Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Плохо, но не очень...

08 сентября, 2011

 


 

Обнародована «Зеленая книга» Иркутской области

 

В Иркутской области подготовлен и вскоре будет доступен всем заинтересованным лицам и структурам государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2010 году». В работе над докладом приняли участие специалисты нескольких областных и федеральных ведомств, которые подготовили один из самых больших по объему документов в стране.

 

Первые в России

В пресс-конференции, посвященной завершению работы над докладом, приняли участие заместитель министра природных ресурсов и экологии Нина Абаринова, председатель комитета  по законодательству о природопользовании и сельском хозяйстве Законодательного собрания Юрий Фалейчик, директор Института географии имени В.Б.Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук Виктор Плюснин, руководитель Иркутского межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Леонид Проховник, начальник отдела социально-гигиенического мониторинга управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Николай Чубук.

Особенность нынешнего доклада, как пояснила Нина Абаринова, заключается в том, что впервые такие же доклады обязаны разрабатывать и издавать все регионы страны. Для Иркутской области это поручение «запоздало» на 19 лет — доклады о состоянии и об охране природы издаются в Иркутске с 1992 года, когда этого никто не требовал и никто этими проблемами не интересовался. Нина Абаринова пояснила, что администрация области исходила из тех соображений, что информирование населения о состоянии окружающей среды является прямой обязанностью региональных властей, зафиксированной в том числе и в различных законах. При этом работа над докладом, в которой участвуют от 15 до 42 НИИ и организаций (большее число получается в том случае, если учитывать всех, кто предоставляет информацию), выполняется бесплатно — средства из областного бюджета выделяются только на издание доклада в виде книги.

Заместитель министра заявила, что ученым или экологам, которые захотят воспользоваться текстами всех докладов, по большому счету, повезло: в них сконцентрированы многие годы исследований, огромный массив данных, отражающий в динамике все факторы, характеризующие состояние окружающей среды в регионе. Вот только воспользоваться этими данными будет очень непросто: экземпляр первого доклада, датированный 1993 годом, заместитель министра и председатель комитета по экологии с трудом отыскали в своих архивах. Первый экземпляр доклада будет вручен губернатору области Дмитрию Мезенцеву, второй передадут полномочному представителю президента. Вообще же доклад в обязательном порядке получают структурные подразделения правительства области, комитеты Законодательного собрания, подразделения федеральных органов исполнительной власти, муниципальные образования, школы, вузы, библиотеки, общественные организации и соседние субъекты федерации. Начиная с 1995 года тексты докладов стали размещать на сайте правительства. Более того, с 2000 года только трижды доклад печатали на бумаге, все остальные (видимо, из экономии средств) существуют только в электронном виде.

 


Наиболее проблемной средой в Иркутской области является атмосферный воздух, в который попадают загрязняющие выбросы от теплоисточников, автомобильного транспорта и промышленных предприятий. Количество этих выбросов не самое большое, по сравнению с другими странами и регионами России, но область отнесена к так называемой пятой зоне по условиям для рассеивания выбросов — это самые плохие условия, характеризующиеся самым высоким потенциалом для концентрации загрязнения вокруг населенных пунктов.
 

 

Нам есть чем гордиться

Структура и объем доклада постоянно увеличиваются: все активнее привлекают к работе институты Иркутского научного центра, а в 2010 году впервые была собрана информация о природоохранных мероприятиях, которые промышленные предприятия осуществляют в рамках своих внутренних программ защиты окружающей среды. В доклад 2011 года впервые включен большой блок о состоянии здоровья населения области и отдельная глава, подготовленная ангарским Институтом медицины труда и экологии человека. Хотя участники пресс-конференции (и особенно представитель Роспотребнадзора Николай Чубук) неоднократно заявляли, что при оценке структуры заболеваемости отделить природные факторы от всех прочих очень трудно, работа ангарских специалистов была посвящена попытке ответить на вопрос: какая доля заболеваний населения связана именно с воздействием экологических факторов, а какая естественными причинами?

Юрий Фалейчик начал свое выступление с обвинений в адрес СССР: в той стране, где родилась большая часть населения современной России, люди, по мнению депутата, были лишь частью производственной системы и вопросы развития промышленности стояли на первом месте. Падение «железного занавеса» (совпавшее с распадом СССР) открыло глаза на многие проблемы, и выяснилось, что в СССР экологии уделяли меньше внимания, чем на Западе. К сожалению, в данном случае депутат прав лишь отчасти: проблемы в СССР были, но едва ли они были больше, чем в той же Европе или США. Крупнейшая авария на АЭС (до Чернобыля) произошла в США, Рейн стал мертвой рекой еще в середине 70-х, и если бы не советский газ, который стал поступать в Европу в середине 1980-х, неизвестно, каким бы смогом дышала Франция. Более того, в нашей стране исследования экологических проблем велись (даже без перерыва во время Великой Отечественной войны) с первых послереволюционных лет, проблемы экологии освещались в академических изданиях с 1916 года, а тематический журнал «Экология» издавался уже с 1970 года. В структуре Академии наук СССР работало 15 специализированных экологических НИИ (и это без учета НИИ в союзных республиках). Так что кто кому должен дать фору по количеству и качеству исследований, СССР или Запад, — это даже не повод для дискуссии.

Иркутская область оказалась со своим докладом в авангарде «инициативной природоохранной работы» не случайно: благодаря стечению ряда обстоятельств, в начале 1990-х в нашем регионе имелись и научные кадры, и многочисленные общественные организации, принимавшие участие в обсуждении проблем охраны природы. Издание первого доклада было, по сути, попыткой подвести итог многолетних споров, дать точную оценку состояния окружающей среды и спрогнозировать развитие ситуации  в будущем. (Никто, правда, не может объяснить, почему в Иркутске, где за последние 20 лет закрылось множество предприятий, тем не менее растет количество выбросов в атмосферу, но к теме доклада это отношения не имеет.) Юрий Фалейчик заявил, что область должна гордиться объемом и качеством своего государственного доклада, потому что во многих других регионах аналогичные документы во много раз меньше и, следовательно, менее информативны.

 

Чем дышим, что пьем?

В тексте доклада интересующиеся смогут найти если не все ответы на возникающие у жителей области вопросы, то хотя бы объяснение тому, как меняется климат, почему ученые опасаются опустынивания, каков вклад в загрязнение территории того или иного предприятия. По мнению участников пресс-конференции, наиболее проблемной средой в Иркутской области является атмосферный воздух, в который попадают загрязняющие выбросы от теплоисточников, автомобильного транспорта и промышленных предприятий. Количество этих выбросов не самое большое, по сравнению с другими странами и регионами России, но область отнесена к так называемой пятой зоне по условиям для рассеивания выбросов — это самые плохие условия, характеризующиеся самым высоким потенциалом для концентрации загрязнения вокруг населенных пунктов. В списке десяти самых «грязных» городов России присутствуют три города области, причем на пресс-конференции назвали Братск, Иркутск и Зиму, а в других источниках на третьем месте встречаются упоминания Ангарска, Усолья-Сибирского, Усть-Илимска и Саянска. На границе этого малопочтенного рейтинга находится Шелехов,

Водные объекты делятся на «слабозагрязненные» (бассейны Ангары и Лены, около 50 процентов всей воды в области), «условно чистые» (Байкал и Иркутское водохранилище, 23 процента), «загрязненные» (отдельные участки Ангары и Лены, 19 процентов), встречаются «сильно загрязненные» и «грязные» (в сумме около 5 процентов). В докладе приведены те объекты, которые требуют повышенного внимания государства и скорейшего проведения природоохранных мероприятий: река Вихоревка, Усть-Илимское водохранилище, река Кая в черте Иркутска, река Куда. Основными веществами, по которым в водоемах области превышены предельно-допустимые концентрации, являются железо, медь, нефтепродукты и органические вещества.

Загрязнения почвы делятся на два вида: от сливов и сбросов на почву различных отходов (чисто криминальная история в каждом конкретном случае) и фоновое от выбросов в атмосферу. В окрестностях Ангарска и Усолья-Сибирского уровень загрязнения в последние годы начал сокращаться, в районе Свирска, где ведутся работы по ликвидации полигона с отходами мышьяка, снижение загрязнения будет очень существенным. На значительной части территории области отмечено загрязнение пестицидами (зафиксировано 17 видов веществ), причем лидирует по глубине и размерам поражения Иркутский район. Участники пресс-конференции отметили, что пестициды в сельском хозяйстве в последние годы используют все реже. Радиационный контроль, который учитывает и обычный природный фон, и возможное выпадение радиоактивных осадков из атмосферы, ничего тревожного в последние годы не обнаружил.

О том, насколько тщательно ведутся исследования, можно судить по некоторым цифрам, прозвучавшим в выступлениях. В 2010 году в Иркутской области только структурами Роспотребнадзора было взято и исследовано более 36 тысяч проб атмосферного воздуха. Кстати, данные Роспотребнадзора обобщаются в собственном докладе «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Иркутской области», с которым можно ознакомиться на сайте организации — в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2010 году» эта информация была использована лишь частично. В этом документе имеются и такие уникальные сведения, как структура заболеваний населения и статистика профессиональных заболеваний. Тенденции, как отметил Николай Чубук, имеются как положительные (прирост населения на 0,7 процента, снижение младенческой смертности), так и отрицательные (миграционный отток населения — минус 3 процента).

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии