Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Обещанное и сделанное

16 апреля, 2012

 

 

Законодательное собрание Иркутской области активно готовится к очередной сессии, назначенной на 18 апреля. В среду, 11 апреля, состоялись заседания комитета по собственности и экономической политике, комиссии по контрольной деятельности и круглый стол «Перспективы внедрения строительства сооружений по проектам повторного применения и модульных объектов в сфере физической культуры, спорта, образования и культуры».

 

Не умножайте полномочия без необходимости

Заседание комитета по собственности и экономической политике началось с того, что депутаты сняли с повестки дня вопрос «О мерах, принимаемых правительством Иркутской области и муниципальным образованием города Байкальска по выполнению долгосрочной целевой программы «Основные направления модернизации экономики моногорода Байкальска, Иркутской области, на 2010—2012 годы».

Причина — во всяком случае официальная — состояла в том, что основной докладчик, первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков, днем ранее отбыл в составе группы сотрудников правительства в служебную командировку в другой моногород — Усть-Илимск.

Другой не менее сложный вопрос о депутатском запросе депутатов Сергея Курилова и Натальи Протопоповой к губернатору Иркутской области «О мерах, направленных на надлежащее исполнение обязательств сторон в рамках заключенного соглашения о реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на территории Иркутской области» депутаты по предложению правительства перенесли со второго пункта повестки в последний – правительству, как всегда, не хватало каких-то пятнадцати-двадцати минут на подготовку ответа.

Проект закона Иркутской области «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области» (рассматривающийся уже во втором чтении) депутаты обсуждали в определенном сомнении.

Министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Петр Воронин вроде бы и настаивал на необходимости принять закон, объясняя это тем, что «без него мы дальше не сможем никуда двигаться», но при этом рассказал, что федеральное министерство рекомендовало принять его без сопровождающего закона об ответственности за неисполнение закона об организации транспортного обслуживания. Во всяком случае, до тех пор, пока федеральное правительство не определится с соответствующим федеральным законом, который уже долгое время лежит без движения в Госдуме и будет (по имеющейся у депутатов информации) вскоре отозван.

Вторая проблема с этим законом заключается в том, что в случае его принятия правительство Иркутской области возьмет на себя обязательства по организации транспортного обслуживания всей территории области, в том числе и таких маршрутов, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть коммерчески успешными. Это означает, пояснил депутат Валерий Лукин, что правительству придется выплачивать из бюджета области дотации на такие маршруты, а где взять на это средства, никто пока не представляет. Комитет принял решение предложить сессии принять закон с учетом высказанных замечаний.

 

Энергонедостаточность

Вопрос о принимаемых правительством Иркутской области мерах по устранению нарушений, выявленных областной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, может быть описан как классический пример того, как государство в погоне за прогрессом делает людей преступниками.

Выяснилось, что в пяти муниципальных образованиях нет программ мероприятий по повышению энергоэффективности территорий, во многих населенных пунктах даже не пытались приступать к установке приборов учета, и вообще, по оценке прокуратуры, закон на территории области не исполняется.

Министр Петр Воронин, отвечавший на вопрос от имени правительства, неожиданно попросил разрешения говорить не как чиновник. Он сообщил то, о чем было известно задолго до принятия федеральных законов: страна у нас большая и очень разная — в городе Саянске, например, по оценке министерства жилищной политики, схема теплоснабжения выполнена настолько качественно, что приборы учета не дадут никакой экономии и сроки окупаемости затянутся безмерно. А закон у нас туп и беспощаден: везде – значит, везде.

В некоторых населенных пунктах энергетическое обследование жилья наносит прямой вред: фирмы, проводящие такое обследование, как всегда в России, выигрывают тендер на производство таких работ за счет снижения цены. Потом вместо нормального обследования просто вводят в стандартную программу данные дома и на выходе получают цифры, которые примерно должны соответствовать характеристикам здания. И — выдают рекомендации, не имеющие ничего общего с реальной жизнью.

Петр Воронин заявил, что его ведомство будет настаивать на проведении нормального обследования, тем более что спешить особо некуда: из всех регионов РФ только в трех есть установленные цены на проведение энергетического обследования, и это означает, что никто особо не торопится исполнять федеральный закон. Правительство области разработало программу повышения энергоэффективности из 12 пунктов, а пока «просит прокуратуру лояльнее относиться к региону».

Руководитель Службы жилищного контроля Денис Воронов сообщил депутатам, что контроль энергоэффективности — всего одно из 30 полномочий его службы, причем ни под одно из них служба не имеет штата и средств. Сейчас ситуация патовая: количество обращений за последние полгода увеличилось на 40 процентов, служба просит увеличить штат с нынешних 70 до 108 человек (хотя в реальности нужно 230), но министерство финансов отказалось согласовывать даже это минимальное увеличение.

До 1 июля невозможно даже начать установку индивидуальных приборов учета силами управляющих компаний (но — за счет жильцов), потому что не наступил установленный законом «день Д, час Ч». Депутатам ничего не оставалось, как «принять информацию, предоставленную правительством, к сведению».

 

Инновации? Какие инновации?!

Вопрос о протокольном поручении Законодательного собрания № 28 от 16 ноября 2011 года «О дополнительных мерах, принимаемых правительством Иркутской области, по модернизации экономики Иркутской области» вместо министра экономического развития Игоря Корнеева освещал один из его заместителей.

Доклад, зачитанный в довольно минорной тональности, был полон трескучих фраз типа «поддержка старт-апов», «подготовлена заявка на увеличение фонда», «мы начали сотрудничать с фондом «Сколково» и «у нас принят закон об инновационной деятельности». К июню правительство обещает жителям области запустить портал государственных услуг, а до 2015 года — реализовать программу повышения энергоэффективности.

Депутаты, которые только что выслушали об этой программе и ходе ее реализации много нелестных слов, смотрели на заместителя министра в немом изумлении: громкий смех и грубые жесты регламентом Законодательного собрания не предусмотрены.

Еще больше заместитель министра удивил депутатов, когда заявил, что правительство радо отсутствию крупных инновационных проектов и наличию небольшого количества мелких: таким образом чиновники рассчитывают постепенно наработать опыт, не тратя большие суммы на поддержку проектов, которые, как выясняется при проверке, не содержат ничего инновационного (из трех проектов такая компонента была выявлена только в одном).

В сумме в 2011 году область потратила на эти цели всего 15 млн рублей, создав в 34 проектах 100 рабочих мест. Депутаты оценили достигнутый результат кратко: «Это не крохи, это слезы».

Ничего иного и ожидать не стоило: докладчик, как выяснили депутаты, занимается темой инновационной экономики лишь с начала 2012 года и, по оценке заместителя председателя Законодательного собрания Геннадия Истомина, просто ею не владеет.

 

Ах ты, доля моя, доля!..

В завершение заседания депутаты рассмотрели болезненный для региона вопрос о реализации проекта «Доступное жилье».  Руководитель Службы жилищного контроля Денис Воронов вкратце пересказал историю жилого комплекса «Иннокентьевская слобода» и сообщил, что вскоре механизм финансирования строительства жилья в регионах за счет средств Фонда реформирования ЖКХ будет ликвидирован и всем регионам нужно будет договариваться с Агентством ипотечного жилищного кредитования.

У Иркутской области такой договор есть, что позволяет на рубль вложенных средств привлекать десять рублей кредитов под фиксированный процент и на вполне нормальный срок в 15 лет. Для этого нужно увеличить размер уставного капитала регионального оператора ипотечного кредитования и разработать несколько законов и регламентов. Помогать каждому дольщику правительство региона не сможет, хотя их у нас около 1700 человек, и в масштабах области это «частный случай», порожденный недостатками схемы долевого финансирования.

— Граждане не должны рисковать своими деньгами, — заявил Денис Воронов, — область должна реализовать соглашение с АИЖК, это колоссальный источник средств. Сейчас по ипотечным схемам строится всего 10 процентов квартир.

Депутаты — авторы запроса выслушали ответы представителей правительства и заявили, что правительство не готово к ответу, а встречи с обманутыми дольщиками, проведенные в последнее время, не дали практического эффекта: в ответах правительства нет сроков, размеров финансирования и конкретных рекомендаций для граждан. Все это в итоге ведет к росту социальной напряженности и заставляет граждан думать, что правительство их обмануло.

Депутат Сергей Курилов предложил дать правительству срок до майской сессии Законодательного собрания:

— Сейчас правительство не может ответить даже на самый простой вопрос — сколько ипотечных кредитов выдано в области.

Заместитель председателя правительства Николай Хиценко не согласился с высказанными оценками: благодаря действиям правительства удалось завершить строительство восьми из двадцати секций проекта «Иннокентьевская слобода», хотя всех проблем это не решает и обманутые люди идут не только к депутатам, но и в правительство.

Николай Хиценко предложил депутатам встретиться не в мае, а уже на следующей неделе — и в ходе этой встречи он сможет назвать конкретные даты завершения всех проектов.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

На  фото: До 1 июля невозможно даже начать установку
индивидуальных приборов учета силами управляющих
компаний (но — за счет жильцов), потому что не наступил
установленный законом «день Д, час Ч»...

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии