные течения модернизма, — Марка Шагала, Сальвадора Дали и Анри Матисса. Художники работали с разными видами и техниками искусства, занимались не только живописью, но и графикой — в частности, литографией, которая и представлена на выставке. Литографии имеют определенный тираж и потому более доступны. Но при этом они не менее интересны, они сохраняют ту же стилистику и образность, и их исполняла та же рука.

Важно сказать, что идти на эту выставку нужно, имея хотя бы минимальное представление о процессах, происходивших в искусстве начала XX века, и это будет ключом к пониманию новаторского языка трио великих художников. Тогда не будет недоуменных вопросов: «Это и есть классика? А это на что похоже?» — указывая на графическую работу Дали, на которой вместо телефонной трубки на аппарате возлежал омар, — спрашивала посетительница выставки у своей спутницы. Та, естественно, только пожимала плечами.

Начало прошлого столетия для изобразительного искусства стало революционным. Этому способствовали научные открытия и социальные потрясения. Художники больше не хотели рисовать с натуры, они искали новые формы, средства и способы отображения мира. Они по-новому пытались осмыслить цвет, форму, пространство, движение и время.

Работы испанца Сальвадора Дали — пожалуй, самого оригинального, неординарного художника ХХ века, не только писавшего причудливым образом свои картины, но и выстраивающего таким же образом свой быт, свои поступки, свою жизнь, свое мировоззрение, — вот так лобово, с наскока, не возьмешь, не разгадаешь. Всю жизнь Дали был эпатажным художником, он наполнял свои картины самыми невероятными фантазиями, видениями, символами и фрагментами снов. На его творчество оказало большое влияние учение психоаналитика Зигмунда Фрейда.

1.jpg

В голове Дали всегда жила мысль: как стать знаменитым? Как выделиться из огромного круга талантов? Тщеславие — могучий рычаг для одаренного человека. Кого-то оно ведет к подвигу, кого-то заставляет проявить лучшие стороны характера и души, Дали предпочел идти совершенно иным путем: он решил шокировать! Начав самостоятельную дорогу в живописи, Дали принялся бороться со здравым смыслом. Помимо того что он безостановочно писал свои жуткие фантазии, он вел себя весьма оригинально. В его работах нет однозначного смысла, содержания и сюжета. Скорее это какой-то ассоциативный ряд. Его графические листы из серии «Воображения и объекты нашего будущего», представленные на выставке, хочется рассматривать подолгу — беглым взглядом не охватишь всех деталей, не разгадаешь даже малой доли закодированных смыслов и посланий. Это своеобразная игра разума, шутка, для разгадки которой нужен всё-таки более внимательный подход и запас времени. Беглый взгляд здесь ничего не даст, кроме недоумения или даже раздражения.

Сальвадор Дали был гением саморекламы, поэтому совершенно ясна его следующая тирада: «Наше время — эра кретинов, эра потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно». И уже тогда, когда стал знаменитым, его постоянно заботила мысль о том, как удержаться на волне популярности и успеха. Поэтому он эпатировал всегда и даже к концу жизни все ярче и безудержнее. Он и смерть свою сумел обставить так, как никто другой. Завещал похоронить себя в своем доме, под одной из плит главного зала. Но под какой, никто не знает.

А вот чтобы понять и принять творчество Марка Шагала, интеллект нужно отключить, а вместо него включить чувственное восприятие. Так советуют искусствоведы. Осмыслить Шагала можно только через чувства, через ассоциации, через сердце. Он завораживающе красив. Сам стиль рисунка в чем-то похож на детское искусство, это наивная манера письма. Его герои ведут себя произвольно — они летают, ходят вниз головой, люди превращаются в странные существа, от человеческих фигур отскакивают головы или руки, обнаженные женщины удобно устраиваются в букетах цветов. Мир быта попадает в какое-то новое измерение, где человеческие фигуры и перевернутые дома летают вверх ногами, а коровы играют на скрипке.

2.jpg

В 1922 году Марк Шагал эмигрировал из России, а в 1937 году получил французское гражданство. Российский художник еврейского происхождения большую часть жизни прожил в Париже. Покинув Россию, он тосковал по родине и отразил в своем творчестве родной Витебск, где прошли его детство и юность. Любовь, полет и поэзия цвета — главные темы в его творчестве. Именно любовь наделяет человека способностью парить над миром, и она же заставляет цвета петь, превращая живопись в поэзию.

В основу художественного творчества Шагала положено национальное самоощущение. Он, думая о далекой родине, вспоминал еврейский фольклор, еврейские поговорки, слышанные в детстве и в молодости, и старался визуализировать их на бумаге. Национальное сознание настолько полно овладело его душой и разумом, что он вносил элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов.

Сегодня работы Марка Шагала являются одними из самых популярных и дорогостоящих в мире. Художник иллюстрировал гоголевскую поэму «Мертвые души», и эти графические листы также представлены на выставке. Сколько поэтического начала в этой летящей за окном России!

И вот —Анри Эмиль Бенуа Матисс — французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма — направления в живописи, названного так после выставки на Осеннем салоне в Париже в 1905 году, когда за яркие и кричащие краски его работ один из критиков назвал их «дикими». Но впоследствии именно это направление стало одним из революционных в живописи начала XX века. Творчество Матисса выражало праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, витражах, гравюрах, литографиях, которые утверждали красоту и радость жизни.

3.jpg

На выставке в художественном музее представлены литографии Матисса, а также работы в технике вырезок из цветной бумаги («декупаж»).

Всю жизнь Матисс искал гармонию формы и цвета. Как их соединить, не нанося «ущерба» ни тому ни другому, привести их в состояние гармонии? Чтобы найти эту гармонию, Матисс изучал искусство Востока — ковры, декоративные узоры, орнаменты, в которых иначе решается изображение пространства. Орнамент — это определенный шифр. Матисс решил, что картины тоже можно выстраивать орнаментально.

Матисс — счастливый художник, он соединяет радостные цвета. У него нет депрессивных и тягостных состояний. В представленных графических работах мастера, которые мы видим на выставке в Иркутском художественном музее, это только жизнерадостные краски мастера. Здесь и удивительная коллекция сине-белых работ Матисса, где изображены фигуры в движении. Чем дольше смотришь, тем труднее оторвать взгляд от сине-белого танца на листах бумаги. Казалось бы, всего-то два цвета и несколько линий, но насколько точно переданы пластика и эмоции движения в этих литографиях!

Рисунки Матисса настолько динамичны, ярки, своеобразны, что их невозможно смешать ни с какими работами других прославленных рисовальщиков его времени.

Выставка замечательная. Она заряжает энергией, хорошим настроением, ощущением прикосновения к духовному миру великих художников, принадлежащих к славной плеяде бунтарей и мечтателей XX столетия, обозначивших своим творчеством начало новой эпохи в художественной культуре человечества.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Сальвадор Дали. «Жидкая ванна с торнадо»;

Марк Шагал. «Солнце и красная лошадь»;

Анри Матисс. «Сине-белый танец»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии