Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Новогодний эфир: особенности национальной борьбы со скукой

14 января, 2013

 

Праздничные каникулы декабря 2012 и января 2013 года миллионы россиян провели точно так же, как и год назад, — наедине с телевизором. Это, безусловно, намного лучше, чем водку пить, но в целом хорошего мало.

Триумф одного клуба

Безусловными лидерами для тех, кто хотел просто отдохнуть, не утомляя себя, оказались телеканалы СТС и ТНТ. Весь предновогодний день, новогодняя ночь и изрядная часть прайм-тайм на протяжении каникул на СТС был отдан шоу юмористов, объединенных в труппу «Уральские пельмени». Критиковать какое бы то ни было юмористическое шоу в то время, когда на одном из телеканалов до сих пор работает Евгений Петросян, пересказывающий одни и те же анекдоты много лет подряд, а вкус среднестатистического зрителя вполне удовлетворен этим фактом, как минимум странно. «Пельмени» — явно не худший выбор и для канала, сделавшего труппу своим лицом в столь ответственное время, и для аудитории: в зрительном зале на их концертах полным-полно детей школьного возраста, пришедших вместе с родителями. И это означает, что шоу по крайней мере не пошлое. Оборотная сторона медали — шутки не слишком сложные, из плюсов — временами они построены на высмеивании монополистов: Российских железных дорог, Сбербанка, Почты России, крупных сетей автозаправок и супермаркетов. Не то чтобы это было запрещено, просто далеко не все юмористы считают нужным обращать внимание на существование проблем, ежедневно отравляющих жизнь тысячам рядовых граждан.

Телеканал ТНТ лучшее время отдал бессмысленному с точки зрения рейтинга шоу «Звезда ТНТ в Камеди Клаб». Собрав в одном зале главных актеров всех основных сериалов, производство которых поставлено каналом на настоящий конвейер, руководство канала как бы дало понять: все, что есть веселого на российском телевидении, производится у нас. Отчасти это верно: даже лучшее юмористическое шоу Первого канала «Прожекторперисхилтон» половину своей популярности получало за счет постоянных сотрудников ТНТ Сергея Светлакова и Гарика Мартиросяна. И стоило только руководству ТНТ занять жесткую позицию относительно сторонних занятий своих сотрудников, как руководство Первого канала не смогло найти им подходящую по уровню замену. Как ни парадоксально, но даже довольно старый и уже наскучивший зрителям сериал «Счастливы вместе» продолжают смотреть, а его главному герою Гене Букину установили памятник в Екатеринбурге.

Происходящее как минимум на трех каналах самым тесным образом связано с одной-единственной передачей, выходящей на российском телевидении рекордно долго, — «Клуб веселых и находчивых». Практически все участники «Уральских пельменей» и большинство резидентов (а также неизвестное количество редакторов и авторов многих каналов) имеют опыт выступлений в КВН. Бессменный ведущий программы и президент Международного союза КВН Александр Масляков должен быть доволен: «птенцы» его гнезда долгое время правили бал и на других каналах. Незадолго до Нового года с СТС ушли Татьяна Лазарева и Михаил Шац, изрядную часть эфира Рен-ТВ занимают концерты бывшего кавээнщика Михаила Задорнова, в шоу «Голос» одним из судей стала певица и участница команды Новосибирского государственного университета Пелагея Ханова. Что говорить — даже Леонид Якубович (неужели «Поле чудес» еще смотрят?) блистал когда-то в КВН.

Победа кавээнщиков, еще более тотальная, если принять во внимание принадлежащие бывшим игрокам клубы, кинотеатры и радиостанции в различных регионах, не может радовать значительные слои зрителей, предпочитающих юмор чуть более интеллектуальный (а по сравнению с КВН к этой категории можно отнести все творчество Жванецкого, Горина, Шендеровича и других авторов советской школы) или чуть менее американизированный. Учитывая, что подавляющее большинство кавээнщиков люди сравнительно молодые, и если не случится очередная техническая революция, которая перевернет телевидение в принципе, с их господством придется смириться на многие десятилетия.

 

Опустошая архивы

Кинематографическая часть телевизионной программы новогодних праздников стала второй по значимости и, вероятно, первой по объему. Показано было все, что только есть сколько-нибудь популярного, что было снято в России и мире с 1950-х и до 2010-х, начиная с пресловутой «Иронии судьбы…» до ее современного продолжения. Диапазон от «Карнавальной ночи» до «Аватара» оказался заполнен огромным количеством фильмов, причем особой популярностью у редакций телеканалов пользовались циклы, состоящие из трех-пяти фильмов — «Назад в будущее», все «Особенности…», «Один дома» и даже весь цикл о юных чекистах «Приключения неуловимых». Какое отношение имеют эти последние к Новому году, если не считать отмечавшегося в декабре 95-летия указа о создании ВЧК, угадать невозможно, а ведь эти фильмы показали трижды: незадолго до Нового года и два раза — сразу после. Еще менее понятна логика того канала, что устроил демонстрацию десятисерийного сериала «Рожденная революцией». День милиции был в ноябре, а современная полиция к той милиции не имеет ровным счетом никакого отношения, и ностальгирующему зрителю от просмотра останется одно расстройство.

Еще одной малоприятной особенностью новогодней телепрограммы оказалось отсутствие каких-либо заслуживающих внимания премьер. Некоторые каналы записали в эту категорию фильмы, прошедшие по кинотеатрам год и более назад, — за это время все желающие просмотрели их не по одному разу, а многие уже и позабыть успели, настолько они оказались проходными и неинтересными. Впрочем, даже эти фильмы в чем-то лучше, чем по праву заслуживающие звания премьер поделки ряда каналов — все эти бесконечные «Менты» и «Паутины». Даже непонятно, что эксплуатируют их создатели: успех первых, действительно интересных фильмов; популярность снявшихся в сериалах актеров или чьи-то амбиции, подкрепленные изрядными суммами денег? Ясно одно: заработать дополнительную популярность таким образом точно не удастся. Это только Голливуд может снимать пятую серию «Крепкого орешка», третью — «Железного человека» и шестой подряд «Форсаж» (и смотреть будут, потому что живенько, с драйвом), у нас же все приедается уже на второй части, потому что и в первой не было ничего, кроме подражания, причем даже не Голливуду, а его индийскому собрату — Болливуду.

Кстати, об обязательном новогоднем телеблюде — «Иронии судьбы…». В параллельной телевидению интернет-реальности много шума наделало высказывание экс-сотрудника министерства иностранных дел Латвии Нормунда Васариньша, заявившего, что латвийское общество до тех пор не станет по-настоящему западным, пока оно будет ежегодно восторгаться «Иронией судьбы…». Для общества российского, коему легендарное кино за 37 лет приелось до крайности, это высказывание оказалось как бальзам на раны. Оказывается, бывшие советские республики, которых многие ревнуют к Евросоюзу и НАТО, за годы независимости не создали ни приличного кинематографа, ни собственных традиций и все еще обходятся советскими. Оказывается, для многих жителей даже наиболее близких к Европе постсоветских стран уровень жизни брежневского СССР — повод для зависти, а не для иронического смеха. Оказывается, пока Россия эволюционировала, эти страны застряли в своем антисоветизме и никому особенно не нужны — Европа, разбазарившая за годы кризиса и безудержных социальных трат свое экономическое преимущество, меньше всего думает о евроинтеграции Прибалтики. А России и без Прибалтики есть чем заняться — вот Депардье гражданство дали.

 


В параллельной телевидению интернет-реальности много шума наделало высказывание экс-сотрудника министерства иностранных дел Латвии Нормунда Васариньша, заявившего, что латвийское общество до тех пор не станет по-настоящему западным, пока оно будет ежегодно восторгаться «Иронией судьбы…». Для общества российского, коему легендарное кино за 37 лет приелось до крайности, это высказывание оказалось как бальзам на раны. Оказывается, бывшие советские республики, которых многие ревнуют к Евросоюзу и НАТО, за годы независимости не создали ни приличного кинематографа, ни собственных традиций и все еще обходятся советскими. Оказывается, для многих жителей даже наиболее близких к Европе постсоветских стран уровень жизни брежневского СССР — повод для зависти, а не для иронического смеха.
 

 

Стар и млад на один лад

Остаток эфирной сетки примерно в равном объеме был разделен между эстрадными концертами разной степени «звездности» и условно детскими передачами. Концерты можно было разделить на две почти равные части: «нас достали из нафталина» и «боже, кто все эти люди?». По сравнению с легендарными «Голубыми огоньками» было меньше производственной романтики и космонавтов, но и в такой же степени — фантазии и запоминающихся лиц и текстов. Можно уважать чужой вкус, но вкус должен быть, хоть в какой-то незначительной степени — сейчас на телеэкране присутствует какая-то однородная масса, которую невозможно отнести ни к культуре, ни к субкультуре, ни к контркультуре, одни сплошные стразы и силикон. Впрочем, сравнивая с многодневным марафоном «Битвы экстрасенсов» на том же канале ТНТ, стразы как бы не лучше…

Условно детское вещание на этом фоне получается выше на несколько голов, потому что детям — по старой памяти, что ли? — пытаются внушить разумное, доброе и вечное, не совсем казенный патриотизм (если вычесть бюджетный мультфильм «Князь Владимир», так и не получивший продолжения), да и просто пересказывают классические произведения. В итоге детские программы и фильмы, пусть и уже много раз прокрученные на всех каналах, стали настоящим украшением новогоднего эфира.

В целом же, следует признать: каникулы удались хотя бы потому, что практически не было видно депутатов, федеральных министров и чиновников рангом пониже, политика вообще ушла с экранов. Весь остальной контент был подобран таким образом, что зритель — если он не был прикован к одному месту состоянием здоровья или обстоятельствами непреодолимой силы — должен был бежать куда угодно: в кино, театры, парки, турбазы, к друзьям и родственникам, лишь бы не видеть всю эту юмористически-мистическую муть. За что телевидению надо сказать большое спасибо.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

На фото: Иван Ургант и Александр Цекало два года назад,
когда название новогоднего вечера на Первом канале
в полной мере соответствовало содержанию — «Оливье-шоу»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии