Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Океан по имени Природа

15 апреля, 2014

 

 

 

На этой мини-выставке в отделе природы краеведческого музея я познакомилась с интересным человеком, который, помимо того что  занимается резьбой по дереву, передавая  каждой работе безошибочную точность деталей, вдыхая в них жизнь, сообщая им гармонию и красоту, еще может рассказывать о них бесконечно-добрые и мудрые истории, и эти фигурки в его руках оживают и становятся  былинными героями.

 

Мой рассказ о Викторе Бектимировиче Ирбулатове, художнике из народа, умельце, члене Союза народных мастеров Прибайкалья. Лет тридцать, по его словам, он занимается тем, что ищет корешки, коряги, ветки, сучья, все то, что создала природа, немного не доведя до совершенства, и делает из них настоящие произведения искусства. Участвовать в выставках его приглашают постоянно. Достаточно вспомнить предпоследнюю, XIII выставку-ярмарку народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка-2012» в Москве, которая проходила в  Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр».

— Как к вам пришла идея заниматься резьбой по дереву?

— Я много путешествую, много хожу по тайге. Идешь иной раз и видишь: лежит что-то такое интересное, раз — и в рюкзак. А потом дома покрутишь в руках, присмотришься, а под настроение и идея приходит. И начинаешь создавать.

— То есть изначально вы корешок находите и в нем что-то видите, что-то он напоминает?

— Конечно, ведь дерево, как материал, очень красивое, фактурное. Посмотрите сюда, на  струганое дерево, как текстура развивается, — мастер подводит меня к стеклянной витрине, в которой стоят его экспонаты. — А вот заболевшие деревья. Они изогнуты, в разные стороны выпучены, потому что рост-то продолжается,  изламываются…

— Это говорит о том, что сосна болеет?

— Конечно, она корявая, кривая, а здоровые — прямые, корабельные. Зато я уже знаю, что если какой-то дефект у дерева есть, из этого может быть красивая вещь, что-нибудь изобразить можно, значит, этот сучок или корявая ветка — мой «клиент», и место ему в моем рюкзаке. А  вот это — моя особая гордость. Это сделано из двух кусков сосны. Композиция называется «Перелетные птицы». Эти птицы клином прилетают и гнезда вьют, выводят птенцов и снова в клин собираются и улетают.

А это вот Байкал и его дочь Ангара, которая убежала от Байкала. Байкал сердитый, он же маленько бурят, — видите, он как водяной, а здесь и Сарма и Селенга, такие крупные  реки, а тут еще притоки с Селенгой шепчутся, а Сарма подслушивает…

…Я увлечена рассказами мастера и удивлена его умению так тонко видеть мир, так его преподносить, так хранить в своем сердце любовь к зверью, к птице, к лесу, ко всему живому. Я отрываю глаза от экспонатов и внимательно вглядываюсь в человека напротив. Он будто из другого мира: улыбчивый, неспешный, с сеточкой мелких морщинок у глаз, рассудительный, с мягким и добрым взглядом, настроенный к людям искренне, без подвоха, с певучим говорком, этакий оживший дед Щукарь. А по всем повадкам и внешности — типичный таежник, сочувственно относящийся к нам,  живущим  в каменных джунглях, дышащих  пылью и выхлопами больших городов.

От моих мыслей меня снова отвлекает Виктор Бектемирович:

— А это вот случай в лесу. Охотник шел по лесу, а из-за дерева выглядывает то ли птица, то ли зверь.

И действительно, на маленьком кусочке дерева изображена целая картина, увиденная глазами очевидца, с тонко переданным настроением, эмоциями, энергетикой.

— А вот здесь чуть-чуть подправить пришлось, а остальное все естественное, а  там вон белка, а вот олень. Это же лесная скульптура. В ней намек, а точности  образа добивается резчик, когда работает. А это аист. А это чистая красота самого дерева, его строения. А это на льду будто бы нерпа лежит…

— Вы за тридцать лет, наверное, все тропы таежные исходили, все в лесу знаете…

— Да, мы с другом сплавлялись и по Нижней Тунгуске, и по Байкалу, на Командорах бывал, на острове Беринга, и из каждой поездки я что-то привозил.

— А какой самый яркий экспонат вашей коллекции, который запомнился и  не требовал  дополнительной работы?

— Наверное, вазы. Их можно было сразу увидеть, правда, потом нужно обрабатывать тщательно, чтобы показать всю красоту дерева. Эти вазы хорошо подходят для сухоцветов, гармонично в них смотрятся. Бывает, что дерево демонстрирует свою внешнюю поверхность, а бывает, что только внутреннюю фактуру.

— А медведи вам не встречались?

— Бывало, но уж не так, чтобы лицом к лицу, но невдалеке ходили. Лоси, бывали случаи, выходили.

— А надолго вы уходите в леса?

— Иной раз недели на две, иной раз на месяц. У меня друг есть, Владислав Огарков. Он тоже занимается резьбой по дереву. У него будет выставка в сентябре, тоже в краеведческом музее.

— А какой из представленных экспонатов самый любимый?

— Наверное, вот эти «Перелетные птицы». Они воспитывают.

— В каком смысле?

— А усидчивость большая нужна, чтобы до ума довести вот такую большую композицию. Надо расщепить древесину. Например, два бруска как бы присаживаются один на другой – так достигается тонкость в изделии. Каждое перо на угол 90 градусов поворачиваешь и выводишь наверх. Затем так же со следующим. Очень долгий и кропотливый труд, но зато какая красота…

— А вы этой техникой как овладели, где учились?

— Специальных университетов не кончал. Я сам ею овладел. Смотрел и учился у своих друзей, по книгам.

— Вы кто по профессии?

— Я работал электромонтажником. Теперь на пенсии и могу любимому делу больше времени уделять, да практически все свое время и посвящаю  работе с деревом.

— А какое дерево в работе податливей: сосна, береза, яблоня?

— Сосна. Береза потруднее, она более плотная.

— Вы продаете свои работы?

— А когда как. Иной раз и продаю, все-таки доход определенный, иной раз выйдет, что и дарю. По настроению. А вообще-то, мои поделки пользуются спросом, это же все в единственном экземпляре, все сделано руками, сюда вложен большой труд, выдумка, умение. Многие это понимают. А вот посмотрите, какой экземпляр, называется «Ода любви» А почему? Я вам сейчас расскажу. В любви важна поддержка и опора. Вот вы видите, внизу две ветки: мужчина, а здесь — женщина, он ее держит, он как бы обвил ее руками-ветками и оберегает. И если не будет поддержки, погибнет любовь. Это хорошо отражено в композиции.

А вот композиция под названием «Два рыболова»: чайка и нерпочка, каждый поджидает добычу, и кто будет проворней, тому и достанется. А вот про северных людей композиция. Охотник-нанаец услышал треск льда, и в это же время этот треск услышал медведь с другой стороны озера. И вот они оба пошли каждый своей тропой под северным сиянием — посмотреть, где трещит. А это нерпы пробивают себе лунки. Вот они крадутся, крадутся, и медведь успевает раньше, заваливает одного тюленя. Но он же не знает, что в это же время сюда крадется охотник. И вот вдруг они увидели друг друга, их глаза встретились. Этот момент встречи я и запечатлел…

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото автора и Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Виктор Ирбулатов и его шедевры

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии