Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

На планете трех волшебников

11 мая, 2016

Иркутск готовится принять новый генплан развития

К решающему этапу подходит грандиозный архитектурный турнир, призванный разработать ключевые проектные решения для утверждения нового генерального плана развития Иркутска. По заданию городской администрации эту титаническую работу выполняют три серьезных архитектурных коллектива: Иркутское региональное отделение Союза архитекторов России, тандем Института Генплана Москвы и архитектурного бюро «Остоженка» и, наконец, Институт территориального планирования «Урбаника» из Санкт-Петербурга.

Свести воедино

100.jpg

Недавно в Иркутске прошел новый этап этого процесса — так называемая проектная сессия, на которой все три команды представили уже достаточно детальные концепции возможного будущего нашего города. Началась вся эпопея еще в декабре минувшего года, когда на установочной сессии команды зодчих получили техническое задание на разработку концепции пространственного развития Иркутска. В феврале состоялась первая рабочая сессия, на ней три коллектива поочередно публично озвучили, если можно так выразиться, свои диагностические заключения по состоянию иркутской городской среды и видению наиболее острых проблем, требующих незамедлительного решения. В апреле все разработчики встретились вновь и обсудили уже конкретизированные доктрины комплексного развития Иркутска до 2040 года. До конца мая им предстоит отшлифовать и их. А для этого, разумеется, опять провести на этот раз уже итоговую  сессию.

Затем пакеты проектных документов должны будут пройти через фильтр общественного мнения. Как сообщает пресс-служба городской администрации, проект «Открытая мэрия» позволит оценить наиболее удачные идеи и варианты решения городских вопросов самим иркутянам. И вот уже после всего этого, уточнили в пресс-службе, «начнется работа над формированием технического задания, на основании которого будет разрабатываться новый генеральный план Иркутска».

Предполагается, что в основу этого документа могут войти решения, выработанные в разных отрядах проектировщиков. Каждая из соревновавшихся в профессионализме команд, само собой, включала много специалистов. В чем-то команды оказались солидарны, представленные на форумах варианты ошеломляют смелыми и масштабными декларациями.

Что касается полета фантазии, зодчие, что называется, ни в чем себе не отказывали. Это отразилось и в названиях концепций. Питерцы, например, свой вариант озаглавили как «Прагматичные амбиции», иркутяне держатся курса на «разумный рост и развитие», а москвичи, которые в Иркутске увидели шесть отдельных городов, предлагают трансформировать его в три города  для начала. Как все это свести воедино, избежав известной фигуры «лебедь, рак и щука», пока представить трудно.

Вдогонку «столичной привлекательности»

Иркутские архитекторы-патриоты обозначили ключевые задачи концепции: обустройство городских территорий, охрана природы и экологии, повышение конкурентоспособности и города  и развитие инженерной инфраструктуры. В их наработках очень много привлекательных моментов: вожделенное вот уже на протяжении десятков лет строительство мусороперерабатывающего завода в Шелехове, создание технопарка и развитие логистического крыла, объездная дорога, которая может лечь вокруг Кайской горы с выходом в Ленинский округ, освободив реликтовую Кайскую рощу как особо охраняемую территорию, объездная магистраль через Знаменскую гору.

Градостроители резюмируют, что пресловутая «столичная привлекательность» Иркутска практически утрачена. Но потенциал для развития харизматичного городского пространства далеко не исчерпан, и даже в городской черте. Город располагает 120 км береговых ландшафтов, которые используются плохо и давно ждут современных проектных решений. Предлагается объединить единым комплексом и обустроить левобережные набережные от залива Якоби — и ниже, в районе теплых озер и дальше по берегу Ангары в Студгородке, превратить их в природоохранные рекреационные территории. Здесь могли бы в будущем разместиться аквапарк, дельфинарий, яхтшкола и прочие красоты столичной жизни.

Предполагается также очищение берегов у Знаменской горы, освобождение от хозяйственной застройки набережной в Жилкино. Вообще в такие районы, как Жилкино, Топкинский, Рабочее, должны наконец прийти цивилизация и культура, возможно создание публичных объединенных пространств и зон отдыха на территории бывшего ИВВАИУ, где предлагают разместить новый спортивный центр, в Глазково, откуда через Иркут даже озвучена идея строительства нового моста. Все эти городские предместья, очень провинциальные в сегодняшнем своем состоянии, могли бы разительно преобразиться. На живописных возвышенностях здесь можно спроектировать жилье высокоэтажного типа, а в пойменных зонах и на склонах приютить малоэтажную застройку с изменением статуса территорий на рекреационный и природоохранный. 

Конечно, все это громадье планов ребром поставило бы перед городом насущный вопрос нового водозабора. Тут архитекторы посетовали на «недоразведанность» этой важной темы, назвав как альтернативу более широкое использование в будущем локальных подземных источников для малоэтажной застройки.

Медаль с обратной стороны

Прозвучали в докладе иркутян не только мажорные, но и тревожные нотки. Вокруг города стихийно ведется захват земли, болотистых и пойменных участков, активизируется не слишком скрытая земельная спекуляция, разбазариваются земли сельхозназначения, паевые доли переводятся в дачные, превращаются в объекты недвижимости в ожидании будущего покупателя. Этому угрожающему произволу необходимо противостоять. Нужно создавать оптимальные сценарии планирования, определяться с границами населенного пункта, искать наиболее приемлемый альянс с Иркутским сельским районом, стимулировать «полицентричное развитие территорий со всеми элементами городской среды»

Итак, лейтмотив иркутской концепции — образ освобожденных от хозяйственного захламления берегов Ангары, Иркута  и Ушаковки, превратившихся в нарядные набережные. Лейтмотив звонкий и волнующий, почти осязаемый чувствительной пяткой аборигена.


Градостроители резюмируют, что пресловутая «столичная привлекательность» Иркутска практически утрачена. Но потенциал для развития харизматичного городского пространства далеко не исчерпан, и даже в городской черте. Город располагает 120 км береговых ландшафтов, которые используются плохо и давно ждут современных проектных решений.


В «Глазковский некрополь»

Директор института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов начал свое выступление с дальновидной преамбулы. Он призвал удерживать баланс между амбициозностью и реализмом, напомнил, что в градостроительной практике накоплен большой опыт мегапрожектерства, в то время как реализованных идей в последнее время можно насчитать не более пяти процентов.

На самом деле, к мегапроектам Иркутску надо быть готовым, если он не хочет угаснуть и отстать навсегда. Архитектор напомнил нам, что наш город — не только периферия России, но и окраина стран Тихоокеанского региона, которые стремятся к управлению ресурсами Прибайкалья. Нужно всячески повышать привлекательность жизни в Иркутске, улучшать экологию, качество городской среды, приближать к иркутянину мировые блага и, самое главное, обеспечить населению высокотехнологичную занятость.

Творцы «Урбаники» тоже увидели будущий Иркутск с развитым рекреационным речным каркасом, созданным малыми реками и Ангарой, с рельефным амфитеатром левобережья, с ухоженными очагами общественных городских пространств. Увидели улицу Тимирязева, ставшую пешеходной и велосипедной,  преображенную Цэсовскую набережную, увенчанную новым символом города — концертным залом. Прозрели реконструированный Глазковский мост с четырьмя автомобильными полосами и четырьмя — для общественного транспорта и пешеходов, выходящий к Затону, парку Парижской коммуны и археологическому музейному комплексу «Глазковский некрополь».

Ну, тут уж я прекращаю дозволенные речи, ибо просто кружится уже, честное слово, голова. Рациональные зерна тоже присутствовали: требование жестко регламентировать дальнейшую автомобилизацию и без того уже захлебывающегося в транспортном потоке областного центра, ограничить въезд личного транспорта в центр, принципиально свежие решения транспортных развязок.

Застегнувшись «пряжками»

Московская команда зодчих начала с того, что предрекла численность иркутян к 2040 году в размере 757 тысяч жителей. Связала с этим набор проблем — транспортных, жилищных и инфраструктурных. Одной из решаемых, по мнению проектировщиков, является необоснованная территориальная разорванность городских микрорайонов. На взгляд москвичей, в Иркутске сегодня не очень дружно соседствуют шесть городов. Столичные зодчие предлагают запроектировать новые центры-связки, которые объединили бы шесть территорий с разнохарактерной метафизикой. Так, улица Карла Маркса должна выйти к Ушаковке — и здесь, на ее левом берегу, поднимется новый центр города, который свяжет между собой пространственно центр исторический с предместьями Рабочим, Марата и Радищево.

Иркутск II искусственно изолирован от Ново-Ленино. Эти две территории логично связать вдоль оси железной дороги, в районе Иркутска-Сортировочного, создав тут развитую городскую инфраструктуру и культурное пространство — своеобразную «пряжку», которая соберет и объединит Ленинский район. Третья «пряжка сборки» должна будет связывать центр с левобережьем, и стать таким благодатным оазисом должен зеленый каркас Глазковского предместья — территории в высшей степени неухоженной, но с большим потенциалом развития. Москвичи предлагают нам трепетнее ценить такое богатство, как вода и лед, в зимнее время, использовать эти природные дары как можно эффективнее. На реках всегда должна кипеть жизнь, летом должны плавать речные трамвайчики, яхты, зимой — сверкать катки, шуметь зимние фестивали.

Как же сказку сделать былью?

Что ж, впереди третий, завершающий акт архитектурного спектакля на иркутской земле. А следом — коллективные мечтания горожан вокруг разработанных концепций — и принятие нового генплана города. А что же старый, вернее предыдущий, который по заказу администрации разрабатывали с 2001 по 2006 год? Безнадежно устарел, вышел из моды? Но ведь год назад, в апреле 2015 года, комитет по градостроительной политике проводил публичные слушания по проекту внесения изменений в этот стратегический документ. Тогда от желающих вмешаться в судьбу родного города было принято и запротоколировано порядка трехсот поправок. Год прошел, как сон пустой — и нам снова нужен новый генплан, нужна новая долгосрочная программа пространственного развития. Мы приглашаем столичных специалистов, чтобы местечковый «замыленный глаз», да простят меня архитекторы-земляки, не упустил чего по недосмотру или отсталости.  

А сколько вся эта «музыка» стоит городскому бюджету? Советник мэра Дмитрия Бердникова по градостроительству Алексей Козьмин от ответа все-таки ушел без объяснений. Никто не смог пояснить «физику процесса» и в пресс-центре администрации.

Помнится, еще, утверждая генплан в 2007 году, иркутянам сулили появление скоростного рельсового общественного транспорта – экспресс-трамвая от Ангарска через Иркутск-Сортировочный с выходом на Байкальский тракт и возможностью достройки магистрали до Листвянки. Кто катался в том трамвае? А между тем труд проектировщиков далеко не бескорыстный. Уважаемый труд, вдохновенный и нужный. Если только он не производит очередной изобильный гипнопродукт.

Марина Рыбак, «Байкальские вести»

На фото: Даже символика Прибайкалья противоречива
и загадочна. Бабр на этом фото (герб Иркутска)
несет добычу на восток, а на гербе области — на запад

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии