Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Перечитывайте деньги, не отходя от кассы

21 ноября, 2011

 

 

 

Бюджет Иркутской области, формирование и корректировка которого уже отняли у правительства и депутатов Законодательного собрания много сил и времени, принят только в первом чтении. Работа, которую еще предстоит сделать, будет очень непростой.

 

Обида на кубышку

Во время 37-й сессии Законодательного собрания, состоявшейся 16 ноября, в ходе обсуждения бюджета перед депутатами выступал даже губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев.

Это событие обращает на себя внимание: губернатор в последнее время посещает сессии все реже, предпочитая работать с депутатами в период подготовки к очередному заседанию регионального парламента.

На этот раз стержнем выступления губернатора стала критика в адрес фракции КПРФ: в период подготовки бюджета областной комитет КПРФ направил губернатору письмо, в котором допустил несколько весьма жестких комментариев и даже назвал областной бюджет губернаторской кубышкой.

Дмитрий Мезенцев обратил внимание депутатов фракции (не все из них являются членами партии) на недопустимость таких терминов и даже пообещал «изменить отношения с коммунистами». Впрочем, они вряд ли этого испугались: уже с весны 2010 года митинги коммунистов проходят под лозунгом «Губернатора Мезенцева — в отставку».

 

Три миллиарда нашли...

Голосование за бюджет показало, что в целом депутатский корпус все еще не вполне доволен предложенными правительством параметрами бюджета: за его принятие был подан тридцать один голос, против — пять, два депутата воздержались.

Напомним, за день до сессии, во время заседания комитета по бюджету, были озвучены новые параметры бюджета 2012 года: доходы утверждены в объеме 75,6 млрд рублей, расходы увеличены — 76,9 млрд, дефицит сокращен с 1,45 до 1,297 млрд рублей и составил 1,9 процента.

— Нам удалось за счет дополнительных средств предусмотреть увеличение расходов на повышение средней зарплаты учителей до средней величины оплаты труда в экономике Приангарья, —прокомментировал изменение параметров главного финансового документа области председатель комитета по бюджету Сергей Курилов. — Средства выделены и на обязательное медицинское страхование неработающего населения, субвенции на обеспечение детей-сирот жильем, на развитие агропромышленного комплекса области, помощь муниципальным образованиям, в том числе для компенсации расходов местных бюджетов по увеличению заработной платы педагогам дошкольных учреждений.

В первом варианте бюджета, предложенном правительством, доходная часть бюджета была на три миллиарда меньше.  Настаивая на увеличении доходной части, депутаты опирались не только на опыт прошлых лет, когда в течение года бюджет приходилось корректировать в сторону увеличения примерно раз в два месяца, но и на мнение специалистов Контрольно-счетной палаты Иркутской области.

 

...но семь — потеряли

В заключении, представленном депутатам главой КСП ИО Ириной Морохоевой, сказано, в частности, что налоговый потенциал консолидированного бюджета Иркутской области, по расчетам Министерства финансов РФ, составляет 96 млрд рублей. При этом региональное правительство определяет налоговый потенциал субъекта с учетом областного бюджета и бюджетов муниципальных образований в размере 86 млрд рублей — то есть на 10 миллардов меньше. Более того, КСП настаивает на том, что даже после корректировки первоначального проекта бюджета сумма разрыва очень велика, и над этой проблемой надо работать.

Заодно КСП напомнила, что о финансовом положении области нельзя судить только по ситуации с областным бюджетом.  Несмотря на то что 37-я сессия приняла поправки в закон области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты», который утверждает изменение доли отчислений в доходы муниципальных образований от налога на доходы физических лиц, на муниципалитетах области по-прежнему висит долг в 3,4 млрд рублей — и это только по бюджетным кредитам.

Кредиты приходится брать не в последнюю очередь потому, что правительство области произвольно обращается с цифрами.  Министр финансов Алексей Зезуля на примере одного из муниципалитетов Братского района доказывал депутатам, что доходы города с населением в 25 тысяч человек составляют около 70 млн, в то время как мэр этого города приводил собственные расчеты с доходами в 37 млн, — а завышение доходов влечет за собой одновременно снижение и финансовой помощи из областного бюджета, и других видов помощи.

Контрольно-счетная палата поставила депутатов и правительство в известность о том, что в 2012 году аудиторы КСП будут особенно внимательно контролировать два направления финансовой политики: распределение средств между областным и муниципальными бюджетами и эффективность предоставления налоговых льгот областным предприятиям.

 

Неделя на обсуждение

Предполагается, что обсуждение бюджета во втором чтении начнется уже с заседания комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве 23 ноября и завершится в ходе заседания комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству 28 ноября.

Второе чтение бюджета запланировано на 30 ноября, когда состоится 38-я сессия Законодательного собрания, а третье и окончательное — на 39-й сессии в декабре.

Предполагается, что существенное влияние на параметры бюджета может оказать Государственная дума, которая еще не распределила до конца средства федерального бюджета.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии