Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Провинциальные аксиомы

01 июля, 2013

 

 

Под таким названием в Центре Вампилова открыта выставка Эльфриды Невзоровой

 

 

В Культурном центре А.Вампилова 20, 21 и 24 июня состоялись мероприятия проекта «Свидания у Вампилова». «Свидания» — это, конечно же, разного рода творческие акции. Первая из них — фотовыставка Эльфриды Невзоровой «Провинциальные аксиомы. Образы Александра Вампилова как состояние души». День второй — вручение даров Центру Вампилова и концерт студенческой филармонии Восточно-Сибирской государственной академии образования. День третий — презентация новой книги народного артиста России, ветерана охлопковской сцены Виталия Венгера. И сегодня — о дне первом, главная героиня которого — Эльфрида Невзорова.


Эльфрида Невзорова — ведущий редактор издательства Иркутского государственного университета, автор книг, действительный член Русского географического общества, член Иркутского фотографического общества, дипломант региональных и международных фотовыставок, автор персональных выставок в России и Южной Корее, лауреат международных фестивалей видеофильмов.

 

— Эльфрида, я тебя знаю, прежде всего, как филолога, редактора издательства. Скажи, когда тебе довелось впервые взять в руки камеру и когда ты ощутила, что это тебе необходимо?

— Все было в детстве, как и у всех… Как у многих из нас, были простенькие камеры…

— Тогда попытаюсь отгадать: твой первый фотоаппарат — «Зоркий»? «Смена»?

— «Смена», естественно! У всех в то время была примерно такая техника.

— И ты уже тогда поняла, что фотография для тебя будет надолго и всерьез?

— Всерьез для меня это никогда не было. Просто это очень нравилось… И если поспрашивать моих университетских однокурсников, одногруппников, тех, у кого сохранились фотографии из того времени, то это будут в основном мои фотографии. Я снимала многие годы, не особенно задумываясь, для чего это и зачем, до тех пор, пока мой муж меня к этому не подтолкнул: давай готовить выставку! Пора, у тебя уже столько наработано! Столько разного, интересного!

— Эльфрида, к сегодняшнему дню у тебя и книжки есть — я больше знаю последнюю, но она ведь не единственная?

Конечно. Книжка первая — «Садовый дизайн Прибайкалья». Эта книжка по итогам всероссийского конкурса вошла в престижный список «Лучшие книги России» 2005 года. Меня даже пригласили в Москву, где вручили грамоту правления Ассоциации книгоиздателей.

Потом была «Книга дружбы» — групповой проект общества «Байкал-Япония», куда вошло очень много моих фотографий. Выходили авторские фотоальбомы — со своим видением, с философским подтекстом… И совсем недавно вышла большая книга «В поисках радости»…


…Эльфрида Невзорова, которую я воспринимаю как человека солнечного, открытого, нашла точное название-определение этой своей книги. «В поисках радости» она садится за руль автомобиля или в самолет и отправляется в путешествие, дальнее ли, близкое, — а иногда и путешествие такое исчерпывается поездкой на дачу — ведь при желании и там можно найти источник радости, поводы для нее. Согласитесь, порой для того, чтобы ощутить полноту и красоту жизни, вовсе не обязательно наматывать на колеса сотни километров, хотя это и обещает новизну впечатлений. Но и рядом, поблизости, можно увидеть прекрасный цветок, выразительный изгиб ручья или береговой линии залива, удивительный уголок природного ландшафта. Можно и своими руками помочь природе сотворить такое — было бы желание. Так и поступает Эльфрида, устраивая у себя на своих традиционных «сотках» и сад камней, и уголок созерцания…

Эльфрида — из тех людей, которые способны оторвать глаза от асфальта под ногами или луковых грядок на даче — и увидеть в малом огромный мир, полный красоты и гармонии. И помогает увидеть это другим: запечатлевает то, что поразило ее, что вызвало прилив радости. В этой ее книге есть фотографии, от которых захватывает дух, хотя это просто цветок, просто деревья, просто камни. Гладь воды. Игра света на закате. Радуга над лесной тропой.

А уж если и в самом деле Эльфрида отправилась в путешествие (а путешествует она обычно вдвоем с мужем Владимиром), тут жди и вовсе непредвиденного… Фотографии, сделанные ею в таких поездках, поражают красотой ландшафтов. Это, действительно, нечто. Что-нибудь вроде императорских садов в Пекине — Парка Глубокой Гармонии, или Парка Ихэюань, или Парка в Запретном городе в том же Пекине, — живописные, поистине мистические, магические места, в которых она побывала. Но и здесь в ее фотографиях, кажется, главенствует не столько экзотика, сколько философия…


— У тебя на счету уже много интересных поездок, откуда ты привозишь немало отснятого материала?

— Ну да, мы все куда-то ездим… Корея, Китай, Турция (не курортная Анталья, конечно, а исторический Стамбул)… Разные материки, разные культуры, разные города, площади, парки — все древнее, с интересной и неповторимой историей. В Пекине, например, меня очень привлекали старые деревья — почему у меня сердце сжимается, когда я вижу, как в нашем городе вырубают без всякой необходимости старые тополя. Думаю: что вы делаете? Ведь вы легкие нашего города уничтожаете. Они берут на себя всю пыль, грязь — им надо спасибо сказать, а не вырубать их.


…Сразу перед глазами: какие деревья запечатлены Эльфридой для этой книги!.. Огромные и низкорослые, шаровидные или с плакучими ветвями, — они выглядят предельно ухоженными — ни одной сухой ветки! И оглянитесь вокруг себя в нашем городе…
— Эльфрида, твои планы — о чем? Новые поездки — куда?

— Есть планы, есть грандиозный проект, под который у меня нет спонсора, а потому говорить о нем не буду пока. Вообще, этот проект связан с северными городами. Я как-то была в Ханты-Мансийске — и была просто поражена, какой это город. Это европейская архитектура, это чистота, сервис, общая культура… Но проект касается, конечно, не одного города, а целого ряда северных территорий.


…И наконец, возвращаемся к нынешней выставке.

Многие работы Эльфриды Невзоровой подписаны цитатами из ранних рассказов, а то и газетных очерков Вампилова. И тем не менее «фотографии Эльфриды — не иллюстрации к произведениям Александра Вампилова. Скорее, это созвучие чувств, размышлений двух авторов. Одни фотографии совпадают с образами Вампилова, другие  дополняют их, третьи предлагают взглянуть на них в новом ракурсе… Фотографии Эльфриды Невзоровой подчеркивают атмосферу документальности вампиловского слова», — представляют выставку организаторы.


— Провинция — это длинная очередь за творческой судьбой, огромный зал ожидания, в котором кто-то прощается с июнем, кто-то ждет утиную охоту, а кто-то опоздал на свой поезд и любой ценой ищет ночлег, — считает Эльфрида Невзорова. — Провинция состоит из деталей – маленьких, порой незаметных, но значительных для каждого из нас. Увидеть их, сложить вместе, превратить в метафору — это и есть творчество.
Что можно добавить к сказанному? Вампилов был в какой-то мере человеком провинции, во всяком случае, чувствовал себя таковым; но добро и зло, любовь и одиночество, поиски смысла жизни и разочарование — все это испытывает как провинциал, так и житель большого города, где можно с таким же успехом (или неуспехом) «стоять в очереди за судьбой». Может быть, именно поэтому Вампилов понятен и иркутянину, и москвичу, и россиянину, и европейцу.

И хотя практически в каждом кадре Эльфриды Невзоровой мы узнаем приметы наших городских окраин, наших пригородов, нашего города, мы понимаем смысл ее слов и ее фотографий гораздо шире.

Впрочем, каждый волен думать по-своему. Взгляните на предложенный вам фотографический ряд — и вы поймете, что «Провинциальные аксиомы» — это то, что не нуждается в доказательствах, что существует независимо от нашего желания или наших амбиций — а лишь благодаря желанию и творческому осмыслению автора.


Выставка Эльфриды Невзоровой будет работать в Культурном центре А.Вампилова десять дней со дня открытия.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Эльфрида Невзорова и ее вернисаж

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии