Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Откуда качать свои права?

20 Февраля, 2012

 

 

В Приангарье планируют создать региональную некоммерческую сеть правовой поддержки потребителя и открыть специальный интернет-портал...

 

16 общественных организаций в Иркутской области стоят на защите прав потребителей. Из них 12 носят региональный статус. Об этом во время круглого стола, состоявшегося в Общественной палате области, сообщила член палаты Анна Дюкарова.

Несмотря на то что мероприятие было посвящено профильной для защитников прав потребителей теме, на круглый стол из приглашенных представителей общественных организаций пришла лишь малая часть. Мероприятие было решено не отменять, а провести его в более узком формате.

Напомним, тема защиты прав потребителей стала главной на состоявшемся в январе заседании президиума Госсовета с участием президента Дмитрия Медведева. Закон, который регулирует отношения между потребителем и продавцом, появился в России в 1992 году. Сейчас общий смысл претензий к законодательству состоит в его отставании от современных тенденций, которые должны определять защиту прав потребителей.

В Иркутской области пик по созданию новых организаций по защите прав потребителей пришелся на последние два года. В 2010 году было создано пять общественных организаций, в 2011 году — четыре.

В последнее время в число наиболее проблемных вошли сфера финансовых услуг, включая потребительское кредитование, а также потребительский рынок в сфере жилищно-коммунального хозяйства и долевое жилищное строительство. Не редкостью стали проблемы в оказании услуг на туристическом рынке: последний скандал в этой сфере с компанией «Ланта-Тур» вся страна увидела совсем недавно.

Многие выступившие на круглом столе отметили проблемы во взаимоотношениях с чиновниками. Анатолий Балаганский, возглавляющий общественную организацию по защите прав потребителей, сообщил: есть примеры, когда сотрудники торговых отделов настраивают предпринимателей попросту не общаться с представителями подобных организаций.

Наталья Боярина, заместитель руководителя Ассоциации по защите прав потребителей, малого и среднего бизнеса Приангарья, отмечает:

— Когда прозвучал призыв «не кошмарить бизнес», за «кошмар» приняли потребителя. Государственный контроль ослаблен, проверки теперь проводятся раз в три года, причем бизнесмена о них предупреждают. Число нарушений растет, они становятся все более системными и изощренными, снижается качество товаров и услуг, растут тарифы и цены.

Три года исполнилось городской общественной организации «Ангарское объединение потребителей». Ее руководитель Сергей Кокоянин рассказал о том, что объединение специализируется на деятельности управляющих компаний:

— За прошедшее время мы провели много собраний с гражданами многоквартирных домов. В городе у нас порядка 500 активных групп жильцов, мы хорошо представляем ситуацию в целом.  Реформа жилищно-коммунального хозяйства выделяет несколько направлений, в том числе перевод отрасли на рыночные рельсы, привлечение частного бизнеса, модернизация всего комплекса ЖКХ и так далее.

В Ангарске в кратчайшие сроки справились с переводом системы ЖКХ в частный бизнес, представив семь управляющих компаний без учета мнения жителей. Создался некий монопольный монстр.  Стимулирования конкуренции и стремления к избавлению от монополий сейчас в городе нет.

В 2010 году были созданы альтернативные управляющие компании, в которые вошли старейшие работники ЖКХ.  Собственники жилья провели собрания, выбрали способ управления. Но старые УК, ранее работавшие на этих жилых домах, фактически начали саботировать деятельность новых, продолжая посылать извещения об оплате услуг. Бабушка перед Новым годом получила квитанцию: 58 тысяч рублей задолженности — и оказалась в реанимации. В конце прошлого года у нас в день проходило несколько судебных заседаний, касающихся работы управляющих компаний.

— Сегодня мы рассматриваем злободневную тему — защиту прав потребителей. Нельзя сказать, что на потребительском рынке Иркутской области все благополучно в плане качества товаров и услуг, — отмечает Наталья Боярина. — Предлагаю активизировать работу всех общественных организаций, создать региональную некоммерческую сеть правовой поддержки потребителя, сделать институт экспертизы потребительских товаров. Обязательно должно быть правовое информационное обеспечение, должен работать интернет-портал.

По мнению Натальи Бояриной, общественным организациям, работающим в сфере защиты прав потребителей, необходимо чаще проводить совещания, конференции, круглые столы:

— Также нужно идти на диалог с государственной властью.  Наша общая цель — чтобы исполнительная, законодательная власть, органы местного самоуправления, общественные организации работали в одном направлении, защищая интересы потребителей Приангарья.

Участники круглого стола отметили, что контроль за соблюдением прав потребителей должен осуществляться не только государством, но и обществом. Цитируя президента страны, они напомнили: в руках общественных организаций зачастую находится необходимый набор инструментов не только для того, чтобы помочь отдельному человеку, но и чтобы в конечном счете сформировать судебную практику по делам о защите прав потребителей.

 

Ирина Ружникова, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии