Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

По следам юбилейного бюджета

23 апреля, 2012

 

2011 год был для Иркутска юбилейным. Это сыграло важную роль в пополнении доходной части бюджета. Изменения в основной финансовый документ города за год вносились девять раз.  Отклонения окончательного варианта бюджета от первоначального составили более 2 млрд рублей — в сторону увеличения.

 

По сравнению с 2010 годом на 33 процента были увеличены ассигнования на социально-культурную сферу. Бюджетные инвестиции выросли в два с половиной раза. В общей сумме на 6 млрд рублей увеличилось финансирование 24 целевых программ.

На прошлой неделе в администрации города прошли общественные слушания по итогам выполнения бюджета 2011 года.

Учет и контроль!

Доходная часть исполнения бюджета оценена положительно, однако расходная вызвала вопросы. Город не смог в должной мере распорядиться средствами, которые у него были. Более 500 млн рублей остались неиспользованными. Ни одна из функциональных статей расходов не исполнена на сто процентов.

Председатель комиссии городской думы по бюджетной политике и финансам, декан факультета мировой экономики БГУЭП Ирина Цвигун указала на объективные и субъективные причины.

К объективным вполне можно отнести позднее поступление средств из федерального и областного бюджетов, в частности — по целевой программе «Молодым семьям — доступное жилье».  Несмотря на это, Ирина Цвигун указала на «не всегда эффективную и результативную работу органов городской власти». Прежде всего, это касается неисполнения подрядчиком обязательств.

— Какую бы функциональную статью расходов мы ни взяли, эта причина звучит везде. Например, невыполнение работ по ремонту нежилого помещения № 9 по улице Пролетарской, где не использовано более 2 млн рублей. Из-за непоставленного оборудования и несостоявшихся торгов по устройству внеплощадных сетей операционного блока ГИМДКБ не использовано более 48 млн рублей. Не выполнил подрядчик условия муниципального контракта по разработке схемы теплоснабжения города Иркутска до 2015 года и, с перспективой, до 2020 года — на 5 млн рублей.

Нарушение подрядчиком сроков выполнения работ по благоустройству остановок аукнулось в сумму 5,7 млн рублей, невыполнение работ по программе «Развитие инженерной инфраструктуры» — в более чем 8,6 млн. По подпрограмме подготовки объектов инфраструктуры к отопительному сезону не выполнены работы по ремонту котельного оборудования в поселке Искра почти на 2 млн...

Ирина Цвигун указала на такие причины, как неэффективное использование средств, отсутствие оперативности в работе, несвоевременность подготовки документов и позднее проведение торгов. Председатель комиссии убеждена, что конструктивная критика должна привести к улучшению совместной деятельности администрации и думы.

— Контрольную функцию никто не отменял, и она должна присутствовать у каждого менеджера, — подчеркнула Ирина Цвигун.

Семь миллиардов на социальную сферу

За отчетный год в бюджет города поступило 12 млрд 443 млн рублей доходов (102 процента от плана).

Налоговые поступления составили 6 млрд 855 млн, что на 1,5 процента выше плановых показателей — в основном за счет дополнительных поступлений от налогов на доходы физических лиц.

В то же время в связи с предоставлением налогоплательщиками уточненных деклараций недопоступления от земельного налога составили 77 млн. По сравнению с 2010 годом объем налоговых поступлений увеличился на 844 млн рублей, или на 14 процентов.

Неналоговых доходов получено 1 млрд 700 млн, что на 7 процентов выше плана. Основную долю, или 84 процента, в структуре неналоговых доходов составили поступления от реализации использования муниципального имущества.

Средства финансовой помощи из бюджетов других уровней — 3 млрд 604 млн рублей, что на 1 млрд 310 млн больше, чем в 2010 году. Это обусловлено тем, как уже говорилось выше, что год для Иркутска был юбилейным. Город получил значительный объем средств на ввод юбилейных объектов.

245 млн рублей получено от госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» на проведение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

В конце года получено около 33 млн от Байкальского банка Сбербанка России — на благоустройство набережной Ангары и около 6 млн от ВСЖД — для проведения адресного ремонта жилых домов, переданных в муниципальную собственность.

Приоритетными направлениями при исполнении бюджета были расходы на оплату труда, коммунальных услуг, приобретение продуктов питания и медикаментов для учреждений социальной сферы, организация питания в школах, а также подготовка к зиме объектов коммунальной сферы.

Более половины расходов бюджета города, или 6 млрд 921 млн рублей направлено на обеспечение функций муниципальных учреждений социальной сферы, а также на выполнение программ и мероприятий социальной направленности. 47 процентов от этого объема — почти 3 млрд 281 млн — составили расходы на выплату зарплаты работникам учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Особенностью выполнения бюджета в 2011 году стал перевод в порядке эксперимента семи учреждений бюджетной сферы на новые условия финансового обеспечения. Таково требование федерального законодательства. Взамен сметного финансирования учреждения получали субсидии на выполнение муниципального задания. Это расширило их права по использованию финансов, но в то же время повысило ответственность руководителей за ведение финансово-хозяйственной деятельности.

Как отметила председатель комитета по бюджетной политике и финансам администрации Иркутска Альфия Валиулина, эта мера позволила на практике отработать новые механизмы финансирования и обеспечить с 1 января 2012 года стабильную работу всех муниципальных бюджетных учреждений города в новых условиях.

На обновление материально-технической базы учреждений социальной сферы поступило более 216 млн рублей. Бюджетные учреждения были оснащены медицинским, учебным, технологическим оборудованием и инвентарем, постельными принадлежностями, мебелью, компьютерной техникой, методическими пособиями, книгами и периодикой.

За счет средств бюджета выполнен капитальный и текущий ремонт зданий муниципальной собственности на сумму 523 млн рублей. Завершен ремонт в 15 учреждениях, начат ремонт трех детских садов и двух школ. Разработана документация на ремонт еще 22 учреждений образования и здравоохранения.

По сравнению с 2010 годом значительно выросли расходы на строительство и реконструкцию социальных объектов: объем инвестиций в этой сфере составил 937 млн, в том числе 211 млн — за счет федерального и областного бюджетов.

Завершено строительство модульного бассейна на территории Дворца спорта «Юность», проведена реконструкция ограждений 17 детских садов. Продолжено строительство детских садов в Ново-Ленино и на улице Писарева, школы № 23, операционного блока ГИМДКБ и нового здания родильного дома по улице Сурикова.

На оказание адресной помощи малообеспеченным категориям граждан и пенсионерам, которые не имеют права на получение льгот по областному и федеральному законодательству, направлено 145 млн. 133 млн из областного бюджета поступили в виде субсидий для горожан на оплату жилья и коммунальных услуг.

Почти в два раза по сравнению с 2010 годом увеличились расходы на предоставление социальных выплат на строительство и приобретение жилья молодым семьям работников бюджетной сферы и иным гражданам, категории которых установлены думой города. На эти цели направлено 207 млн, в том числе 97 млн — за счет средств федерального и областного бюджетов.

Хозяйство большое, но много окраин...

Расходы в сфере городского хозяйства составили 4 млрд 616 млн рублей, или 37 процентов от общей суммы расходов. На жилищное хозяйство направлено 886 млн. Проведен капитальный ремонт многоквартирных домов и муниципальных объектов общей стоимостью 261 млн рублей.

1340 иркутян получили жилье благодаря выполнению программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья на средства «Фонда содействия реформированию ЖКХ» и областного бюджета — на сумму 589 млн рублей. Снесено 69 аварийных домов. На инженерную инфраструктуру направлено 1 млрд 190 млн. Большая сумма этих средств, а точнее — 1 млрд 100 млн — ушла на берегоукрепление и благоустройство набережной Ангары, из них 720 млн — за счет средств федерального бюджета.

В прошлом году в Свердловском и Ленинском районах города построено два кольцевых водопровода, в Иркутске II — объекты теплообеспечения, проведены аварийно-восстановительные работы на коммунальных сетях. На эти мероприятия затрачено 67 млн рублей.

2 млрд 309 млн рублей ушли на благоустройство города.  Отремонтировано 15 дорог, 156 внутриквартальных проездов, построены два подземных пешеходных перехода.

Были продолжены работы по разработке схемы теплоснабжения города и формированию земельных участков под объектами муниципальной собственности. Выполнено градостроительное обоснование создания в районе железнодорожного вокзала транспортно-пересадочного узла.

Реализация программы по сносу ветхого и аварийного жилья в Иркутске идет намеченными темпами, но снос строений происходит в основном в центральной части города.

Выступивший в прениях заместитель председателя думы города Иркутска Александр Ханхалаев попросил уделить больше внимания городским окраинам. Он отметил, что в 2011 году не произведены расходы в сумме 5,4 млн рублей на реализацию долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Иркутске на 2010—2015 годы».

Это произошло в связи с тем, что изменения в программу по проведению энергоаудита объектов уличного освещения были внесены лишь в ноябре и оставшийся до конца года отрезок времени не позволил провести торги и выполнить работы. Тем не менее исполнение Федерального закона № 261 находится под жестким контролем надзорных органов.

 

Елена Чабдарова, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии