Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Призвать в ряды

08 октября, 2010

Осенний призыв в Иркутской области будет непростым -- для исполнения конституционного долга в рядах Вооруженных сил и других формирований предстоит призвать 5190 человек, а сделать это с каждым годом все труднее: здоровых призывников становится меньше.

 Проблемы военкоматов, связанные с призывом, не меняются вот уже много лет: слабое здоровье призывников, неуважительное отношение к закону -- причем не только к закону о военной службе, но и Уголовному кодексу (многие из потенциальных призывников судимы), семейные проблемы. Весенний призыв 2010 года, например, запомнился тем, что на призывные комиссии были вызваны более 9800 человек, отправлены в войска чуть более 4300, а количество уклонистов увеличилось со 109 в 2009 году до 406, то есть почти в четыре раза. Объяснить такой поворот логически крайне трудно: сроки службы сокращены всего до года, два дня в неделю стали выходными, не относящиеся к военной учебе обязанности возложены на гражданских специалистов, нормы довольствия увеличены и даже форму пошил не кто-нибудь, а Валентин budni1Юдашкин.

И все равно служить хотят далеко не все. По стране в целом уклоняются от призыва, не отвечают на повестки или не встают на учет (по данным на сентябрь 2010 года) более 133 тысяч человек -- это при том, что призывают за один раз, весной или осенью, около 270 тысяч человек. Структуры, отвечающие за призыв, по сути, расписались в бессилии -- за год осуждены около 200 человек, 17 тысяч понесли ответственность в административном порядке. Это, конечно, совершенно смешной процент, и такими мерами ситуацию никак не исправить.

 Многие, к сожалению, служить не могут по объективным причинам. В осенний призыв 2009 года медицинские комиссии забраковали 42 процента призывников, в весенний 2010-го уже почти 50 процентов. Нездоровый образ жизни, наркотики, алкоголь, травмы, хронические заболевания -- вот далеко не полный список причин, по которым молодому человеку в возрасте от 18 до 27 лет могут отказать в праве носить военную форму. Наиболее сложная ситуация складывается в Зиме, Саянске, Жигаловском, Балаганском и Зиминском районах; лучше кадры поступают из Аларского, Баяндаевского, Нукутского и Эхирит-Булагатского районов. Чем объясняется разница в состоянии здоровья призывников, никто, кажется, не анализировал, но ясно, что дело не в уровне медицинского обслуживания или образе жизни, скорее всего, мы имеем дело с принципиально разными жизненными установками призывников.

 Служить призывники из Иркутской области будут по всей России, от Калининграда до Владивостока, хотя есть и определенная специфика. Кто-то из жителей Усть-Илимска, возможно, отправится на подшефный корабль Тихоокеанского флота, носящий имя города. Часть призывников попадет под действие кампании по "гуманизации" военной службы и останется служить рядом с домом -- наибольшие шансы имеются у тех, кто имеет детей или нуждающихся в уходе родственников.

 Военный комиссар Иркутской области Игорь Игнашков, пришедший на смену Василию Сундареву в июле 2010 года, начал пресс-конференцию, посвященную осеннему призыву, с очень простого теста: спросил, сколько из присутствующих журналистов и операторов мужского пола отслужили в армии. Оказалось -- двое из семи. Хотя причины могут быть у всех разные, в том числе и уважительные, военный комиссар заметно расстроился: ему кажется, что не служившие в армии не могут понимать все тонкости и нюансы проблемы. С одной стороны, вроде бы и не бином Ньютона, но с другой -- имеется своя специфика, и было бы желательно, чтобы журналист хоть чуть-чуть представлял себе, о чем придется писать.

 Впрочем, военные комиссариаты и войсковые части сами виноваты в том, что журналисты в массе своей чужды военной тематике. Войсковые части, дислоцированные в Подмосковье, например, давно ввели у себя добрую традицию несколько раз в год приглашать журналистов на разные мероприятия -- учения, ночные стрельбы, выставки техники и вооружения. Да что там журналисты! Приглашают популярных блогеров, лишь бы написали хорошую заметку и разместили пару десятков фотографий. В Иркутской области максимум, на что можно рассчитывать, это поездка на сборный пункт в Гончарово, которые всем надоел хуже горькой редьки. Военные комиссары всех уровней знают два повода для общения со СМИ: весенний и осенний призыв -- никаких сообщений с участием военкомов в промежутках между этими событиями не найти при всем старании. Хотя в областном военкомате есть целый отдел пропаганды военной службы. Или надо говорить "был"? А ведь в некоторых странах в армию идут только добровольцы, а план все равно удается выполнить!

 При этом министр обороны предлагает армии и военкоматам принципиально новую политику, предполагающую большую открытость: представители общественности могут присутствовать на заседаниях призывных комиссий, родители и общественники могут сопровождать призывников к месту службы (правда, за свой счет), солдатам разрешат иметь мобильные телефоны. Возможно, те самые, на которые за несколько дней до призыва им пришлют SMS-сообщения с предложением явиться в военкомат, -- армия осваивает новые технологии. Еще немного -- и военные сообразят, что армию нужно рекламировать как главное приключение в жизни мужчины.

 Борис Самойлов, "Байкальские вести"

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии