Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Павел Качанов: «Иркутскгеофизика» нуждается в оздоровлении

01 апреля, 2013

 

Одно из крупнейших специализированных геологических предприятий Восточной Сибири и Дальнего Востока оказалось на грани банкротства. Избежать финансового краха можно путем введения некоторых непопулярных мер, потребуются усилия всего коллектива.

В декабре прошлого года наша газета опубликовала статью под заголовком «Беда, коль пироги начнет печи сапожник…», в которой речь шла о многочисленных проблемах, переживаемых некогда славным предприятием ФГУНПГП «Иркутскгеофизика» (ИГФ). В статье, в частности, рассказывалось о том, что счета ИГФ арестованы за колоссальные  долги, что по некоторым фактам финансово-хозяйственной деятельности возбуждены уголовные дела. Похоже, что руководство Росимущества всерьез озаботилось ситуацией, в которой оказалась «Иркутскгеофизика». В конечном счете с должностью генерального директора ИГФ вынуждены были расстаться Александр Пашковский и ряд его заместителей,  руководившие предприятием последние два года. На пост генерального директора был назначен Павел Качанов.  Он согласился ответить на вопросы газеты «Байкальские вести».

Первый вопрос, который я задал Павлу Александровичу, был очевидным:

— Давая свое согласие возглавить «Иркутскгеофизику», осознавали ли вы в полной мере сложность ситуации, в которой нынче находится это предприятие?

— В  течение последних десяти лет я работал в проблемных компаниях, занимаясь анализом их деятельности и вырабатывая свои рекомендации по выводу предприятий из кризиса.  Аналогичные задачи стоят и в этот раз. Некоторое время я был советником генерального директора ОАО «Росгеология». В течение года мне довелось работать заместителем генерального директора ИГФ Александра Пашковского. Из этого факта следует, что я был в курсе тех проблем, которые сегодня переживает «Иркутскгеофизика». К сожалению, некоторые из них нужно решать в экстренном порядке.

— Напомните, какие это были проблемы…

— Начнем с того, что в наследство» мне как руководителю «Иркутскгеофизики» достались колоссальные долги — более 600 миллионов рублей. Уже один этот факт свидетельствует о неблагополучном состоянии финансово-производственной деятельности. Предприятие задолжало своим работникам зарплату за несколько месяцев…  Долги в Пенсионный фонд… Долги поставщикам, различным кредиторам. Однако  при всем при этом наша контрактная база позволяет вести производственную деятельность, платить по счетам, давать людям работу и, соответственно, платить им зарплату. Положительным фактором является имущественный комплекс предприятия. При грамотном использовании этого актива можно в значительной степени уменьшить свою задолженность.

— Очевидно, что долги возникают не сами по себе. Они, как правило,  являются результатом или злоупотреблений, или безграмотного руководства.

— Пока не могу с уверенностью сказать, какой из озвученных вами факторов был доминирующим в нашем случае. Задолженность образовалась не мгновенно, а постепенно увеличивалась в течение пяти лет. В этом вопросе нужно серьезно разбираться.  Полагаю,  что ясность должны внести и правоохранительные органы. Ознакомившись с рядом официальных  документов, подписанных моими  предшественниками на посту генерального директора ИГФ и чиновниками из его команды, я счел необходимым обратиться с заявлением на имя председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. По моему мнению, действиями прежнего руководства «Иркутскгеофизики» предприятию причинен ущерб на общую сумму около 20 миллионов рублей. Пусть компетентные органы установят, кто в этой ситуации виноват, и если таковые будут установлены, то они должны быть привлечены к ответственности, а ущерб должен быть возмещен. Вместе с тем видны очевидные ошибки, которые привели к возросшей задолженности перед федеральным бюджетом.

— С какими очевидными промахами в деятельности прежних руководителей ИГФ вам пришлось столкнуться?

— Наиболее показательной, я полагаю, можно считать организацию золотодобычи в Бодайбинском районе. Мы начинали там буквально на пустом месте, создавая участок по добыче россыпного золота. Первый результат был почти символическим: всего 4 килограмма драгоценного металла за сезон. Мне поручили курировать это направление деятельности в  ИГФ,  и  в результате предпринятых мер добыча золота повысилась почти в десять раз: до 39 килограммов за сезон. А всего-то и нужно было разобраться с человеческим фактором: начальником золотодобывающего участка работал человек, ранее судимый за хищение драгметалла с аналогичного предприятия. Его и близко нельзя было к золоту подпускать, а он был начальником участка! Невероятно, но факт: на промывочном приборе не была опломбирована колода!..

(Поясню: «колодой» называют специальный шлюз из стали, в котором происходит промывка золотоносных песков. Здесь,  на резиновых ковриках,  оседают крупинки драгоценного металла, и  если «колода» не опломбирована, то можно похищать золото. —Авт.)

— После того как были решены кадровые вопросы, суточная съемка золота увеличилась в три-четыре раза, — продолжает Павел Качанов. — А в первый день работы нового начальника участка был добыт самородок весом более килограмма. До этого дня самородков не находили…

По словам Павла Качанова, прежнее руководство ИГФ, начиная добычу золота, закупило технику китайского производства, которая не предназначалась для работы в карьере. Техника приобреталась в лизинг, причем лизинговая ставка была примерно вдвое выше, чем в других  фирмах. Некоторые образцы закупленной техники, подчеркнул Павел Александрович, имеют признаки, указывающие на то, что эти машины уже находились в эксплуатации.

— За последние пять лет «Иркутскгеофизика» потеряла 26 лицензий на различные месторождения, — говорит Павел Качанов. — В том числе безвозвратно утрачена лицензия на знаменитое месторождение «Долгадынская жила» с запасами около 40 тонн рудного золота. Все это произошло, как я полагаю, из-за бездействия и при участии различных руководителей, которые не рассматривали эти лицензии как актив предприятия. Хотя на сегодня их совокупная стоимость составила бы около 1 млрд рублей.

Тем не менее золотодобыча будет одним из приоритетных направлений деятельности ИГФ. Будем лицензировать новые участки, будем выходить на конкурсы, на  аукционы. В настоящее  время мы владеем четырьмя  лицензиями на россыпи. В этом году планируем запустить три участка вместо одного. Квота по добыче,  заявленная на 2013 год, — 100 килограммов. Будем развивать это направление производственной деятельности дальше, постараемся сократить издержки и одновременно увеличить минерально-сырьевую  базу. Не исключено, что привлечем инвесторов. Но это будет после того, как ИГФ акционируется и в качестве самостоятельного подразделения, одного из 37 других подобных компаний, войдет в состав предприятия со стопроцентным   государственным участием ОАО «Росгеология». Это знаменательное для отрасли  событие должно состояться не позднее 15 июля — как того требует соответствующий  указ президента Российской Федерации. Я надеюсь, что мы с поставленной задачей справимся раньше. К сожалению, в настоящий момент ИГФ не входит в Росгеологию, как пишут некоторые издания. Поэтому предприятие не может получить в данное время полноценную поддержку со стороны государственного холдинга.

— Акционирование само по себе, конечно, важно хотя бы потому, что этот процесс предусмотрен президентским указом. Но не менее важно и обеспечение такой работоспособности предприятия, при которой достигается финансовый результат, позволяющий коллективу ИГФ с оптимизмом смотреть в завтрашний день. Полагаю, у вас уже есть какие-то планы по выходу из затяжного кризиса, в котором оказалась «Иркутскгеофизика»?

— Первое, что мне бросилось в глаза, — раздутый штат управленцев. Судите сами: коллектив ИГФ составляет 1302 человека. В том числе аппарат управления — около 400 сотрудников. Ни одно предприятие в мире не может себе позволить содержать  управленческий состав, достигающий трети общего количества работников. Оптимальный коллектив ИГФ будет состоять, по моему мнению, из  1200 производственников и  примерно 120  работников аппарата управления. То есть максимум внимания будет уделено производству. Необходимо оптимизировать методы управления и взаимодействия на предприятии. Наряду с этим нам необходимо обновлять парк достаточно устаревшей техники, приобретать новое оборудование, сокращать издержки, повышать рентабельность и производительность. Это позволит нам расширить спектр выполняемых работ. Однако обращаю ваше внимание на то, что решать проблемы предприятия необходимо комплексно, необходимо все тщательно просчитать и взвесить. Это  серьезная реформа, и не всем она понравится. Но реформы, как правило, не пользуются популярностью в народе. Однако другого выхода из затяжного кризиса я не вижу. Все предпринимаемые меры будут направлены на выполнение геологоразведочных и других  работ по конкурентным ценам в наименьшие сроки. Именно такой подход к делу  позволит нам выжить.

— Вы совершенно справедливо сказали, что предстоящие реформы не всем придутся по нраву. Могу допустить, что уже сегодня вам приходится сталкиваться с противодействием со стороны тех или иных лиц…

— Противодействие  оказывает, как ни странно, мой первый заместитель Анатолий  Колмаков, местный бизнесмен с неоднозначной репутацией. Когда-то давно он, работая в ИГФ,  создал параллельное предприятие и сумел переманить часть наших специалистов. Колмаков, пользуясь внутренней информацией,  пытался перехватить наши контракты. Позднее свое предприятие он продал главному конкуренту ИГФ — «Якутскгеофизике». Эта сделка  нанесла серьезный ущерб как имиджу «Иркутскгеофизики»,  так и всей  финансово-хозяйственной  деятельности.  В настоящее время  Колмаков снова, как мне кажется, пытается поживиться, пользуясь шатким финансовым положением ИГФ, но мы стараемся ему противостоять. Кстати, его компетентность вызывает у меня большие сомнения. В первой же служебной  записке на мое имя  Колмаков в нескольких предложениях допустил около десяти ошибок — пунктуационных, стилистических, грамматических…  Для руководителя его ранга подобный  уровень грамотности, точнее безграмотности недопустим. Или другой  пример. Начальник канцелярии за год  отсутствовала на рабочем месте 122 дня. По различным причинам…

Павел Качанов убежден: социальная справедливость требует, чтобы была пересмотрена зарплата работников. По его мнению, неправильно начислять одинаковые суммы тому, кто находится в поле, и тому, кто сидит в теплом кабинете.

— Нам  необходимо выходить на новые рынки, уходить от сезонности при выполнении работ, искать более стабильные направления деятельности  в плане выполнения круглогодичных работ, — говорит Павел Александрович. — Все это реально, потому что люди в коллективе грамотные, опытные, здравомыслящие, живущие  не одним днем. Они хотят  работать и зарабатывать, и нынешнее руководство предприятия сделает все  возможное для того, чтобы  у трудового  коллектива были хорошие перспективы на будущее. Именно работники предприятия составляют его основную ценность. Это их трудом предприятие остается на плаву несмотря ни на что. Пользуясь случаем, поздравляю весь коллектив с наступающим праздником — Днем геолога и надеюсь на успешную, слаженную совместную работу в новых условиях в составе «Росгеологии».

Игорь Маркаров,  «Байкальские вести»

На фото:  Золотой самородок, добытый предприятием
«Иркутскгеофизика» в Бодайбинском районе

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Аня 05 апреля 2013, 00:11
Находясь в курсе последних новостей, не могу сказать о том, как много беспросветного *** изложенно выше.
Борис 07 апреля 2013, 05:01
Поздравляю с Днем Геолога.
Успехов вам в перестройке организации. Надеюсь, что вам это поможет эффективно работать и достойно зарабатывать.
Всего дорого, сотрудник ОАО "Иргиредмет".
Алексей К. 01 мая 2013, 07:13
Желаем Качанову П.А. успехов в его нелегкой борьбе с жульем, разворовавшем некогда успешное предприятие. Дай Господь Вам сил и терпения...
Саша 30 августа 2013, 04:37
Прошло 5 месяцев с момента публикации этой статьи, а лучше у нас на предприятии так и не стало, а только хуже. ЗП 3 месяца нет, денег на проведение полевых работ нет. Вывод: Качанов на словах Лев Толстой, а на деле х*й простой. ПС Никто особо и не сомневался.