Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

На пороге мастерства

10 июля, 2017

Недавно из стен Иркутского театрального училища «в большое плавание» ушел очередной выпуск студентов  специализации «Актер драматического театра и кино». Выпустила курс заслуженная артистка РФ, актриса драматического театра имени Н.П. Охлопкова Татьяна Двинская, мастерство актера преподавал Александр Чернышев. 

1.jpg

Просмотрев почти все спектакли дипломников, можно составить впечатление о качестве профессиональной подготовки выпускников. Уровень нынешнего выпуска был достаточно высоким и по-настоящему порадовал. Об этом можно судить и по оценкам: 14 человек сдали на «отлично»,  пятеро получили оценку  «хорошо».  Дипломные спектакли курса были  сформированы и подобраны так, чтобы можно было увидеть студентов в совершенно разных театральных формах, жанрах, способах актерского существования, атмосфере и сложности режиссерских заданий. С первого же показанного дипломного спектакля  «Любовь — книга золотая» Алексея Толстого в постановке художественного руководителя училища, заслуженного артиста России Геннадия Гущина выпускники заявили о себе как об интересном,  перспективном, сильном курсе, в котором бурлят молодые свежие силы.

Комедию Толстого студенты разыграли весело, озорно, легко и с долей юмора.  Режиссер предложил интересную игровую форму, которую исполнители охотно поддержали. Современные частушки органично вплелись в ткань спектакля и приблизили очень отдаленную от нас историческую  эпоху. И так ясны и понятны стали характеры, поступки персонажей, потому что ребята разыгрывали спектакль с позиций сегодняшнего дня: изменилась  мода, одежда, которую носим, но неизменными остались отношения людей. Те же интриги, зависть, измены, унижение  простых людей теми, кто обладает неограниченной властью. В спектакле присутствует элемент фарсовости, откровенной сатиры на сильных мира сего, когда настоящая любовь, только родившись, гибнет по воле чужой блажи, разврата, цинизма. Хороши здесь были Никита Никитин, Александр Бобров, Алиса Эдуардова, Максим Максименков, Дарья Карпушина, Анна Терехова.

Современная театральная практика многообразна, и чуть ли не каждый театр, каждый драматический спектакль требует от актеров своеобразных, только для конкретной постановки необходимых приемов актерского воплощения роли. Поэтому сегодня невозможно готовить актеров по схемам, актеров раз и навсегда, актеров одного стиля, одного театра. Здесь требуется чутье педагога, особый его подход к воспитанию студентов. Каждый педагог, конечно, передает свой личный опыт: режиссерский, актерский, опыт своих ощущений, своей жизни в театре и те знания, которые они впитали когда-то от своих учителей. Иными словами, педагог «много своей крови переливает в ученика». Я думала об этом, когда смотрела один из лучших спектаклей нынешнего выпуска — «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова в постановке Татьяны Двинской. Я понимала,  насколько для режиссера важна была именно духовная составляющая каждого студента, раскрытие мышления студента, не формальное копирование заданий режиссера-педагога, а именно раскрытие его личностного начала. Татьяна Двинская и Александр Чернышев учили студентов мыслить, разрешали импровизировать в рамках заданного рисунка, но когда эта импровизация «хорошо подготовлена».

 — «Провинциальные анекдоты» можно назвать спектаклем актерской простоты, искренности и достоверности, — говорит председатель государственной экзаменационной комиссии из Санкт-Петербурга, профессор, заслуженный деятель искусств Юрий Васильев. — Здесь нравственное проступает ненавязчиво. Зрителю не указывается, кто плох, а кто хорош из участников сценических событий. Актеры вживаются в правду героев  Вампилова, они не иллюстрируют качества тех, кого играют, манеру или острую характерность ролей. Актеры проводят своеобразное «исследование» поведения своих героев в нелегкой жизненной ситуации. Оттого-то и смотрится спектакль легко, он притягивает.

Увлекательны подробности в поведении героев — именно подробности и отношение к ним актеров вызывают бурную реакцию зрителей, — продолжает профессор. — Знакомая пьеса становится жгучей, актуальной. И в результате трагикомическое очень сильно проступает в финале каждой из одноактных пьес. Спектакль насыщен актерскими удачами. Особо отмечу Александра Боброва (Калошин), Екатерину  Ганину (Виктория, Васюта), Глеба Белкина (Хомутов), Никиту Мейерова (Анчугин), Максима Максименкова (Угаров), Полину Мамбетову (Фаину), Андрея Кулика (Базильский, Камаев), Василия Нестеренко (Потапов).

Во время спектакля я обратила внимание на портрет Станиславского, висевший в зрительном зале, который, будто бы тоже следивший за всем происходящим, в какой-то момент чуть  улыбнулся одними глазами под круглыми очками пенсне и сказал: «Я им верю!»

Интересен по найденной форме существования спектакль «Мещанская свадьба» Бертольда Брехта также в постановке Татьяны Двинской. Здесь создана целая галерея типов, положений, характеров, целый калейдоскоп броско решенных, заостренных комедийных персонажей. Актеры оказываются на высоте в трудном, темпераментном коллективном действе. События развиваются стремительно, и от каждого исполнителя в немалой степени зависит общее ритмическое дыхание спектакля. Тут не сфальшивишь, не наиграешь, не спрячешься за форму, не имеешь права пропустить нюансы поведения других. И обоим составам актеров вполне удалось создать истинно реальную «мещанскую свадьбу». И в этом спектакле отношение режиссеров и педагогов к проникновению студентов в роли оказывается не на последнем месте. Проработка ролей  точна, существенна, и актеры не теряют из виду никого из участвующих в свадебном торжестве. Интересными здесь были все, в особенности Никита Мейеров, Александр Бобров, Алиса Эдуардова, Максим Максименков, Никита Никитин, Полина Мамбетова, Анастасия Бруй, Екатерина Ганина.

Держат внимание зала ребята в спектакле «Метель» в постановке Александра Гречмана, где режиссер задал неординарную форму существования, ставшую для студентов  новой ступенькой к освоению поэтического театра, жанра, названного режиссером «поэтическим триллером». Студенты смогли проявить свои наработанные навыки,  свободу погружения в обстоятельства сценического действия. Здесь ярко проявили себя Сергей Горланов, Глеб Белкин, Анастасия Бруй, Никита Никитин, Анна Терехова. То же можно сказать и о спектакле «Чистота» Владимира Лопаева, где зрители увидели пластические возможности исполнителей, а в спектакле «Просто ты умела ждать», посвященном Победе, — вокальные.   

Радостно, когда выпускается такой яркий, талантливый курс, ведь гармонию, заложенную в них училищем, педагогами, они понесут в мир. О воспитании студентов в стенах училища, о традициях, передаваемых из поколения в поколение, а училищу в этом году исполняется 55 лет, рассказывает его директор, заслуженный работник культуры России Светлана Домбровская:   

 — Когда что-то получается или не получается у детей,  смотрят на семью, в которой рос ребенок, на среду, где воспитывался. А наше училище — это одна большая семья, в которой нет случайных людей. Все, от вахтера до директора, понимают, что главная задача — служение театру. Наш студент приходит в училище в 9.30 утра и уходит в 9.30 вечера, и вместе с ними его педагоги. За все время, что я здесь работаю, ни один не пришел и не сказал: «Дайте мне отгул, потому что я вчера работал дольше, чем было в расписании моих уроков». У всех есть понимание, что работа заканчивается тогда, когда она сделана. И работа — это не наказание, а форма жизни. Только в таком случае может получиться настолько хороший результат. Одинаковое отношение детей и педагогов к труду запускает механизм, который позволяет раскрыть талант студента. Главное даже не научить, а раскрыть собственный потенциал студента, дать возможность самовыразиться, помочь в этом. 

У нас есть правило, что в субботу и воскресенье работает только один курс, и кто вперед успевает договориться, чтобы попасть на площадку, тот и репетирует. И всегда желающих хоть отбавляй.  В историю училища заложены хорошие традиции, в него вложено много энергии, заботы и труда предшествующих поколений, и если вспомнить тех, кто стоял у истоков, то возникает чувство гордости. Оно передается не учебниками, а живыми людьми, так сказать, в житейско-устной форме. Возьмите состав драматического театра, любого из других иркутских театров — это в основном наши выпускники. А сколько тех, кто уехал и прославил училище в других регионах России и за рубежом!

Существует понятие — энергетика места, где живет творческий процесс, и  дети это чувствуют кожей, — отмечает Светлана Домбровская. — Они понимают, что если он сам захочет, приложит усилия, то здесь все и всё ему поможет. Поэтому результаты налицо. Мне хочется поздравить руководителя курса Татьяну Владимировну Двинскую с хорошим выпускным курсом. Желаю выпускникам найти свою дорогу в жизни, быть востребованными и нужными, стать не только большими  артистами, но и хорошими людьми.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Марины Свининой.

На фото: Выпуск-2017: студенты и преподаватели
Иркутского театрального училища у памятника
Александру Вампилову  

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии