Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Прикосновение к вечности

10 ноября, 2011

 

 

Выставка ханты-мансийских художников в Иркутске

Известие о том, что в иркутской галерее современного искусства «Дом художника» открывается выставка художников Ханты-Мансийска, поначалу вызвало недоумение. Почему? В связи с чем? Что связывает нас с этим городом?

Но в ходе знакомства с работами, представленными в экспозиции, вопросы сменились удивлением по поводу таланта авторов, переходящим в восторг. Разве нужны официальные поводы для того, чтобы увидеть творения художников из других регионов страны? Разве нужен повод, чтобы открывать для себя настоящее чудо искусства?

Желания совпали

Оказалось, что и связь некоторая все же была. Иркутский художник Владимир Максимов вместе с коллегой Павлом Авенариусом побывал на международном арт-пленэре ART-UGRA, проходившем в Ханты-Мансийске, и был очарован сказочными видами природы, сообществом художников, которые на этом пленэре становились единой семьей, братством людей, объединенных идеей творчества. Он и рассказал в Иркутске о пленэре и о последующей выставке, оставляющей неизгладимое впечатление.

Предложение Владимира Максимова показать эту выставку в Иркутске совпало с планами регионального отделения Союза художников и его председателя Натальи Сысоевой, которая не упускает возможности показать иркутянам все то лучшее, что существует сегодня в изобразительном искусстве.

И вот выставка в Иркутске, вместе с ее авторами. Для гостей Наталья организовала знакомство с городом, поездку на остров Ольхон, где они смогут поработать, запечатлеть в этюдах величие Байкала. Таким образом, для художников Югры продолжился пленэр, который наверняка тоже останется в памяти новыми творениями…

— В практике нашего арт-пленэра подобное приглашение мы получили впервые, — рассказывает директор государственного художественного музея Ханты-Мансийского автономного округа Светлана Зонина. — Свои выставки мы показывали в Москве, в городах Урала и Сибири, — но чтобы приехать и увидеть природу другого края, подпитаться новыми впечатлениями… Для нас это сюрприз и бесценный подарок. Надо заметить, идея, автором которой стала заместитель директора музея по науке Наталья Сажина, родилась от разрозненности наших художников: каждый живет в своем городе, занимается своим делом, не чувствуя никакой связи с другими мастерами. В 2004 году мы провели арт-пленэр только для художников своего региона, который прошел настолько удачно, что захотелось расширить его рамки до размеров всей Сибири, а возможно, и России. Все произошло так, как и задумывалось, а четыре года назад пленэр стал международным. Осенью этого года участие в нем приняли художники из Франции и Чехии.

— Мы знаем, — продолжает рассказ Наталья Зонина, — что природа нашего края уникальна. Есть места, напоминающие инопланетные пейзажи, особенно осенью, когда ягель — привычный для глаза олений мох — становится красным маревом с самыми разными оттенками, какие только могут существовать в этом цвете. Когда пространства, покрытые ягелем, впервые увидели французы, они даже не поняли, как подобную красоту можно перенести на полотно, какими красками можно передать эти эмоции, испытываемые при виде разноцветья ковра, сотканного природой.

Давней мечтой художников была поездка в далекое, почти недоступное место округа, расположенное у горы Нер-Ойка, считающейся у хантов священной. В этом году именно там мы проводили пленэр. Группа из 23 художников добиралась теплоходом, самолетом и вертолетом. Это было, действительно, непростое путешествие и непростая затея — ведь местные жители исповедуют шаманизм, и мы должны были найти общий язык и с ними, и с духами священной горы. Правда, Нер-Ойка так и не показала нам своей вершины, оставаясь постоянно скрытой от глаз пеленой непроницаемого тумана.

Янтарным золотом маня...

Но вернемся к нынешней выставке. Музейщики и художники, приехавшие в Иркутск из Ханты-Мансийского округа — Югры, могли бесконечно и увлеченно рассказывать о тех чувствах, что испытали они во время пленэра. Все работы, оказывается, были созданы за те двадцать дней, которые были отведены на поездку. Дорабатывать, исправлять ошибки — это не входило в правила.

Все авторы находились примерно в одном и том же месте и видели перед собой один пейзаж. Но как поражает разнообразие их видения, что можно понять по готовым работам! Взять хотя бы работы наших иркутян — Павла Авенариуса и Владимира Максимова. На картинах Авенариуса лик природы озарен светом и покоем, вызывает чувство умиротворенности. А вот пейзажи Владимира Максимова наполнены влажностью, написаны в сероватой цветовой гамме. В этом цвете выразились влюбленность и грусть художника, нежность к покосившейся деревеньке, уходящей в прошлое.

Фантастическими кажутся пейзажи художника из Лангепаса Александра Седова. Его пейзаж «Течение Щекурьи» кажется драгоценным кладом: река светла и прозрачна, а лучи солнца, отражаясь от поверхности воды, являют на свет янтарно-золотое нагромождение причудливых бликов.

 

Сплав радости и грусти

Арт-пленэр был конкурсным, художники соревновались за право быть отмеченными жюри. Гран при II Международного пленэра был вручен художнику из Магнитогорска Рашиту Сафиуллину, сумевшему в своей живописи передать всю красоту и величие гор. Ему удалось перенести на полотно тот самый красноватый цвет осенних трав, их фиолетовые оттенки, сочетающиеся с серовато-снежными отрогами горной гряды, вершины которых вписаны в глубину тяжелого осеннего неба. Художник изобразил пейзаж, который кому-то показался чуть ли не марсианским, — но он по-земному светел, узнаваем и красив.

Во многих работах, представленных в экспозиции, много экспрессии, настроения, разных состояний природы, которую каждый автор почувствовал по-своему. Это различие взглядов зависит от мироощущения творческой личности, соединенного с мировоззрением, от характера и темперамента автора. На этой выставке почти физически ощущается радость и грусть, ностальгия по прошлому, реальность настоящего и призрачный свет будущего. В каждой работе художник стал философом, которым сделала его природа.

 

Светлана Жартун, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии