Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

На крыльях Победы

17 августа, 2015


60.jpg

Советско-американскому боевому братству посвящается

Романтика неба и память Великой Отечественной войны притягивают. Давно не было такого количества машин на дороге в аэропорт Братска, куда из центрального округа города ехать минут сорок. 3 августа сотни горожан нашли возможность приехать сюда и встретить прибытие двух рожденных в далекие 40-е годы самолетов, следующих по маршруту легендарной трассы «АлСиб» (Аляска — Сибирь). Экипажи самолетов, в которые вошли граждане России, США и Канады, пустились в дальний путь, отмечая 70-летие Победы. Кстати, 2015-й — еще и год 40-летия космической программы «Союз — Аполлон»…

Как подчеркивают организаторы, к этому международному проекту «не имеют отношения политики и чиновники». Инициаторами выступили американский авиационный фонд «Браво-369», фирма Wargaming (создатель игры World of Tanks) и купившее оба самолета российское предприятие «РусАвиа» (в качестве пилота в перелете принимает участие его генеральный директор Сергей Баранов). Эти американские транспортники Douglas DC-3 были выпущены в 1942 и 1943 годах. В июле они начали перелет из города Грейт-Фолс в штате Монтана — именно здесь в годы войны базировались эти самолеты. Далее летчики добрались до города Фэрбанкс на Аляске, после чего взяли курс на Красноярск (из Красноярска часть машин с демонтированными крыльями отправляли в прифронтовые города по Транссибирской магистрали, часть продолжала перегон своим ходом).

Протяженность непосредственно трассы «АлСиб» (от Фэрбанкса до Красноярска) — 6500 километров. Братск — четвертая остановка на территории России после Анадыря, Магадана и Якутска. Правда, исторический маршрут пролегал через Киренск. Но в Братске находится ближайший к нему международный аэропорт (самолеты летят под американской регистрацией).

От границы нашей страны «Дугласы» сопровождает их «товарищ» из мирного времени, также военно-транспортныйсамолет Ан-26, с техническим персоналом и запчастями на борту. В начале пути одному из «ветеранов» пришлось менять один из двигателей, устранять другие неполадки на обеих машинах, но на российской территории перелет пошел спокойно. Кстати, не встретили летчики никаких трудностей и в идеологическом плане, которых можно было опасаться с учетом градуса нынешних взаимоотношений между Россией и США. Больше в пути беспокоят градусы за бортом — кабины машин не герметичны, а температура наверху минусовая. Как говорят нынешние летчики, в таких условиях можно хотя бы приблизительно представить, в каких условиях перегоняли технику летчики тех лет, а это происходило круглый год. «У военных пилотов зимой такой роскоши не было — пережидать непогоду во время остановок».

Самолетам за 70 лет, и они имеют точно такие же технические возможности, что при производстве, то есть не оборудованы ни локатором, ни системой защиты от обледенения. Нет и автоматики, контролирующей риск столкновения с землей, — и это в условиях сложного горного рельефа.

По трассе «Аляска — Сибирь» и далее на фронт в 1942—1945 годах доставили 7831 самолет производства США. По официальным данным, при перегоне обеими сторонами потеряно свыше 100 машин, погибли 115 советских и 68 американских летчиков, но списки постоянно пополняются. Каждый из пяти участков трассы считался сложным, но наиболее коварен был перегон от Сеймчана до Якутска. Перелеты в районе полюса холода на высоте пять-шесть километров при температуре минус 50 градусов, да еще и без кислородных масок выдерживали не все. На глазах летчиков их товарищи падали в скалы. Трагические эпизоды происходили и у американских летчиков на Аляске, маршрут которых пролегал над горной рекой Юкон в безлюдных регионах. Местные жители и экспедиции и сейчас находят разбитые самолеты по маршруту АлСиба.

Сначала американские «Дугласы» с красными звездами на крыльях сделали круг над Братском. По техническим причинам время посадки сильно отодвинули, но представители администрации города, ветераны Великой Отечественной войны, представители общественных объединений, журналисты и все остальные  собравшиеся отнеслись к этому с пониманием. Встречали гостей, пробывших в воздухе 7 часов 40 минут, тепло — хлебом-солью и концертом (на второй день гости пообщались с братчанами в ходе пресс-конференции). Около двух часов самолеты из военного прошлого были в свободном доступе для посетителей, и при желании их можно было даже потрогать. После встречи на выезде из аэропорта образовался километровый затор — и это в Братске, где не бывает пробок. Организаторы даже не ожидали такого внимания к событию — как и 9 мая в Иркутске, когда на авиашоу в аэропорту в Оёке прибыла рекордная аудитория зрителей.

Утром 4 августа «Дугласы» отправились в Красноярск. А завершился перелет в подмосковном Жуковском, где самолеты примут участие в Международном авиакосмическом салоне. Потом эти ветераны на крыльях станут экспонатами музея военной техники. И честное слово, жаль, что этих «стариков», так смело пустившихся в путь длиной в тысячи километров, поставят на вечный прикол...

10.jpg

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото автора

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии