Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Тихий совет по сложным проблемам

07 марта, 2017

28 февраля состоялось очередное заседание общественного совета при Законодательном собрании Иркутской области. Депутаты и члены совета рассмотрели три вопроса, подготовленных комитетами по здравоохранению и социальной защите, по социально-культурному законодательству и по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве.

1.jpg

Министерство продленного дня

Открывая заседание общественного совета, председатель Законодательного собрания Сергей Брилка отметил, что на заседании присутствуют десять членов совета (из пятнадцати), практически все председатели комитетов и комиссий ЗС, а также многие рядовые депутаты. На заседание пришел представитель губернатора в ЗС Роман Буянов, министры областного правительства и их заместители. 

Комитет под руководством Ирины Синцовой взял на себя труд разобраться в состоянии и перспективах учреждений дополнительного образования, но докладывать по вопросу поручили министру образования Валентине Перегудовой. Министр напомнила, что в 2018 году внешкольному образованию в Иркутской области исполнится сто лет — в 1918 году в Иркутске был организован первый кружок юных натуралистов. В 1992 году внешкольное образование переименовали в дополнительное, а в 2012 году дополнительное образование было включено отдельной главой в федеральный закон об образовании. На сегодня в Прибайкалье в более чем 270 спортивных школах, клубах, кружках и других организациях разных форм собственности обучаются более 195 тыс. детей.

— Следует учесть, что современные формы учета считают не конкретного ребенка, а оказываемую услугу. Некоторые дети посещают несколько кружков, как в известном стихотворении Агнии Барто, и проблему подсчета пока не удалось решить даже на федеральном уровне, — отметила министр. — На платной основе у нас работают всего 35 учреждений дополнительного образования, которые посещают около 11 тыс. детей. Очень многие организации не получили лицензии на свою деятельность, хотя их услуги востребованы. Высока «степень платности» в студиях танца, иностранных языков и художественных школах; военно-спортивные, экологические и патриотические кружки и объединения работают в основном бесплатно.

Максимальный охват услугами дополнительного образования достигнут в Жигаловском районе — по данным министерства образования, 92 процента детей и подростков занимаются после школы в кружках и секциях. В Иркутске, Саянске, Черемхово и Свирске этот показатель достигает 90 процентов, а вот в Ольхонском районе — менее 50, в Тулуне и Балаганском районе — и вовсе от 20 до 35 процентов. Общая задача правительства, депутатов и общественников состоит в том, чтобы у детей не было времени на бесцельные прогулки. Тем более что задача по повышению занятости детей в секциях поставлена и президентом России — по его требованию в каждом регионе не менее 75 процентов детей должны быть охвачены услугами дополнительного образования.

Валентина Перегудова отметила, что в дополнительном образовании нет системы объективной оценки качества образования, но в Иркутской области проводятся опросы родителей и ведется подсчет результатов участников различных соревнований и конкурсов. Большая проблема для учреждений дополнительного образования и для министерства — сделать так, чтобы дети не уходили из кружков и секций даже в том случае, если они не добились больших успехов в короткие сроки.

Валентина Перегудова отчиталась о работе по проекту «Кванториум» (правительство выделило средства на приобретение здания и обучение специалистов), который планируется запустить в июне 2017 года. Министру пришлось пообещать, что правительство рассмотрит вопрос о выделении средств для приобретения отдельного здания для лицея ИГУ — это учебное заведение оказывает много дополнительных образовательных услуг, но не имеет собственного здания и, как сказал один из членов Общественного совета, «ютится в половине очень старой школы».

Крыша для врача

Подводя итог рассмотрению первого вопроса, Сергей Брилка напомнил, что депутатам уже известны печальные цифры: по информации министерства здравоохранения 54 процента выпускников Иркутской области имеют хронические заболевания, связанные с малоподвижным образом жизни. Именно поэтому в постановлении общественного совета особое внимание уделено развитию спортивных школ и работе тренеров. Этой репликой председатель ЗС перебросил символический мостик к следующему вопросу, доложенному Андреем Лабыгиным — возглавляемый им комитет подготовил сразу два вопроса: об исполнении одного из пунктов закона о здравоохранении в Иркутской области (об обеспечении здравоохранения кадрами) и о состоянии санаторно-курортного комплекса региона.

Министерство здравоохранения отчиталось перед депутатами о системе взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными организациями и отдельными гражданами. Министерство старается отвечать на все вопросы, но вот встречной готовности помогать министерству почти нет — 15 районов области не выделяли дополнительные средства для улучшения условий оказания медицинской помощи. Далеко не все эти районы дотационные или совсем уж бедные, но местные власти почему-то решили, что все обязательства по созданию условий для врачей и пациентов должны нести только областное и федеральное правительство.

Не пытаются мэры сделать хоть что-нибудь и для решения кадровых проблем — не выплачивают, например, стипендии собственным студентам, поступившим в медицинские вузы по целевому набору от района. Только 29 муниципальных образований готовы предоставить врачам служебное жилье, 27 — доплату на аренду жилья. Аларский, Нукутский и Катангский районы вообще не прилагают никаких усилий для привлечения молодых специалистов — нет даже программ по организации такой работы.

Министерство же уже пошло даже по пути создания специализированных школьных классов — медицинских и биологических. В области работают 149 так называемых домовых хозяйств — то есть групп граждан, не имеющих специального медицинского образования, но получивших навыки оказания первой помощи, укомплектованную аптечку и средства связи для вызова специалистов из ближайшей больницы. Проект стартовал пару лет назад, и количество таких «соседей-спасателей» растет очень медленно — ответственность уж слишком велика.

Депутаты и члены Общественного совета поинтересовались, почему не растет количество врачей в поликлиниках, хотя в городах строятся новые жилые районы и плотность населения заметно увеличивается. Оказалось, что количество врачей прямо зависит не от плотности застройки, а от количества прикрепленных (через страховой полис) пациентов. Главный врач теоретически должен оценивать количество прикрепленных и создавать новые участки по мере необходимости.

Помимо этого правительство совместно с мэрией Иркутска планирует начать строительство новой поликлиники в микрорайоне Солнечном и детской поликлиники № 9. На улице Рабочего Штаба временно разместится еще одна поликлиника, которая сегодня обслуживает жителей предместий за рекой Ушаковкой — старое деревянное здание тем временем снесут и построят на его месте новое. До сих пор плохо решается вопрос с новыми районами: только в микрорайоне «Союз» заранее было спланировано и выделено помещение, в котором сегодня размещен филиал поликлиники № 17.

Подобрать и обогреть

Андрей Лабыгин зачитал для членов общественного совета и коллег-депутатов пункт закона о здравоохранении и напомнил, что обязанность привлекать врачей в областные учреждения здравоохранения — это задача исключительно областного правительства.

— Мы не привлекаем людей в федеральные органы — полицию там или армию, — а вот здравоохранение — это задача областного министерства. Ни один мэр не допущен, например, к назначению или увольнению главных врачей. Ни один город или район не имеет средств для выплаты стипендии. Да и зачем нам такой специалист, который поступил по целевому набору, обошел всех отличников, хотя сам был троечником, а потом еще и не едет в район, который помог ему поступить? — спросил Андрей Лабыгин. — Вот если бы у него были обязательства перед областью, был долг за обучение в размере 500-700 тыс. рублей — вот это был бы повод подумать.

Андрей Лабыгин заявил, что его комитет подготовил закон, в котором точно и полно расписана обязанность именно правительства Иркутской области заниматься подбором и закреплением кадров в учреждениях здравоохранения. Еще один закон будет посвящен целевому набору. Потенциальных студентов разделят на две группы: одаренные дети, победители олимпиад, будут получать из областного бюджета стипендию в размере пять тысяч рублей — такой меры будет достаточно, чтобы перебить престижность столичных медицинских вузов. Вторая группа — это те студенты, которые заключат контракт с правительством и заранее возьмут на себя обязательство после окончания вуза отправиться в отдаленные районы. Правительство, со своей стороны, должно будет заранее подготовить резервный жилищный фонд, предназначенный только для врачей.

Представители правительства не возражали против этих предложений (хотя открывающиеся перспективы принятия законов означают существенное увеличение расходов бюджета), а вот члены общественного совета в длинных и многословных выступлениях припомнили Андрею Лабыгину какие-то давние выступления, когда он якобы высказывал противоположные суждения. Сергей Брилка тем не менее согласился с инициативами комитета по здравоохранению и признал, что в области лишь самые крупные муниципальные образования могут создать условия для жизни врачей и работы поликлиник.

— У нас власти муниципалитетов не могут даже дороги заасфальтировать, чтобы больного в районный центр довезти, — напомнил депутатам Сергей Брилка. — Министерство же должно контролировать все: где кадры стареют, кого не хватает из узких специалистов, где нужно жилье…

— Тема серьезная, правительство, наверное, будет возражать, — согласился Андрей Лабыгин. — Но мы тему заявили.

Члены общественного совета признали предложение комитета по здравоохранению «единственно верным» и проголосовали за его принятие.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии