Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Оглянуться на себя

17 октября, 2011

 

 

 

Фестиваль, который переворачивает сознание

 

Десятый фестиваль «Человек и природа», как мы писали, завершил свою работу, подвел итоги, члены нескольких жюри раздали призы авторам тех фильмов, которые были оценены ими выше других.

 

Разъехались участники и гости, перевели дух организаторы, но осталось главное. Каждый из увидевших конкурсную (она состояла из 15 кинолент) и внеконкурсную программу, вынес свои впечатления, которые продолжают свою незримую работу. В наших умах, в наших душах. Так, наверное, и должно быть.

Фестиваль (его полное название — Байкальский международный фестиваль документальных, научно-популярных и учебных фильмов «Человек и природа») не случайно часто называют проще и короче — экологический. В этом — его главная идея и суть: воспитание экологического сознания, которое должно стать неотъемлемой чертой человека XXI века.

Но это самое экологическое сознание нужно воспитывать как у рядовых людей, так и у тех, кто вершит судьбы в глобальных масштабах. Понятно, что порой и от обычного человека зависит многое: скажем, бросил спичку — забушевал лесной пожар, допустил головотяпство — разлилась какая-нибудь цистерна нефти. Не говоря уж об элементарном мусоре, о культуре поведения на природе, о сломанной ветке дерева...

Но когда сильные мира сего во имя сиюминутных коммерческих интересов принимают решения, от которых зависит судьба лесов, рек, а то и мирового океана, атмосферного воздуха, —то есть случаются экологические катастрофы, — кто может научить их ответственности?

Многие фильмы фестиваля, каждый по-своему, говорят, кричат, вопиют об этом. Хотя есть и картины более спокойные, учебные — познавательные, немножко созерцательные, рассказывающие о красоте и хрупкости живого мира.

К таким относятся так называемые экспедиционные фильмы, и первый, открывший фестивальную программу, — «Самая легкая лодка мира» Игоря Полещука.

Сотрудники Соловецкого музея-заповедника без единого гвоздя строят лодку из бересты — так делали аборигены этих мест и северные народы Сибири — и выходят на ней в открытое Белое море. Мы видим, что реконструировать технологию можно, и ученым это вполне удается.

Борясь с морем и его течением и ветрами, путешественники преодолели расстояние около сотни километров — иначе говоря, совершили путешествие еще и на шесть тысяч лет назад, в прошлое... Фильм снят на фоне красивейших беломорских пейзажей — русский север несколько неожиданно оказывается невероятно щедрым на краски и оттенки.

Казалось бы, чем может затронуть зрителя фильм, героиня которого — головастая морская черепаха? Она плавает себе по океанским просторам, похожая не то на птичку, не то на бабочку с небольшими крыльями, — парит себе в толщах глубин, легкая и быстрая. И только на суше, когда камера наблюдает за ней, ползущей по береговому пляжу Австралии, чтобы вырыть в песке ямку и отложить яйца, — только тогда видны ее мудрые старческие глаза и складочки кожи на шее...

110 миллионов лет — таков возраст этого вида, и за это время морская черепаха практически не изменилась. Все так же она взрослеет к тридцати годам и, как выяснилось по фильму, возвращается, чтобы дать жизнь потомству, точно в те же места, где родилась сама. Для этого она преодолевает до двадцати тысяч километров.

Черепаха не изменилась, но изменилась среда ее обитания.  Путешествуя по мировому океану, следуя течениям и природному зову, она попадает в места, которые можно назвать кладбищем затонувших кораблей, она натыкается на сотни метров затонувших сетей-призраков и запутывается в них, она заглатывает, наивно полагая, что это съестное, килограммы пластика, который потом находят в ее внутренностях.

Да, сети, пластик — из самых распространенных видов мусора, загрязняющего океан. Волонтеры вылавливают их сотнями, очищают от мусора пляжи, но это — капля в море...

Создатель фильма австралийский режиссер Джереми Хогарт несколько лет работал в тесном контакте с ученым-биологом, который сорок лет изучает морских черепах. В результате сняты удивительные кадры — здесь и профессиональные подводные съемки, и сцены, когда к месту возвращения черепахи биолог приводит группу детей, позволяя им подержать в руках только что отложенные яйца, и лица этих детей, которым рассказали всю историю о цели путешествия черепахи... Хочется думать, эти дети будут расти уже чуть-чуть другими — более бережными по отношению к «братьям меньшим».

Фильм, кстати, называется «Потерянные годы. Одиссея морской черепахи». Но может, для нас, людей, эти годы не будут потерянными — в том смысле, что думать о завтрашнем дне нужно уже сейчас (если правильнее — нужно было вчера). Но — хотя бы сегодня?

Я опущу впечатления о фильме «Сорренто» — это запоминающаяся лента из истории конного спорта времен перестройки. Она — об удивительной судьбе лошади-победителя, принесшей нашей стране миллионы долларов, десятки наград и всемирную славу. Завершилась эта судьба печально...

Я опущу также впечатления от фильмов, один из которых рассказывает об экспедиции на Курилы, на остров Итуруп, где вулканологи изучают самый горячий вулкан на планете; другой — об энтузиасте-орнитологе, устраивающем птицам искусственные гнезда...

Мы увидели фильм-метафору «Скарабей»; фильм-биографию первого эколога России, великого русского ученого Василия Докучаева; фильм «Звери Берлина», рассказывающий о том, как в цивилизованный мир, можно сказать — в центр мегаполиса, возвращаются дети лесов — дикие звери и как разрешается (а вернее, пока не разрешается) конфликт природы и урбанизации.

Нас приятно удивил фильм режиссера из Эстонии Василия Сараны «Прогулка в Сибирь» (скорее можно было ожидать нечто подобное от земляков-сибиряков. Но, кстати сказать, иркутские документалисты в фестивальной программе вообще представлены не были). Василий Сарана показал тоже экспедиционный фильм о путешествии по тайге к истоку великой сибирской реки Лены.

Лена, которая в центральной части разливается до тридцати километров в ширину, берет начало из небольшого горного озера, лежащего в десяти километрах от Байкала. Путь к нему оказался полным разного рода неожиданностей, а операторы показывают нам не только опасности, которые подстерегают ходоков, но и редкие кадры с таежными обитателями — норкой и выдрой, лосем и оленем, бурундуком и медведем, соболем и волком...

Откуда такая любовь к сибирским местам?

— Я россиянин, это наш совместный с эстонцами проект, — объясняет режиссер фильма Василий Сарана. — По профессии я географ, так что путешествие для меня — обычное дело, и чем глуше места — тем интереснее... Временами, конечно, было страшно в безлюдной тайге, но — азарт...

Полуторачасовой фильм-лекция известного канадского ученого японского происхождения Дэвида Судзуки «Сила природы». В снятой на пленку лекции ученый пытается донести до аудитории главную идею: нам негде взять дополнительные воздух, воду, почву — любые природные ресурсы. А между тем мы приближаемся к «последней минуте» — мы исчерпали пределы биосферы и обязаны пересмотреть свои отношения с миром природы. А пока — мы разрушаем саму систему, поддерживающую нашу жизнь...

Такие пессимистические заявления порождают ответный пессимизм. Зритель впадает в уныние. Но надежда умирает последней...

— Мы можем заново открыть для себя нашу планету. Мы можем показать, на что действительно способно человечество, — подбадривает зрителя ученый. Хотя не совсем понятно, что он имеет в виду.

Примерно таким же оптимизмом веет от завершающих кадров фильма американских авторов «Небесный остров» — о высокогорном районе Хемес вулканического происхождения на севере Нью-Мексико. В результате климатических изменений здесь меняются и альпийские луга, и пустыня, и горы, и реки...

«Изменения климата — не повод для отчаяния, — говорится в фильме. — Изменения планеты будут, но в результате станет ясно, какие формы жизни смогут уцелеть. Давайте учиться жить правильно в том мире!»

А теперь — вплотную об изменениях климата. О том, что нас ждет, — фильм «Прибрежные города и их общие проблемы» (Нидерланды).

Ученый более тридцати лет изучает состояние льда в Антарктике и Гренландии. Согласно его наблюдениям, к 2100 году уровень моря поднимется более чем на метр. Насколько быстро смогут прибрежные города отреагировать на это, принять ответные меры?

Авторы фильма побывали в четырех таких городах — Александрии, Джакарте, Нью-Йорке, Роттердаме. В Джакарте уже сегодня многие кварталы города затапливаются, в некоторых районах грунт ежегодно проседает до 25 сантиметров. Реки и каналы, дома, а значит, и сами жители в антисанитарном состоянии. Но город не может переселить всех в безопасное место — нет средств.

В богатом Нью-Йорке — тоже проблемы. Многие линии метро находятся ниже уровня океана и могут быть затоплены водой даже при обычном наводнении. Сколько может быть жертв — страшно себе представить.

В Александрии египетской, где население составляет пять миллионов человек, также может уйти под воду значительная территория береговой линии, при этом происходит переувлажнение грунта, эрозия почв, земли становятся непригодными, — а люди об этом и не подозревают. При этом города испытывают, как правило, дефицит чистой питьевой воды.

Если даже такие могущественные гиганты, как Нью-Йорк, не защищены, то что уж говорить о других городах, расположенных по береговой линии материков!

Что касается Голландии, то большая часть территории этой страны и сегодня находится ниже уровня моря и защищается от штормов дамбами. Но надо строить такие ограждения еще и еще.  Правительство Нидерландов учредило комиссию по изучению угрозы затопления. Это, возможно, единственный пока пример, когда эта проблема изучается на государственном уровне.

«Опыт Роттердама может быть полезен и в других прибрежных городах, — говорят авторы фильма. — Изменения климата — это и опасность, и стимул к развитию».

И наконец, самый страшный фильм, который заставил нас еще раз оглянуться на себя и заглянуть так далеко в будущее, что это трудно осознать. Фильм «Навстречу вечности» рассказывает о том, что в горном массиве Онкало, в Финляндии, строится огромный тоннель — первое в мире хранилище радиоактивных отходов.

Сейчас, по мнению ученых, в мире накоплено 200—300 тысяч тонн ядерных отходов. Многие территории на Земле могут стать непригодными для жизни, если мы не научимся справляться с этим. Человечество, открывшее энергию атома, не знает, что делать с атомным мусором, и не представляет, может быть, насколько он опасен. Радиация не имеет вкуса, цвета, запаха, она неощутима, но она убивает.

Капсулы с ядерными отходами будут устанавливаться в подземном «городе» — разветвленном тоннеле. Заполнятся тоннели Онкало, предположительно, через сто лет, после чего будут запечатаны толстым слоем бетона. Они должны пролежать в замурованном пространстве ни много ни мало — сто тысяч лет.

Что будет происходить на Земле за эти тысячелетия? Какие ледниковые периоды или другие катаклизмы произойдут? Выживет ли новое человечество к тому времени и каким оно будет?  Сохранятся ли капсулы в целости или далекие любопытные потомки захотят вскрыть их, как наши современники вскрывают закрытые ходы египетских пирамид в поисках мистических тайн и материальных сокровищ? Как дать знать людям будущего, что вскрывать эти тоннели опасно для жизни? На каком понятном для них языке написать предупреждение?

Эти далеко не праздные вопросы ставят перед собой члены комиссии — ученые, эксперты, которые стремятся найти решение этой задачи — обеспечить безопасность человечества не только сейчас, но и на тысячелетия вперед.

Задумывался ли кто над подобными вопросами, устраивая сегодня захоронения ядерных отходов где-нибудь в Ангарске?  Или судьбы потомков волнуют не всех, даже если речь идет не о тех, кто будет жить здесь через тысячелетия, а о наших детях и внуках?

Вот о чем говорил с нами, своими зрителями, фестиваль «Человек и природа»-2011. И пока возникает по этому поводу только один вопрос: а увидят ли эти фильмы те, кто принимает законы, кто вырабатывает стратегии развития на десятилетия вперед? Как у них с экологическим сознанием?

Хорошо бы устроить такой фестиваль для руководителей стран, регионов. А там, глядишь, и остальные подтянутся.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести»

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии