Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Он защищал Родину

03 ноября, 2011

 


 

К 70-летию битвы под Москвой

 

 

В 50—70-х годах прошлого века в Иркутской области, наверное, не было учителя, методиста, инспектора, управленца образования, кому бы не был известен Афанасий Никитович Антипин. Фронтовик, учитель, директор школы, директор института усовершенствования учителей и писатель.

 

Афанасий Никитович Антипин родился 7 ноября 1922 года в городе Киренске, Иркутской области, в рабочей семье. Его отец, Никита Егорович Антипин, был столяром-краснодеревщиком. В одной половине его пятистенного дома была столярная мастерская, где он мастерил мебель. Строгость и уважение Никиты Егоровича к детям сочетались совершенно естественно. Детей он ни разу пальцем не тронул, но слушались они его беспрекословно.

Никита Егорович детям не позволял толкаться просто так, они всегда были заняты делом. Неодобрительного взгляда отца дети боялись. Хуже не было провинности, если сынишка испортит инструмент. Отец прогонял виновника из мастерской: «Иди, нечего тебе тут делать».

Его жена, Евдокия Ивановна, как вспоминал Афанасий Никитович, была женщина добрая, на все смотревшая глазами мужа, всегда во всем с ним соглашалась.

У Никиты Егоровича и Евдокии Ивановны было шесть детей, Афанасий — четвертый ребенок. В живых сейчас только один — Евстафий Никитович, 1925 годарождения, бывший фронтовик, воевавший против милитаристской Японии, в Иркутске работал секретарем обкома КПСС по идеологии, ныне живет в Москве.

Афанасий Никитович Антипин в 1940 году окончил среднюю школу в Киренске и был призван в ряды Красной армии. До начала Великой Отечественной войны служил в Забайкалье, а с июня 1941 по май 1945 года находился в действующей армии, участвовал в боях на Западном, Калининском, Донском и 2-м Украинском фронтах в должности командира отделения артиллерийской разведки.

О своих фронтовых делах Афанасий Антипин сообщал родным в письмах. Его первое фронтовое письмо от 27 июля 1941 года пришло из Воронежа, где он лечился в госпитале:

«Здравствуйте, дорогие мама, Леля, Остап, Антоник! Вы давно ничего не знаете обо мне. Рассказываю обо всех изменениях в моей жизни. 6 июня 1941 года покинул Забайкалье. Поезд вез нас на запад. Байкал, Ангара, Иркутск... Места родные. Теплилась надежда в Иркутске увидеть сестру Милю. Но поезд сделал непродолжительную остановку в Иркутске II. В пути узнал о начале войны. 28 июня мы выгрузились в Белоруссии. Повоевать мне пришлось недолго. 17 июля был ранен в ноги. Раны легкие. Кости целые. До Вязьмы меня везли в санитарной машине, а оттуда до Воронежа — в санитарном поезде. В госпитале помыли, одели во все чистое, обработали раны и уложили в постель. Спал крепко. Утром написал это письмо. До свидания. Афанасий».

После лечения в Воронеже Афанасий Антипин воевал под Москвой, под Ржевом был ранен, пролежал в санитарном батальоне около двух месяцев. Затем снова на передовой. Московская битва стала труднейшей вехой в биографии Антипина. Тяжелые бои, изматывающие переходы, гибель товарищей, разрушенные города и села, толпа беженцев, бомбежки...

Осенью 1942 года он участвовал в Сталинградской битве, где шли кровопролитные бои. Со зловещим воем пролетали над головами бойцов снаряды и мины, сея смерть. Вся нейтральная полоса — в воронках от снарядов и бомб, усеяна металлическими осколками, битым кирпичом и стеклом от разрушенных зданий. От чадящих подбитых танков и самоходок распространялся удушливый запах...

За проявленную в Сталинградской битве смелость А.Н.Антипин был награжден медалью «За оборону Сталинграда», и от Верховного главнокомандующего ему была объявлена благодарность, о чем он сообщил в письме родным.

В письме от 20 января 1944 года Афанасий Никитович пишет: «Здравствуйте... Бесконечным был сегодняшний день. Тянулся так медленно, что казалось, ему не будет конца. Но вот наконец-то сгустились сумерки над украинской землей... Тихо. Только изредка вражеская ракета прорежет ночную темь или мина глухо ударится где-то в балке...

Сейчас личные интересы отодвинуты на задний план. На повестке дня стоит один вопрос — свобода и независимость нашей Родины. А когда этот вопрос будет решен, будут решаться и все остальные. Их много у каждого советского человека. До свидания. Ваш Афанасий».

11 апреля этого же года родные в Киренске от Афанасия Никитовича получили очередное письмо. Он пишет: «Вспоминаю свою прошедшую жизнь и мечтаю о будущей... На войне не прочна только жизнь человека. Прочны только переживания. Я свыкся, сроднился с солдатской жизнью. То, что раньше казалось невероятным, сейчас стало обычным явлением. В августе прошлого года в двух метрах от нас, разведчиков, разорвалась большая мина. Один разведчик был убит, другой тяжело ранен. Я же отделался царапиной. Такая уж судьба... В марте встретил земляка, но поговорить с ним не пришлось. До свидания. Афоня».

 


После лечения в Воронеже Афанасий Антипин воевал под Москвой, под Ржевом был ранен, пролежал в санитарном батальоне около двух месяцев. Затем снова на передовой. Московская битва стала труднейшей вехой в биографии Антипина. Тяжелые бои, изматывающие переходы, гибель товарищей, разрушенные города и села, толпа беженцев, бомбежки...
 

 

Летом 1944 года старший сержант Афанасий Антипин, командир разведки артиллерийской батареи, был награжден орденом Славы III степени. О своем подвиге, за что был награжден, он рассказал в письме родителям.

«Немцы готовились к захвату наших позиций. Я, как и все артиллеристы, волновался... Началось. Несколько немецких танков ринулись на наши позиции. А за ними автоматчики. Сухой, еле слышный треск-выстрел одной 45-мм пушки, затем другой, третий... шестой. У одного танка лопнула гусеница, другой загорелся. Остальные быстро приближались к нашим позициям. Как-то стало не по себе.

Но вот на немецкие танки обрушились снаряды наших 76-мм пушек соседней батареи. Три фашистских танка задымились. Немецкие танкисты стали поспешно выбираться из машин. Автоматчики залегли, а затем показали свои спины. Вражеская атака захлебнулась. Я вынес с поля боя раненого капитана — командира нашей батареи. За этот бой почти все наши артиллеристы были награждены. Я был отмечен орденом Славы III степени...»

А последнее письмо от Афанасия с фронта родные в Киренске получили вскоре после капитуляции Германии.

«Долгожданная Победа! Жизнь входит в давно забытую колею. Нелегко сразу освободиться от фронтового «быта». Лишними кажутся предметы «райского» обихода — койки, простыни, подушки, столы, стулья. На фронте они считались недоступной роскошью. На фронте вместо подушки голова обычно покоилась на противогазе или на кирпиче, да и то не всегда... Ну ничего, как-нибудь образумимся, вернемся к мирной жизни... До скорой встречи. Афанасий».

Войну старший сержант Афанасий Антипин отшагал, как уже сказано, в артиллерийской разведке. Ушел в армию восемнадцатилетним парнем, а вернулся домой зрелым мужчиной, три раза раненным, с орденами Славы  и Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

После войны Афанасий Антипин — учитель географии, студент-заочник Иркутского госуниверситета, завуч, директор школы № 61 Иркутска, заведующий кабинетом педагогики, директор Иркутского института усовершенствования учителей. И везде работал с полной отдачей сил. Служебные должности дополнялись у него общественной деятельностью: в течение двадцати лет был председателем Иркутского регионального педагогического общества Российской Федерации, дважды избирался депутатом Иркутского городского Совета.

Военные награды пополнились трудовыми: звания «Отличник просвещения СССР», «Заслуженный учитель школы РСФСР», орден Трудового Красного Знамени. Но главной наградой для него было уважительное отношение учителей области. Об этом свидетельствует и мемориальная доска на фасаде дома № 16 по улице 5-й Армии, где он жил в последние годы.

Афанасий Никитович был не только признанным учителем среди учителей области, но и писателем. Им написаны великолепные повести «Первый увал», «Звонок на урок», «Сначала я был маленьким», «Родителям о детях», «Что ты знаешь о себе» и другие, всего восемь повестей. В них много автобиографичного.

Афанасий Антипин ушел из жизни рано — 13 июля 1980 года, оставив свое доброе имя в детях и внуках, в правдивых статьях и книгах. Сегодня его имя носит областной музей народного образования, когда-то созданный при непосредственном его участии. Ежегодно два-три работника образования становятся лауреатами премии имени Афанасия Никитовича Антипина. В имени музея и премии — благодарная память о нем, учителе учителей.

 

Николай Алферов, ветеран Великой Отечественной войны,
специально для «Байкальских вестей»

На фото: Афанасий Антипин на фронте...; ...и в 70-е годы

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии