Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

По следам «Антилопы Гну»

26 января, 2012

 

 

 

За первые восемнадцать дней нового, 2012 года в Иркутске произошел ряд  крупных аварий с участием маршрутных такси. Эти ДТП повлекли за собой гибель одного человека; травмы различной степени тяжести получили пассажиры сразу нескольких маршрутных такси. На пешеходном переходе по улице Ленина, у здания городской администрации, водитель маршрутного такси превысил скорость и сбил женщину, которая в тяжелом состоянии была доставлена в больницу. Этот и другие случаи заставили срочно собраться представителей городской власти на расширенное рабочее совещание.

 

Ситуацию, сложившуюся в Иркутске с предоставлением транспортных услуг, можно назвать вышедшей из-под контроля. Пассажиров возят на разбитых машинах, которые представляют угрозу жизни и здоровью, на нелегальном, низкого качества топливе. Водители сами заполняют пустые бланки путевых листов, которые уже имеют отметку врача и механика. Некоторые из них выходят в рейс в наркотическом опьянении и т. д. Доходит до того, что частники самостоятельно открывают маршруты и ездят где хотят и как хотят, без расписания. Лицензионную деятельность фактически никто не контролирует.

В 2011 году в Иркутске с участием автобусов различной вместимости, включая маршрутные такси, произошло 1789 дорожно-транспортных происшествий. Из них по вине водителей 988, с пострадавшими — 100 происшествий, в которых четыре человека погибли и 154 получили ранения различной степени тяжести. По вине водителей маршрутных такси c пострадавшими произошло 50 ДТП, три человека погибли, 67 получили ранения.

Основными причинами ДТП стали превышение скорости, нарушения правил проезда на перекрестках, выезд на полосу встречного движения. По словам главы ГИБДД МВД по городу Иркутску Вячеслава Жилкина, проверки, проводимые сотрудниками его ведомства совместно с руководством Госавтонадзора, выявили низкое качество требований со стороны частников при приеме водительского состава, большую текучесть кадров и т. д.

Основную проблему в обеспечении безопасности движения на дорогах при пассажирских перевозках Вячеслав Жилкин видит в несовершенстве правовой базы. Приказ Министерства транспорта № 2 от 1997 года, которым  руководствуются перевозчики, морально устарел, а нормативно-правовые документы, которые принимаются на уровне администрации Иркутска,  носят только рекомендательный характер.

— Необходим документ, позволяющий ужесточить работу в этом направлении. Что касается нас, то ГИБДД работает, но небольшие штрафы не позволяют навести порядок, — отметил глава городской ГИБДД.

ГИБДД проводит совместные проверки с прокуратурой и инспекцией Госавтонадзора. Такие проверки показывают, что большинство договоров, которые заключают перевозчики на рейсовый и предрейсовый осмотр, на техническое обслуживание, носят формальный характер. На предприятиях не проводятся медицинские осмотры водителей, машины не проверяются при выпуске на линию. На многих предприятиях отсутствует производственная база, которая бы позволила содержать транспорт в надлежащем состоянии. Фактически нет ремонтной базы. В Госавтоинспекции надеются, что с вводом системы ГЛОНАС эта работа будет налажена.

В прошлом году проведено более 105 проверок предприятий, которые занимаются оказанием населению транспортных услуг. Должностным лицам выдано 189 предписаний.  202 должностных лица привлечены к различной административной ответственности. Но нарушений меньше не становится.  За 2011 год ГИБДД выявила техническую неисправность более 4 тысяч автобусов. В 1128 случаях запрещена эксплуатация этих автобусов. И если основная причина аварий – превышение скорости, нарушение реальности движения, то косвенной причиной является погоня за прибылью.

Как рассказала начальник департамента здравоохранения администрации города Иркутска Ирина Губанова, женщина, сбитая маршруткой на улице Байкальской, получила травмы головного мозга и лица, несовместимые с жизнью. Остальные пассажиры доставлены в больницы с переломами позвоночника, плеча и конечностей. За 18 дней января кареты скорой помощи 58 раз выезжали на ДТП. Это практически три раза в день. Смертность от травм стоит в Иркутске на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии.

По словам начальника отдела транспорта и связи городского комитета по ЖКХ Виктора Берсенева, на городские маршруты ежедневно выходит до 1800 маршрутных такси и автобусов. Из них около 800 — автобусы малой вместимости. При этом городу, считают в отделе транспорта, достаточно и 1000—1200 транспортных единиц. Сегодня ни с кем из перевозчиков пока не заключен ни один договор на обслуживание регулярных маршрутов города. Ежедневно в комитет по ЖКХ в среднем поступает более десяти звонков в день и  пять письменных жалоб от пассажиров на отсутствие транспорта в вечернее время, на плохое техническое состояние машин, на хамское поведение водителей. Коммерческие автобусы работают только в часы пик, когда есть прибыль. Из-за большого количества транспорта идет неимоверная конкуренция, борьба за пассажиров, соответственно устраиваются гонки на дорогах.

Администрация города недавно объявила конкурс на право заключения договоров по обслуживанию городских маршрутов. Но он приостановлен на основании решения комиссии антимонопольного комитета, хотя уже поступили заявки на участие. По мнению главы регионального антимонопольного ведомства Валентины Замориной, нужно внести изменения в конкурсную документацию. Валентина Заморина отметила, что она неоднократно выступала за наведение порядка на дорогах города, и эту работу антимонопольное управление пытается наладить с 1997 года. Она не понимает, почему соблюдение графиков на маршрутах, которые согласовывает администрация, не проверяется с точки зрения выполнения закона «О защите прав потребителей». Если частника много раз привлекают за нарушение федерального законодательства, то почему его не лишают лицензии. Валентина Заморина напомнила участникам рабочего совещания о том, что Антимонопольное управление выступало категорически против продажи транспортной базы, которая ранее существовала.

— Там, где размещались автоколонны, есть все что угодно, кроме автотранспорта и того, что нужно для его технического обслуживания. Поэтому можно встретить такие факты, когда разбитые «в хлам» маршрутки тем не менее проходят техосмотр и получают липовые разрешения. Еще одна причина, по которой приостановлен конкурс, — то, что параметры, заложенные в качестве критериев по отбору в конкурсе, не могут быть применены. Они не соответствуют законодательству: ни приказу Минтранса № 2, ни другим нормам. Что касается количества маршруток, то администрация города согласовывает расписание маршрутов. Но и это не сделано. Мы тщательно ознакомились с программой, которую нам предоставили, и получается, что в одном остановочном кармане должно остановиться одновременно до 12 транспортных маршрутных средств. Даже если проанализировать интервалы движения, это недопустимо. Вы или не заказали расписание движения по маршрутам, или кто-то не отследил это при выполнении муниципального заказа, — сказала Валентина Заморина, обратившись к вице-мэру Иркутска Дмитрию Разумову. — Почему соблюдение лицензионных условий надо вносить в качестве критериев проведения конкурса? Что, комиссия осмотрит все транспортные средства, или снова будем верить перевозчику на слово? Если бы вы отрегулировали и создали расписание с учетом сети дорог, карманов и безопасности дорожного движения, то, наверное, у меня бы вопросов не было.

В антимонопольном управлении считают, что механизмы решения транспортного вопроса есть. Конкурс должен завершиться уже в феврале, а согласование расписаний некоторых участников конкурса будет длиться до конца года. Но это недопустимо, так как вновь возникнет борьба за маршруты, а это, как показывает практика, ни к чему хорошему не приведет.

К сожалению, на федеральном уровне не торопятся принимать закон, регламентирующий коммерческие пассажирские перевозки. Соответствующий законопроект затерялся в кулуарах Госдумы. Осталась надежда на Законодательное собрание области, которое уже рассмотрело аналогичный законопроект в первом чтении. У муниципалитета же недостаточно полномочий, но в мэрии решили не останавливаться. Доработка и уточнение конкурсной документации, так или иначе, будут проводиться, и участники совещания соберутся еще не раз.

Вице-мэр Дмитрий Разумов  попросил руководство ГИБДД усилить работу по наведению порядка на дорогах и вести мониторинг транспортных происшествий. Совместно с областным отраслевым министерством решено подготовить обращение в Госдуму и федеральное правительство о важности и необходимости принятия транспортного закона. Иначе «колымаги» наподобие пресловутой «Антилопы Гну» из романа Ильфа и Петрова останутся повсеместным атрибутом Иркутска и других российских городов.

 

Елена Чабдарова, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии