Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Посчитали — прослезились...

24 марта, 2011

 


 

Отчет аудиторов Контрольно-счетной палаты о реализации на территории Иркутской области национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», по ощущениям всех, кто его слышал, отбросил область на несколько лет назад.


Миллиард под вопросом

Национальный проект реализуется вот уже пять лет, и, глядя вокруг себя, хотя бы жители Иркутска могли сказать, что строек довольно много, а значит — жилищные условия улучшаются. Депутаты Законодательного собрания, принимавшие участие в заседании комиссии по контрольной деятельности, состоявшемся 21 марта, узнали из отчета аудитора Елены Тарасовой, что видимое и реальное между собой соотносятся слабо. На начало реализации национального проекта область находилась на 12-м (последнем) месте в Сибирском федеральном округе по вводу жилья, цены росли едва ли не каждый день и были для большей части жителей области совершенно неподъемными. Благодаря титаническим усилиям властей всех уровней и плодотворной работе строительных организаций за пять лет было введено 2 млн квадратных метров, и в целом область поднялась на шестое место.

Правда, несколькими минутами позже Елена Тарасова поправилась и сказала, что область находится на 11-м месте, так что реальное положение региона в негласном соревновании так и осталось для депутатов загадкой. Всего же в области по этой программе насчитали нарушений аж на 820 млн рублей.

Почти сразу аудитор сбилась с тона парадного отчета и перешла в стилистику обвинительной речи. Область несколько раз участвовала в конкурсах на получение федеральных средств по подпрограммам, через которые финансируется обеспечение земельных участков инфраструктурой, но ни разу не получила искомые средства из-за каких-то мелких нарушений. Область очень мало получила по подпрограммам замены ветхого и аварийного жилья, потому что в регионе была сделана ставка на борьбу с ветхим жильем (у нас его 5 млн квадратных метров), а федерация предпочла акцентировать работу с аварийным жильем (что, наверное, правильно).

Аудиторы выявили огромное количество подлогов и обмана — по документам, например, дом снесен, а в реальности он стоит на своем месте и плотно населен малопонятными гражданами из ближнего зарубежья. Есть претензии к подпрограммам обеспечения платежеспособного спроса, обеспечения жильем молодежи и так далее. Аудиторы отметили также отсутствие планов расширения жилищного строительства в муниципальных образованиях и исключительную пассивность местных руководителей в решении жилищного вопроса: в одном из городов области, где строительство не велось с начала 90-х, единственный недостроенный дом, который должны были ввести в 2010 году, охраняется на деньги, собранные потенциальными жильцами-очередниками.

В тупике

Министр строительства Александр Орешков в своем выступлении признал, что всего в акте зафиксировано 27 замечаний, с большинством которых он склонен согласиться. Более того, на 2011 год запланировано ввести 750 тысяч квадратных метров, а уже на 2012 год никаких планов нет, потому что нет заделов и запаса. Губернатор области Дмитрий Мезенцев поручил министру провести совещание с руководителями строительных организаций и установил дату — 1 марта. Однако оно не было проведено, потому что… болел руководитель одной из организаций. Что это за ключевая фигура — говорить не будем, но совещание пока перенесли на начало апреля. Министр привел несколько примеров того, как из-за нерасторопности областных строительных организаций область теряла федеральное софинансирование — нужно было, например, открыть кредитную линию для строительства инженерной инфраструктуры, но строители протянули время (судя по интонациям министра, просто саботировали задачу), и федерация в деньгах отказала.

Министр признал, что свой отпечаток наложила на строительную отрасль и кадровая чехарда в администрации и правительстве области: одних только министров за пять лет сменилось не меньше пяти. Министр жестко раскритиковал и предприятия, производящие строительные материалы: вместе с заместителем председателя Законодательного собрания Геннадием Истоминым он побывал на одном из кирпичных заводов Иркутска и своими глазами видел, как в конце производственной линии рабочие собственными руками превращают нормальный кирпич в брак — потому что по нормам и правилам кирпич с трещинами к использованию непригоден. Александр Орешков завершил выступление обещанием пересмотреть структуру своего ведомства и набрать дополнительных специалистов, которые будут помогать строительным организациям «всем чем сможем». Задача, которая стоит перед министерством и строителями, не меняется вот уже несколько лет — вводить в год не менее одного квадратного метра жилья на одного жителя области, то есть 2,5 млн квадратных метров.

Депутаты задали министру несколько вопросов, причем Александр Орешков был поставлен в тупик уже первым из них: как проектные организации учитывают в своей работе имеющиеся на территории региона строительные материалы? Министр попытался уклониться от ответа, говоря, что он не может ничего сказать о 2010 годе (действительно, министр был назначен на свой пост только в начале 2011 года), но проектировщики будут учитывать такие материалы. Депутаты выслушали несколько пояснений и обещаний от министра физической культуры, спорта и молодежной политики Игоря Иванова и даже не стали задавать ему вопросы, поскольку претензий к министру почти не было.

 

Областной министр строительства Александр Орешков в своем выступлении признал, что всего в акте зафиксировано 27 замечаний, с большинством которых он склонен согласиться. Более того, на 2011 год запланировано ввести 750 тысяч квадратных метров, а уже на 2012 год никаких планов нет, потому что нет заделов и запаса. Губернатор области Дмитрий Мезенцев поручил министру провести совещание с руководителями строительных организаций и установил дату — 1 марта. Однако оно не было проведено, потому что… болел руководитель одной из организаций.

 

Обвинению не подлежит

Представителю администрации Иркутска пришлось гораздо труднее. Ему пришлось объяснять, как в программу сноса ветхого жилья попали 23 памятника истории и архитектуры, но чиновник сумел отбиться от этих обвинений, пояснив, что жителей из домов расселили (жить в них действительно нельзя — обрушивались перекрытия и лестницы), а сейчас идет поиск средств на ремонт. Администрация города затягивала приемку жилых домов из-за большого количества недоделок и не заключала контракты со строителями, потому что соглашение с областным правительством было подписано только 27 декабря. За год было снесено 59 аварийных домов, и чиновник отказался признавать, что это «мало», — из 520 аварийных домов, может, и мало, но уж как получилось в рамках действующего законодательства и в соответствии с итогами проведенных конкурсов.

Администрация областного центра заявила, что не считает указанное в заключении аудиторов отсутствие проекта ремонта дома нарушением: с обычного панельного дома на подготовку проекта с жителей нужно собрать около 600 тысяч рублей (округленно — 6 тысяч с квартиры), причем не факт, что проект пройдет экспертизу и будет согласован. Тогда, чтобы использовать федеральные и областные деньги, администрация города пошла на то, чтобы проводить ремонты ветхих и аварийных домов без проектов. Чиновников поддержала депутат Татьяна Семейкина, которая считает названную сумму неподъемной для среднего иркутского товарищества собственников жилья, — что уж говорить о ТСЖ в Усть-Илимске или Бодайбо.

Администрации города, впрочем, удалось достаточно быстро оправдаться в глазах депутатов: за год в Иркутске получают новое жилье примерно 300 семей учителей, врачей и других бюджетников — чего, конечно, нет ни в каком другом муниципальном образовании области.

Что скажет прокурор?

Депутат Сергей Курилов обратил внимание коллег и чиновников областного правительства на судьбу областного ипотечного агентства. В свое время средства этого агентства вместо кредитования жилищного строительства и поддержки области пошли на подготовку очередного Байкальского экономического форума — правительство взяло у агентства в долг, да так и не вернуло.

Депутат в очередной раз задал министру свой любимый вопрос: как одинокая жительница области, в возрасте 32 лет, работающая нянечкой в детском саду, может улучшить свои жилищные условия? Министр Орешков заявил, что, минуя ипотечные схемы, этого сделать нельзя, на что депутат тут же напомнил министру чрезмерно строгие критерии участия в этой программе, сформулированные областным правительством. Сергей Курилов потребовал от правительства решить вопрос упрощения распределения земельных участков под жилищную застройку — в 2007 году областная администрация забрала все земельные участки Иркутска, собственность на которые не была определена, в свое ведение и до сих пор не оформила ни один из этих участков для застройки.

Курилов напомнил, что до сих пор не слишком активно решается проблема недобросовестной застройки — когда одна квартира продается три-четыре раза или жилой дом строится с нарушением этажности на участке, предназначенном для строительства другого объекта. Почему-то в области не развивается такое направление, как строительство социального жилья или общежитий для молодых специалистов, хотя обещания звучали. Сергей Курилов завершил свое выступление заявлением: это не нападки на правительство, это просьба разобраться. Хотя странно, что при нарушениях почти на миллиард рублей на заседание не пришли ни прокуратура, ни полиция — сразу с наручниками.

Депутат Сергей Тен попросил министра Орешкова рассказать, как распределяется жилищное строительство между областным центром и всей остальной территорией области. По мнению министра, сейчас пропорция составляет примерно 50 на 50. В 2011 году министерство должно распределить 470 млн рублей на территориальное планирование, и в ближайшее время состоится совещание, участники которого установят приоритеты. Депутаты напомнили министру, что нужно спешить, — на территориях, которые не проведут планирование до конца года, все сделки с землей будут остановлены.

Сергей Тен напомнил и администрации города давнее обещание вынести за городские границы оставшиеся в черте города промышленные предприятия. Чиновники признали, что работа идет трудно — частные собственники предприятий крайне неохотно идут на переговоры, но в 2011 году должен закрыться как минимум кирпичный завод в Нижней Лисихе — на освободившейся территории будет построен детский сад.

...Комиссия завершила обсуждение вопроса принятием постановления: направить материалы проверки в прокуратуру, оставить вопрос на контроле Законодательного собрания.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии