Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Провинциальная культура: кризис достоинства

21 апреля, 2014

 

 

Кажется, «весенний  марафон» — забег спортсменов на длинную дистанцию, а в нашем случае — якобы затянувшийся конфликт в руководстве иркутского ТЮЗа, активно освещавшийся в местной прессе,  — подошел к концу. На финише — интервью министра культуры области, в котором по-чиновничьи просто намечаются пути выхода из кризисной ситуации: провести аудит специалистами из других городов на основании всем понятных и утвержденных критериев.


Никакая борьба за «новации», никакие должности не смогут заменить созидательного труда. Культурный человек понимает, что только самоуглубленная, не подверженная капризам модных веяний  личность получает возможность для неторопливого, но глубокого, всестороннего развития. Провинциальный город — лучшее для этого саморазвития место.   И мы знаем, что выходцы из провинции часто удивляют обширностью и основательностью знаний, обоснованностью и продуманностью идей, целеустремленностью и чувством собственного достоинства. Примеры из иркутской культуры каждый назовет без труда.
 

Но еще до вынесения приговора (как еще можно назвать решение министра, ведь понятно же, что результаты любой экспертизы, тем более в сфере культуры, зависят от заказчика) в интервью одним махом были перечеркнуты все достижения и заслуги театра. Как будто ничего доброго и полезного для иркутского общества театром за последние двадцать лет сделано не было. Как будто не министерство культуры направляло и финансировало гастроли ТЮЗа в столицу, не  награждало за лучшие спектакли, не гордилось высоко оцененными на российских конкурсах спектаклями ТЮЗа…

Да, о многом  по достоинству ценимом  вчера и сегодня в жизни ТЮЗа забыл сказать министр. Даже о коллективном посещении школьниками Театра юного зрителя сказано не в доброжелательном контексте. В реальности же  родители с удовольствием возлагают культурно-просветительскую миссию на учителя, свято оберегая свое личное время для личного отдыха вне стен театра, тем более что детей возят не на общественном транспорте.

Иркутская пресса освещала драму ТЮЗа многоаспектно: писалось и о необходимой смене руководства, и о попытках нового режиссера заинтересовать не только детскую, но и молодежную аудиторию, создать театр — дискуссионный клуб, писалось даже о направлениях финансирования внутри  театра.  Все как  в столицах, все «как у людей».

А нужно ли городскому сообществу вникать в специфические вопросы финансирования отдельного учреждения? Может быть, и не стоит задумываться о том, чем профессионально ведают компетентные органы? Может быть, лучше не воспроизводить негативные процессы «культуры» культурных столиц и не подражать им, а вспомнить о достоинстве российской сибирской  провинции?

К сожалению, о провинциальной культуре и провинциальном интеллигенте у нас вспоминают чаще в дни торжеств по поводу присвоения премий местного значения. Но культурная жизнь нашего города постоянно свидетельствует о специфическом развитии провинциальной культуры. В чем это проявляется? Прежде всего, в том, что «Иркутск — город маленький» (каждый из нас много раз произносил эту фразу и удивлялся ее точности), это означает, что все друг друга знают хотя бы в лицо. Что уж говорить о людях, посещающих театральные спектакли: это «свой круг», соединенный между собой школьными, студенческими, семейными узами, обычаями, стилем поведения. И если иркутский интеллигент воспринимал спектакли Геннадия Гущина, полюбил героев в его исполнении, принимает его как человека порядочного, то уж, конечно, поймет и его не вполне удавшуюся общественно-театральную провокацию с постановкой пьесы Богаева, и уж тем более его добровольный уход из ТЮЗа.

Ясно ведь, что никакая борьба за «новации», никакие должности не смогут заменить созидательного труда. Культурный человек понимает, что только самоуглубленная, не подверженная капризам модных веяний  личность получает возможность для неторопливого, но глубокого, всестороннего развития. Провинциальный город — лучшее для этого саморазвития место.   И мы знаем, что выходцы из провинции часто удивляют обширностью и основательностью знаний, обоснованностью и продуманностью идей, целеустремленностью и чувством собственного достоинства. Примеры из иркутской культуры каждый назовет без труда.

 


Когда на обсуждении спектакля по пьесе Олега Богаева «Дорога вниз» знакомые — близкие и далекие — иркутяне выступали в поддержку спектакля, было очевидно: многие лукавят.  Потому что не может учитель словесности искренне утверждать, что нецензурные слова приближают молодежь к  пониманию глубинной мысли пьесы. Назавтра этот же учитель будет говорить в своем классе обратное и гордиться учениками, работающими с его, учителя, помощью над проектом «Сквернословие», столь заслуженно популярным вчера и сегодня в Иркутске.
 

 

Но чтобы иметь эти примеры, гордиться родными земляками — Вампиловым, Распутиным, Мацуевым, многими и многими дорогими сердцу провинциалами, необходимо сохранять и развивать питательную культурную среду. И исходить при этом не из опыта столичных театров, которые в погоне за средствами к существованию и признанию за границей предлагают обществу запредельный в культурном пространстве «творческий» опыт. У нас в провинции, слава богу, такой конкуренции нет, у каждого театра — своя ниша. И государство никого не обделяет своим обеспечением. Есть все основания ожидать от наших театров, ТЮЗа в частности, доброго культурного воздействия на младших представителей того же провинциального сообщества, в котором все друг друга знают.

Является ли нынешний ТЮЗ площадкой культурного развития? Этот вопрос необходимо ставить и обсуждать и со взрослыми, и с подростками, и со студентами. Только взаимная заинтересованность коллектива ТЮЗа и зрителей может влиять на происходящее по обе стороны рампы. Взрослые, посещающие спектакли, во время которых происходящее в зале мешает видеть действие на сцене, не захотят повторять этот опыт. Но удивительное дело: когда на сцене звучит СЛОВО, зрители — все зрители! — внимают ему, забывая  об отсутствии ярких театральных эффектов. Так было, когда мы в очередной раз прощались с Матерой, вслушивались в рассуждения старухи Анны, переживали потрясения от первой настоящей встречи с природой Мальчика из «Век живи — век люби» Валентина Распутина.

В нашей провинциальной культуре  открылось то, что лишь спустя некоторое время укрепилось в «большой» российской культуре: настоящая проза стала основой спектакля без кардинальной переработки, которая, казалось бы, необходима в силу разной родовой природы эпоса и драмы. Наши режиссеры и актеры доказали вечную истину: В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО.

Можно ли нам сегодня перечеркивать этот опыт театра? Ответ, конечно же, не может быть положительным —  мудрый от лучшего не отказывается. Как не может опытный человек не понимать, что любое заигрывание с нетребовательной публикой, желание «говорить с молодежью на ее языке» (а какой иной язык может быть у культуры кроме самой культуры?) — от лукавого. На подобный соблазн могут поддаться только из соображений, далеких от культурной основы. Мы часто и не подозреваем о том, что дети наши лучше, чем мы о них начинаем думать в своей жизненной суете.

Картинка из жизни. После изучения драматургии Островского учитель ведет класс в ТЮЗ на спектакль «Не в свои сани не садись», а потом проводит  обсуждение спектакля, поставив в центр дискуссии режиссерское прочтение пьесы классика. Гимназисты умны, их суждения интересны, разговор всех увлекает. И вдруг вопрос молчавшей до сих пор девочки: «Зачем режиссер придумал сцену, которая не могла появиться у Островского, когда Вихорев идет в баню вместе с девушками? Было так стыдно…»

Понимаете, девочке стыдно… за кого? За героя спектакля? За режиссера? За нас всех, взрослых, позволяющих так видеть классику?

 


Новые веяния, в том числе и  «объективные» критерии аудита,  не должны закрывать от нас главное: ТЮЗ имеет дело с теми, кто станет нашим будущим. И сегодня мы должны провести не аудит, а «работу над ошибками»: проанализировать, выявить причины, вспомнить основы и исправить ошибки. И делать это не с помощью привлеченных специалистов, а своим культурным сообществом, поскольку цена исправленных ошибок очень высока — культурная жизнь родной провинции, которую будут определять нынешние зрители ТЮЗа, наши повзрослевшие дети.
 

 

Мы умеем видеть массу, явление, зрителя, а не ребенка, человека, причину явления.  И когда на обсуждении спектакля по пьесе Олега Богаева «Дорога вниз» знакомые — близкие и далекие – иркутяне выступали в поддержку спектакля, было очевидно: многие лукавят.  Потому что не может учитель словесности искренне утверждать, что нецензурные слова приближают молодежь к  пониманию глубинной мысли пьесы. Назавтра этот же учитель будет говорить в своем классе обратное и гордиться учениками, работающими с его, учителя, помощью над проектом «Сквернословие», столь заслуженно популярным вчера и сегодня в Иркутске.

Не может профессор,  всю жизнь напитывающий себя творчеством Чехова, не лукавя согласиться с предлагаемым вариантом прочтения пьесы Богаева, утверждая, что режиссер облагородил ее. Знаю, что все, кто поддержал постановку, — интеллигентные люди, профессионалы, все понимали, что их участие в обсуждении связано с желанием поддержать нового режиссера и  наметившееся обновление театра. Уверена, никто из них не думал, что театральный конфликт завершится полным отрицанием положительного опыта ТЮЗа и «культурным аудитом».

Так может быть, настало время вспомнить о достоинстве провинциальной культуры? О том, что никакие новые веяния, в том числе и  «объективные» критерии аудита,  не должны закрывать от нас главное: ТЮЗ имеет дело с теми, кто станет нашим будущим. И сегодня мы должны провести не аудит, а «работу над ошибками»: проанализировать, выявить причины, вспомнить основы и исправить ошибки. И делать это не с помощью привлеченных специалистов, а своим культурным сообществом, поскольку цена исправленных ошибок очень высока — культурная жизнь родной провинции, которую будут определять нынешние зрители ТЮЗа, наши повзрослевшие дети.

Ольга Шахерова, филолог, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Иркутский областной театр юного зрителя имени А.Вампилова

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии