Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Духи за установку скульптуры Даши Намдакова

27 июня, 2017


1.jpg

А чиновники — против

Совместный проект Арт-фонда известного бурятского скульптора Даши Намдакова и иркутской Галереи Виктора Бронштейна получил поддержку духов Ольхона. Седьмого июня байкальские шаманы обратились к ним за разрешением поставить скульптуру мастера «Хранитель Байкала» на севере острова и получили желаемое. Открытие арт-объекта намечено на сентябрь, на него планируется пригласить участников музыкального фестиваля «Звезды на Байкале» и высшее руководство страны.

Скульптуру «Хранителя Байкала», напоминающую мифическое «Шаман-дерево» высотой 7,5 метра, в коре которого можно разглядеть лицо «Духа Байкала» в облачении и короне из рогов, сейчас отливают из бронзы в Улан-Удэ. Местность вокруг будущего монумента сакральная, особенная. Художник, сам не хуже шаманов чувствующий духов местности, почувствовал, что его творение должно стоять на безымянном мысе, слева от которого находится самая высокая точка острова — Хобой, а справа — мыс Шунтэ-Левый, также известный как мыс любви, помогающий бездетным парам победить бесплодие.

Шаманы уже обсудили проект, собравшись на совет, и сошлись на том, что дело нужное.  Двое из них, Михаил Огдонов и Геннадий Тугулов, приехали на север Ольхона, чтобы обратиться за разрешением на установку скульптуры к хозяину Хобоя и другим духам.

2.jpg

До завершения обряда шаманы на безымянный мыс не поднимаются, проводят его у подножия, первым делом — разведение огня и окуривание всей атрибутики, а также всех присутствующих с помощью подожженного кусочка пихты, оцарапанной медведем. Процедура нужна, чтобы избавиться от негативной энергетики. Для богов и духов Михаил Огдонов накрывает щедрый стол — тахил, преподносится монгольский шелк, из какого шьют бурятский халат — дыгыл, рубашка, хадак — длинный ритуальный шарф, деньги, чай, сладости, сливочное масло, водка. Для хозяина местности готовится особое блюдо — смесь пряничной крошки, чая, водки и молока.

— На тахил буду призывать 13 высших хаат, что вокруг Байкала, своих онгонов, им и хозяину местности буду объяснять цель обряда. Если не договорится, то хозяин местности негодует, и тогда бывает всякое. Например, может подняться такой ураган, что скульптура упадет или люди около нее будут получать  травмы, — объясняет шаман.

Хааты — потомки небесных богов тэнгриев, онгоны — духи предков, покровительствующие роду шамана. К своим прародителям воззвал и Геннадий Тугулов. Кроме того, его ритуал был обращен к покровителям острова.

— Надо ставить то, что они кушали, то, что мы сами едим. Это выдумано не мной, мы делаем то, что и наши предки. Молоко — белая пища, водка вместо тарасуна, национального напитка из молока, который  брызгали раньше. Обязательно сладкое.

3.jpg

На вопрос, как понять, что согласие духов получено, шаманы отвечают просто: увидите. Спустя несколько минут после первых ударов в бубен к месту проведения обряда прилетел орел и сделал несколько кругов над камлающим Михаилом. Чуть позже у безымянного мыса пролетел сокол, стих ветер, к окончанию же ритуала над  поляной кружили два орла, олицетворяющие духов предков. Все это — добрые знаки, указывающие на успех шаманов.

— Высшие боги нас услышали, хозяин местности дал добро, — подвел итог Михаил Огдонов.

Однако даже такое высокое одобрение — не единственная составляющая успешной реализации проекта. Пока шаманы общались с духами, сам Даши Намдаков, режиссер Сергей Мирошниченко, работающий над фильмом о скульпторе, и иркутский бизнесмен, меценат и писатель Виктор Бронштейн постарались достичь взаимопонимания с чиновниками. Почти в это же время они встретились с председателем комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной думы России. Им удалось заручиться столь важной поддержкой.  В течение недели, как заверил Виктор Бронштейн, в комитет будет направлен инженерный проект установки арт-объекта для последующего рассмотрения в министерстве природных ресурсов и экологии страны.

Кроме того, именно в эти дни между министром и комитетом идет напряженный диалог, так как готовится отчет министра в Государственной думе. Это серьезно повышает шансы на быстрое и положительное решение проблемы.

— Вообще, я уже давно заметил, — продолжает Виктор Владимирович, — где  Даши, там обязательно какие-то чудесные, можно сказать, почти мистические совпадения. Разве не удивительно, что сложнейший вопрос с выделением земли под скульптуру может решить депутат Госдумы именно от Иркутской области, возглавляющий профильный комитет. Ранее у наших избранников такой должности никогда не было. Удивительно и то, что именно в сентябрьские дни, когда намечено открытие скульптуры, в Иркутске будет проходить всероссийское экономическое совещание, а также концерты звезд на Байкале под руководством Дениса Мацуева. И звезды, и экологи с всероссийской и мировой известностью выразили горячее желание принять участие в открытии выдающегося произведения нашего всемирно известного земляка.

4.jpg

Такое стечение обстоятельств, как и предварительно запланированный приезд некоторых знаковых руководителей России, обеспечит резкое повышение внимания к экологическим проблемам Ольхона и Байкала в целом.

Сложности с установкой скульптуры на мысе Хобой, как сообщил Виктор Бронштейн, возникли потому, что земля там числится как участок хозяйственного назначения, хотя де-факто это уже давно рекреационная зона, где установка скульптуры не должна вызывать никаких нареканий. Получается, что с духами договориться проще, чем с чиновниками, и в Москву ехать не надо.

Скульптуру из Улан-Удэ на Ольхон  повезут через Бурятию и через Иркутск. Путь этот будет сопровождаться концертами и беседами о сохранении священного озера. Виктор Бронштейн рассказал далее, что скульптура «Хранитель Байкала» натолкнула его и Даши на мысль о создании на Ольхоне первого в России экологического заповедника, чтобы сделать влияние человека, вооруженного бессчетными квадроциклами и машинами,  на уникальную ольхонскую природу менее разрушительным. 

Анна Рыбакова, специально для «Байкальских вестей».

Фото автора.

На фото: Эскиз памятника Даши Намдакова «Хранитель Байкала»
с привязкой к местности и в реальном масштабе;

Геннадий Тугулов у мыса Хобой — там, где будет установлен памятник;

Михаил Огдонов после совершения обряда: «Высшие боги
нас услышали, хозяин местности дал добро»;

Тахил — щедрый стол для богов и духов

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии