Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Присяга простору

14 декабря, 2010

 

Выставка Виктора Мироненко посвящена Байкалу

Название давней-предавней книжки стихов Евгения Евтушенко, изданной в Иркутске, как нельзя лучше подходит к нынешней выставке Виктора Мироненко, открывшейся 10 декабря в Музейной студии областного краеведческого музея. Простор— это, кажется, именно тот образ, которому присягает художник, размышляя о Байкале. Называется выставка «Мой Байкал».

Оказавшись в центре экспозиции, посреди пейзажей, практически каждый из которых запечатлел чудо-озеро, чувствуешь себя пронизанным байкальскими токами и ветрами, так что невольно пробирает холодок. Это оттого, что Байкал Виктора Мироненко — это не сладенькое, уютное для туристов место, просвеченное жарким солнцем. У него преобладает Байкал, как бы проверяющий характер, выносливость человека, — Байкал осенний, Байкал холодноватый и совсем студеный, заснеженный. И краски для этого он находит соответствующие, холодной гаммы: от синего, насыщенного до черноты, до белого, включая в себя аквамарины, индиго, лазурь и бирюзу всех мыслимых тонов и оттенков.

Трудно встретить у него буйство летних красок, — но буйство красок зимних у него размашисто и мажорно. Возможно, эта мажорность и создается этим эффектом, этим ощущением простора — одним из самых узнаваемых качеств, присущих Байкалу. И это ощущение, кстати, абсолютно не зависит от формата работы. Полотно может быть по своим параметрам более крупным или совсем миниатюрным — масштабность, просторность изображения от этого ничуть не ущемляются. Если уж на то пошло, создай художник картину пять на пять — в сравнении с реальным Байкалом это все равно будет мизером. Главное ведь не в этом... Главное — в том особом воздухе картины, который удается «схватить» и удержать.

Экспозицию новой выставки составили в основном работы, написанные недавно. В них автор остается верен не только своей теме, но и своей манере. Однажды найденная им хлесткая линия, как и доминирующая цветовая гамма, как и ряд характерных для него образов (колючие ветки лиственницы, цветущий багульник, высь неба и глубь воды, отражающие друг друга), — все это делает Виктора Мироненко узнаваемым, что называется, с первого взгляда.

И все же в некоторых своих последних работах Мироненко смягчился — приглушил контрасты, вгляделся в более спокойный, умиротворенный Байкал — и открыл в нем особую, деликатную привлекательность. Если это облетевшие лиственницы — то вовсе не обязательно в контровом свете, если небо над Байкалом — то все чаще высвеченное зарей или прорывающимися лучами небесных светил, будь то луна или солнце.

Все чаще встречаешь у него горизонтальный формат — художник таким приемом как бы повторяет вытянутую береговую линию, подчеркивает протяженность горной цепи с вершинами, напоминающими рафинад, и еле различимую кромку воды, стертую далью. Все тот же простор, не крошечное озеро, — но море, протяженное сибирское море, — вот что такое Байкал.

Стоит ли удивляться, что на выставках в далеких от нас столичных (в Москве, Петербурге) или европейских (Пфорцхайме, например) городах, где выставлялся в последние годы Мироненко, люди бывают поражены образом Байкала. Меньше всего он ассоциируется с туристическим объектом — это мощь и пространство, которому присягает и которое открывает для зрителя художник.

Тем важнее кажется мотив экологический, который нет-нет да и возникает при виде его полотен. Уж если такому гиганту вмешательство человеческой цивилизации может нанести вред, — а этот вред временами очевиден, — то каковы же масштабы этого вмешательства? И как важно не опоздать с защитой Байкала — пока воды его еще достаточно чисты, а берега не везде загрязнены промышленными и бытовыми (снова туристы!) отходами.

Кажется, это ли забота художника? Но одна из его выставок была прямо посвящена экологической теме — картины несли в себе предупреждение человеку, взывали к его разуму.

...На эту свою выставку Виктор Мироненко принес букет своего любимого багульника — специально несколько дней держал веточки в воде, чтобы успели зацвести. Зацвели! И украсили праздник открытия. Были на вернисаже и гости, и поздравления; жена — Алла Мироненко, художник и архитектор; двое сыновей... Младший, Арсений, ученик ДМШ № 5, успешно осваивает гитару — сыграл на вернисаже, растрогал.

 

А два больших зала были наполнены «портретами» Байкала, который плескался вокруг, возлежал, парил, и люди всматривались в эти холодные краски и, скорее всего, не осознавали того, что прикасаются к чуду. Просто мы привыкли к нему и перестали удивляться. А Виктор Мироненко, присягнувший байкальскому простору, остался верен ему.

Любовь Сухаревская,
«Байкальские вести».
Фото автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии