Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Промышленность Прибайкалья: в начале славных дел

11 Февраля, 2013

 

О становлении черной металлургии в Иркутской губернии

Окончание. Начало в № 2—4


Николаевский завод после И.А.Бароцци де Эльс

После отъезда Ивана Антоновича в Иркутск завод успешно развивался. В 1859 году выплавка чугуна достигла 34 853 пудов, в 1868 году, после реконструкции, 65 482 пуда, а в 1892 году – 200 000 пудов. По описанию Всеволода Ивановича Вагина, известного сибирского историка и публициста, который совершил поездку  на завод из Иркутска в 1863 году (в год смерти И.А. Бароцци де Эльс),  предприятие имело две доменные печи, пятидесятисильную паровую машину для дутья, две вагранки, фабрику для получения железа. Котлов было четыре, молотов два по пятьдесят пудов, имелись гидравлические двигатели, две турбины и новые паровые машины в 80 и 100 лошадиных сил. Завод выпускал чугун, железо, отливал чугунную посуду, выделывал железные инструменты, печные плиты и другие изделия.

Однако содержание завода обходилось казне дорого. Себестоимость продукции была примерно в два раза выше, чем на уральских заводах с их огромными домнами. Производством руководили мастеровые, временно направленные с Урала и работавшие здесь, пока им выплачивали льготное жалованье. Рабочие-каторжане, как правило, покидали завод, едва заканчивался срок каторжных работ. Училище при заводе на 12 человек не успевало готовить новых мастеровых. Поэтому возник вопрос о продаже завода. Однако его создатель, как человек мыслящий категориями пользы для государства, был категорически против этого. Самая мысль о продаже завода в частные руки казалась ему кощунственной.

Этот заводской период хорошо освещен в романе иркутского писателя Ф.Н.Таурина «Каторжный завод». Приведу диалог из романа между военным губернатором генерал-лейтенантом Густавом Карловичем Венцелем и генерал-майором Бароцци де Эльс о продаже завода.

«В сидевшем напротив генерал-майоре Иване Антоновиче Бароцци де Эльсе сказывалась южная кровь: роста он был ниже среднего, склонный к полноте, черноволосый и смуглый.

— Мне думается, Густав Карлович, — говорил Бароцци де Эльс резким, слегка гортанным голосом, — вы превратно истолковываете письмо министра финансов. Он предоставляет окончательное решение вопроса на благоусмотрение местного начальства.

— Однако же мнение министра выражено вполне определенно, — возразил Венцель. Он и флегматичностью своей являл полную противоположность порывистому Бароцци де Эльс.

— Справедливо, но все же министр не отвергает наших доводов. Извольте выслушать, Густав Карлович, и вы признаете, что они достаточно весомы. Завод сей нужен казне. В высочайше утвержденных «Правилах об управлении заводом» указано, что целью его учреждения является снабжение края железом, чугунными и железными изделиями. В интересах казны всемерное развитие края Сибирского, изобилующего столь великими богатствами. Именно по недостатку железа сдерживается добыча золота и серебра, развитие судоходства на великих сибирских реках. А если взять во внимание нужды присоединенного вновь к державе Российской Амурского края, то важность сего завода еще возрастает. И осмелюсь заметить, что прибыли или убытки самого завода ничтожное имеют значение против пользы конечной, от деятельности завода проистекающей». (Как все это напоминает сегодняшний день! — Авт.)

Однако, несмотря на возражения создателя, завод был  в 1864 году продан с торгов купцу С.К.Трапезникову. Он затратил немало средств на техническое переоснащение завода. Но Трапезников в 1870 году продал завод иркутскому купцу Н.П.Лаврентьеву, но и он недолго был владельцем из-за того, что забастовали рабочие, недовольные условиями труда и зарплатой.

В 1872 году владельцем завода стал известный сибирский купец М.Д.Бутин, а совладельцем — его брат Н.Д.Бутин. Они вложили много средств и усилий в модернизацию завода, приобрели современное по тем временам оборудование. Как следствие,  завод добился заметных успехов. В 1878 году изделия завода, представленные на международной выставке в Париже, получили серебряную медаль.

 

Новинки и находки

Описываемый период в истории завода интересен и тем, что для производства изделий начали использовать не только выплавляемые на заводе чугун и железо, но и медь, которую стали добывать в Бурятии. Месторождение находится в Баргузинском округе в 270 верстах к северу от г. Баргузина и расположено по левому берегу р. Намамы, притока реки Светлой, впадающей в Верхнюю Ангару. Свидетельство этому можно найти в статье А.А.Савицкого и В.И.Шамарина, опубликованной в «Известиях Сибирского отдела Императорского Географического общества» в № 2 за 1873 год: «После предварительных разведок уездный Баргузинский исправник К.А.Медин в 1871 году принялся за оборудование медного завода, пригласив в компанию екатеринбургского мещанина Старкова, знакомого с плавкой медных руд, и известного сибирского деятеля по горному делу Н.Е.Глотова, управлявшего в то время Николаевским железоделательным заводом.  Н.Е.Глотов командировал к Медину своего брата. Сначала ими была построена опытная маленькая печь, затем небольшая шахтная печь, воздуходувка с конным и водяными приводами и несколько домиков. По частным сведениям, ими было выплавлено 1000 пудов штыковой меди отличного качества, которая была затем сдана на Николаевский завод для переделки на изделия. Вскоре после этого брат Глотова вследствие болезни уехал, плавка приостановилась, и завод был зачислен в казну».

В 1880 году на завод поступило тяжелое обрабатывающее оборудование — прессы, а к 1883-му была завершена его реконструкция, и завод превратился в передовое по тем временам техническое предприятие. На заводе было 19 печей различного назначения, а две доменные печи были оснащены горячим дутьем.

Действовали три прокатных стана, пять паровых молотов, более 40 токарных, сверлильных, винторезных, долбежных станков. Энергию заводу давали девять паровых машин суммарной мощностью 256 л. с., два водяных колеса общей мощностью в 100 л. с. и 16 паровых котлов. Это позволило расширить ассортимент выпускаемых изделий и приступить к выпуску технически сложных устройств. По оценкам многих специалистов, в конце XIX века завод по своей мощности и оснащению входил в число лучших заводов России. За свои достижения  на промышленной выставке в Москве металлургическому предприятию вручен государственный герб.

Крупным достижением завода после его реконструкции стал выпуск технически сложных устройств, соответствующих самому передовому инженерному мышлению. На заводе был изготовлен локомобиль, в силу своей уникальности получивший собственное имя «Муромец».

Кроме того, как сообщил директор краеведческого музея в г. Нерчинске А.Ю.Литвинцев, на заводе началось строительство пароходов для судоходной компании купцов и хозяев завода Бутиных. Первым был построен пароход «Кучум».

 

В прошедшем времени…

За время своей производственной деятельности Николаевский завод и его филиал  Ново-Николаевский завод выплавили более ста тысяч тонн чугуна, переработав при этом около двухсот тысяч тонн железной руды, добытой на Долоновском, Epмаковском, Краснояровском и Кежемском рудниках. Однако уже в 1899 году наступил кризис производства, вызванный сначала неожиданным банкротством Бутиных (по причине засушливого лета их пароходство потерпело огромные убытки), а затем и поступлением в регион по только что построенной железной дороге более дешевого уральского металла. Заводы пришлось закрыть.

В 1921 году, после окончания Гражданской войны, была предпринята попытка восстановить заводы. Заново построили мартеновский цех. Но предприятие оказалось нерентабельным и в 1924-м было закрыто окончательно.

На этой грустной ноте и приходится заканчивать рассказ о заводе, первенце тяжелой индустрии в Иркутской области, и его создателе Иване Антоновиче Бароцци де Эльс. Полагаем, что создание и деятельность завода коренным образом изменили облик нашего края и послужили прекрасной платформой для будущих свершений, которые и определяют его сегодняшнее индустриальное лицо.

Память о создателе завода сохранилась только в архивных документах и немногочисленных публикациях. Но память о заводе осталась в виде памятного знака, установленного группой энтузиастов-братчан на берегу Тарминского залива Братского водохранилища. Текст памятного знака подготовлен краеведом В.М.Рудых и выгравирован на черной мраморной плите: «Николаевский завод: 1845—1961 гг. Здесь, на берегу речки Долоновки, теперь в глубинах водохранилища, размещался до затопления Николаевский  чугунолитейный и железоделательный завод. Его разнообразная продукция из металла имела широкий спрос в Сибири. При заводе существовал рабочий поселок — слобода. В нем проживало до пяти тысяч человек. В памяти поколений братчан завод этот остался приметным явлением, как место приложения напряженного труда, каторги и героической борьбы за власть Советов. Поклонись же этому незабываемому месту, патриот-братчанин. Ты ведь стоишь на земле, политой кровью и потом твоих земляков». 

Владимир Пархомов, доктор физико-математических наук,
профессор БГУЭП, специально для «Байкальских вестей».

Фото из архива автора.

На фото: Изделия завода, представленные на международной выставке в Париже;

Выставочный стенд Николаевского завода на промышленной выставке в Москве;

Локомобиль «Муромец», изготовленный на Николаевском заводе;

Пароход «Кучум», построенный на Николаевском заводе

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии