Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Обычных детей не бывает!

19 января, 2012

 

 

 

 

Дом культуры имени М.Горького. Новогодняя елка, тусклые крашеные стены, полный зал ребятни. «Не бегать, сына!» — строго прикрикивает женщина на расшалившегося мальчугана. Чуть в стороне другая мама воспитывает своего сына — молча, лишь строгим лицом и четким вихрем жестов говоря о своем недовольстве глухонемому ребенку.

 

 

Так началась елка для воспитанников школы гармоничного развития ребенка «Ладушки» и тридцати приглашенных глухонемых детей. А на следующий день состоялась елка для 150 детей-сирот, проведенная «Ладушками» вместе с организацией «Патриот».

 

Выйти на авансцену

Подобных концертов и елок «Ладушки» организуют немало, и на сцене, как правило, выступают сами дети, начиная с трехлетнего возраста. Курьезов с такими концертами случается немало, но все как один безобидные:

— Ребенок выходит на авансцену, делает руку козырьком — начинает высматривать маму. Весь зал хохочет. Увидел – все, пошел танцевать вместе с другими детьми, — рассказывает Лариса Александровна Метелица, директор «Ладушек». — А в прошлом году у нас трехлетки танцевали на День России перед Дворцом спорта, и преподаватель встала с той стороны сцены. Трехлетки вышли на сцену и выстроились спиной к зрителям, а лицом — к педагогу. И начали танцевать!

В ДК имени М.Горького трехлетняя малышня тоже то и дело путалась в движениях. Но никто не стеснялся своих ошибок, продолжая танцевать и распевать песни. А в зрительном зале около десятка детишек встали со своих мест и тоже стали танцевать между рядами в такт происходящему на сцене. По широким улыбкам было видно — веселится ребятня вволю.

 

Каждый ребенок талантлив

«Ладушки» придерживаются направления гуманной педагогики, которой в России руководит Шалва Александрович Амонашвили. Чем же отличается гуманная педагогика от обычной?

— Основной постулат, который я взяла у Амонашвили, — каждый ребенок талантлив, — отвечает Лариса Метелица. — «Обычных» детей не бывает. Какой бы ребенок ни был, что бы там ни говорили педагоги. Если педагог говорит про ребенка, что он «ни то ни се», — это не мой педагог, это не тот педагог, который мог бы работать в моей школе. Либо он видит в детях это зерно, эту искру божью, либо он не мой работник. И в связи с этим родитель, приводя ребенка в мою школу, спокоен и уверен в том, что его ребенка здесь не обидят. Он получит именно то, что ему нужно. Его будут развивать именно так, как этому ребенку положено развиваться.

— Я считаю, что, если педагог любит детей, у него есть внутри любовь к детям, у него все получится. Дальше на эту любовь накладывается методика — и все, педагог состоялся, — говорит Метелица. — Но если у педагога нет любви к детям, хоть какую методику накладывай на это, он не сможет работать с детьми, это бесполезно.

Пусть меня научат!

— «Ладушки» чем только не занимаются! — говорит Метелица. — Центр у нас небольшой, но направлений много.

Действительно, путей для развития «Ладушки» предоставляют предостаточно. Есть и флористика, есть живопись, есть танцевальная и вокальная студии, подумывают даже об иппотерапии — лечении с помощью лошадей.

В таком богатстве направлений никто не теряется. В расчет берется мнение и родителей, и ребенка, а опытные специалисты помогают определить, чем ребенку лучше заниматься. Впрочем, случаются трудности.

— Был такой случай. Ребенок рвался на флористику, — рассказывает Метелица, — а мама его тянет на хореографию.

— Зачем вы так настаиваете, чтобы он пошел танцевать? Нравится ему флористика, нравится ему работать с природными материалами, пусть он там занимается, — сказала тогда директор той маме. — А я хочу, чтобы у него была растяжка, — возразила та. Тот случай, впрочем, разрешился ничьей — сошлись на лицее для трехлетних. А больше таких затруднений не случалось.

— Гуманная педагогика не предполагает диктаторского обучения, она не предполагает насилия над ребенком, она не предполагает никакого навязывания. У ребенка есть мнение, и ребенок может его свободно высказать, — говорит Метелица.

В «Ладушки» ходят самые разные люди разных возрастов. В школу приходят беременные на занятия по практической, психологической и теоретической подготовке к родам с акушером-гинекологом и перинатальным психологом. Через год, хоть на буклетах и написано «от 2 лет и старше», с мамами приходят на занятия самые маленькие дети на развивающие и музыкально-эстетические занятия.

— Для трехлеток у нас уже действует трехчасовой обучающий лицей по субботам — там и образовательные, и развивающие, и творческие программы. Для детей трех лет уже есть хореография и театр, — говорит Лариса Александровна.

Все возрасты покорны

Школьники занимаются танцами, театром и вокалом. Для взрослых  же у «Ладушек» есть семейные тренинги, а также тренинги по ораторскому искусству и развитию природного голоса. Их снимают на камеру до начала курса, в процессе обучения и в конце курса, и у них есть возможность сравнить, с чем они пришли и с чем уходят. Как правило, получаются очень хорошие результаты.

Для взрослых же планируется открытие йоги, есть курсы по живописи, где взрослые занимаются вместе со школьниками.

— Взрослые перестали быть детьми, у них потеряны многие вещи, забыты. Дети им помогают вспомнить, — говорит Метелица. — Если ребенок ходит на несколько студий сразу, то у него практически не остается времени на компьютер и мультики. У него другое совсем в голове: то он роль учит, то стихи какие-то, то песню, то ему надо уроки подготовить: грамоту, математику, английский…

Старое и новое

«Ладушки» прошли долгий путь от момента своего официального открытия в 2007 году до нынешнего дня. Неофициально они открылись еще в октябре 2006 года под крылом школы моделей, где Лариса Метелица работала заместителем директора по воспитательной работе.

— Идея об открытии «Ладушек» родилась легко, — рассказывает Лариса Александровна. — У меня на тот момент был маленький ребенок, для которого мне захотелось организовать школу. Все начиналось с маленькой группы. Открытию помогло и желание родителей детей, занимавшихся в школе моделей. Родители обратились с просьбой, сказали: «Нам к школе надо готовиться, если бы здесь еще такое было, было бы классно». Я и организовала такие учебные группы, это мое было, отдельно от школы моделей, но пока под их крышей.

Сейчас в школу прийти не читающим, не считающим — это нонсенс. Ребенок будет отставать, и ему будет сложно. В основном дети приходят уже подготовленными.

Когда мы начинали, учебные группы были переполнены, несмотря на то, что условий никаких не было. Снимали в зрительном зале кусок этого зала — никакого своего помещения, ничего! — расстелили ковер, столики поставили, потом скатали ковер и убрали столики, — вспоминает Лариса Метелица. Родители, впрочем, не жаловались на трудности, понимая, что другое помещение взять негде.

Через два года школе пришлось искать новое помещение, и с переездом из Университетского в Академгородок «Ладушки» потеряли почти всех своих клиентов — мало кто хотел возить своих детей в другой район. Но новый состав клиентов сформировался быстро, и «Ладушки» уже открыли в Университетском свой второй филиал.

— Это было самое сильно потрясение за историю «Ладушек», — утверждает директор. — Но каждое разочарование готовит новую ступень. Это старт к чему-то новому.

В ногу со временем

«Ладушки» следят за новыми исследованиями в педагогике, шагая в ногу со временем.

— Каждый год, с 9 до 11 января, в Москве проходят международные педагогические чтения, и я на них каждый год бываю. Там собирается очень большой форум преподавателей, педагогов практически со всего постсоветского пространства, рассказывает Метелица. Много приезжает из Прибалтики, где гуманная педагогика развита лучше. Впрочем, и здесь направление развивается вполне успешно.

Из Иркутска до 2010 года на эти чтения ездили буквально два-три человека. В прошлом году мы тоже собрали делегацию, и нас было порядка пятнадцати человек. Мы со всей области собрали педагогов. В следующий раз мы тоже планируем ехать большой делегацией. Мы обратились за помощью в департамент образования, чтобы педагогам из муниципальных школ оплатили дорогу, — говорит Метелица. — Надеемся, что администрация поддержит нашу инициативу.

 

Екатерина Альмухамедова,
специально для «Байкальских вестей».

Фото автора и Александра Артемьева,
специально для «Байкальских вестей».

На фото: Директор «Ладушек» Лариса Метелица;

Сцены из детского спектакля «Кошкин дом»
и концерта в ДК имени М.Горького.
Актеры — воспитанники школы «Ладушки»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Гал78 23 января 2012, 15:51
Какие молодцы детишки и педагоги! Побольше бы рядом с детьми людей увлеченных, интересных. Жаль, что государство наше не помогает таким небольшим детским центрам.