Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

С другой стороны

15 августа, 2016

Август 1991-го: от противостояния к примирению

Обращение к событиям теперь уже 25-летней давности неизменно ведет к нагнетанию страстей. Насколько демократическая сторона считает крах ГКЧП исторической победой, «бархатной революцией», а порой слышны голоса о дефиците жесткости в отношении путчистов и «всей номенклатуры КПСС», которую «нужно было к ногтю», настолько и с другой стороны раздаются речи и призывы совсем иного содержания. Мол, Янаев, Язов и Ко в принципе действовали правильно, только им не хватило решительности.

Основу для острых разногласий в общественном мнении относительно событий августа-91 сформировали большие трудности в дальнейшем развитии нашей страны. Опять же относительно природы этих трудностей существуют разные, порой взаимоисключающие точки зрения. Но сейчас не об этом. Замалчивание событий августа 1991 года — не лучший способ успокоить страсти, прийти к общественному согласию. Напротив, чем больше мы будет обсуждать, размышлять, спорить (но не клеймить, обвинять, оскорблять), тем скорее поймем, что история, тем более такой страны, как Россия, — очень сложный процесс, который нельзя выкрасить в один цвет.

Поэтому большинство противников ГКЧП тогда (а многие из них — и сейчас) считают провал путча победой, но не считают сторонников переворота, противников Ельцина и Горбачева врагами. Нет, все мы соотечественники, сограждане, у нас одна Родина — Россия. И это не пустые слова, а, если хотите, задание на завтра.

Всемирная история знает немало примеров национального примирения после гражданских войн. Да, в США полтора столетия назад северяне победили южан, но мало кто сейчас в Америке считает одних «хорошими», а других — «плохими». Да, франкисты в Испании 80 лет назад одолели прокоммунистическую власть. И опять же — от былого противостояния мало что осталось, лидерам и тех и других поставлены памятники, ошибки и достижения найдены и у республиканцев, и у каудильо.

Постепенно утихают страсти и вокруг событий в России начала прошлого века — трех революций и гражданской войны. Кстати, Иркутск подает хороший пример, став единственным городом в стране, где соседствуют памятники Александру III, Ленину и Колчаку.

Четверть столетия — весомый срок. Конечно, оценки событий августа 1991 года могут разниться и впредь. В конце концов, среди историков нет единства и в подходах к тем или иным эпизодам в жизни Древнего Египта или средневековой Франции. Но разумеется, тем, кто 25 лет назад оказался не с противниками ГКЧП, не в чем себя винить. Более того, многие из них внесли и продолжают вносить большой вклад в социально-экономическое и общественно-политическое развитие Прибайкалья. Да и взгляды их, как правило, далеки от «путчистских», скорее они против курса Горбачева и Ельцина. Как и тогда, многие из них сейчас выступают за политическую демократию и современную, многоукладную экономику. Например, «последний первый» секретарь Иркутского обкома КПСС Виктор Спирин. Или первый заместитель председателя Иркутского облисполкома Валерий Игнатов, не поддержавший в августе 1991-го курс Юрия Ножикова против ГКЧП. Или тогдашние руководители крупнейших предприятий региона Виктор Боровский (Иркутскэнерго), Геннадий Комаров (ВСЖД), Иван Щадов (Востсибуголь), Илья Сумароков (Усольский свинокомплекс). «Победа» (именно в кавычках) над такими людьми не только бессмысленна, но и вредна для всех нас. 

…И возвращается ветер. Ветер примирения, но не на основе забвения, а через осознание, переосмысление, сопереживание.

Виктор Сотников, «Байкальские вести»

    

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии