Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Под бдительным электронным оком

03 ноября, 2011

 

 

 

Современная система видеонаблюдения за сидельцами следственных изоляторов внедряется и в учреждениях Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) по Иркутской области. Об этом, в частности, рассказали в ходе пресс-конференции Александр Воробьев, начальник отдела СИЗО главка, и начальник медицинского отдела Андрей Лемешевский.

 

Беседа с журналистами состоялась аккурат 31 октября — в День работников СИЗО и тюрем. Этот профессиональный праздник учрежден указом директора ФСИН в 2006 году. Именно 31 октября 1963 года коллегией Министерства охраны общественного порядка РСФСР было принято решение о создании нового вида учреждений уголовно-исполнительной системы — следственных изоляторов. На территории  Приангарья действуют пять СИЗО — в Иркутске, Ангарске, Тулуне, Братске и Тайшете.

Гуманизация уголовного законодательства привела к тому, что суды стали реже выносить постановления об аресте граждан. Теперь в СИЗО попадают только такие люди, которые могут представлять угрозу для  сограждан, если останутся на воле после совершения того или иного преступления. В итоге уменьшилось количество арестованных. По сравнению с октябрем 2010 года, в следственных изоляторах Иркутской области сегодня содержится на 400 человек меньше. Соответственно, на каждого арестанта нынче приходится больше «жилой площади» — 5,4 квадратных метра при законодательно установленной норме в 4 «квадрата».

За десять месяцев 2011 года из СИЗО были освобождены в связи с прекращением уголовного дела 62 человека, в минувшем году этот показатель был значительно выше: 96 человек. За этот же период арестованные совершили 2994 нарушения установленного порядка содержания. Эти нарушения были выявлены сотрудниками учреждений. Но очевидно, что никаких  усилий сотрудников для  постоянного надзора за спецконтингентом не хватает. Невозможно контролеру ежесекундно заглядывать в глазок камеры, чтобы контролировать в ней ситуацию. Но такой неусыпный в полном смысле слова контроль может осуществлять беспристрастное электронное видеоустройство.

В настоящее время в СИЗО-1 г. Иркутска проводится эксперимент в рамках концепции развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года. Суть этого новшества — внедрение прогрессивных методов надзора за арестантами. В СИЗО-1 специальными видеокамерами и дуплексной (двусторонней) связью оборудованы все помещения корпуса для содержания несовершеннолетних подозреваемых и так называемое «сборное отделение». Из 330 камер, имеющихся в СИЗО-1, видеонаблюдение организовано в 208 камерах. На эти цели израсходовано 5 млн рублей бюджетных средств.

Электронное око круглосуточно наблюдает за тем, что происходит в камере. И не только наблюдает, но и ведет цифровую  запись происходящего. Этот материал сохраняется в течение 30 суток. Все арестованных извещают о том, что в камерах налажен видеонадзор, что они, арестанты, будут нести  материальную ответственность за порчу видеокамер. Один такой случай вандализма имел место в карцере. Соответствующие материалы на виновного переданы в мировой суд, и виновный арестант должен будет выплатить стоимость испорченного устройства — 6700 рублей.

У сидельцев следственных изоляторов сохраняется постоянный и высокий спрос на запрещенные предметы: наркотики, мобильные телефоны, деньги. С начала 2011 года при попытке передать в СИЗО было изъято более 60 граммов наркотиков, свыше шести десятков мобильных телефонов и несколько тысяч рублей. За попытку нелегальной передачи этой «контрабанды» задержаны шесть граждан. Для сравнения: в 2010 году   задержанных за подобные нарушения было 11, из которых двое были привлечены к уголовной ответственности. Три года назад за аналогичные нарушения задержали около полусотни человек.

Администрация следственных изоляторов проводит работу в соответствии с принятым в январе нынешнего года Постановлением правительства РФ № 3, которое дает право изменить меру пресечения тяжелобольным арестантам. Но последнее слово остается за судом. Вот почему  из семи арестантов, направленных на медицинское освидетельствование, суд счел возможным освободить только двоих…

 

Юрий Удоденко, «Байкальские вести»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии