Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Новогодние светила на музыкальном небосклоне

12 января, 2015

Одним из самых ярких событий музыкальной жизни уходящего года стал филармонический фестиваль органной и камерной музыки «Вселенная звука». Наш корреспондент Лора Тирон беседует с автором проекта  и художественным руководителем фестиваля кандидатом искусствоведения Мариной Токарской.

— Марина Николаевна, фестиваль прошел в Иркутске уже в третий раз. Чем Вы объясняете такой интерес публики к камерной музыке?

— Название фестиваля уже содержит в себе ответ: камерная и органная музыка — это самые сложные, на мой взгляд, виды музыкального искусства, самые изысканные, требующие от исполнителей предельного мастерства, особенного отношения к звуку, слаженного звучания. Во-первых, камерная музыка — это музыка, прежде всего, ансамблевая, то есть исполняемая небольшим коллективом музыкантов — от двух до примерно десяти человек. У каждого участника при этом своя неповторимая партия — линия звука.

По-итальянски camera — это комната, вот и получается при переводе буквально — комнатная музыка. Однако таких камерных составов может быть бесконечное множество: и вокальных, и инструментальных. Это целый космос звуковых сочетаний, смысловых содержаний и удивительных красот. Но достоинства такой музыки становятся явными только в том случае, если участники ансамбля обладают мастерством и опытом совместного музицирования. Не каждый солист способен блестяще выступить в камерном ансамбле, поэтому так ценно это редкое качество.

— Как известно, в оркестре существуют группы инструментов, играющих в унисон. В камерной музыке такого ведь не бывает?

— В этом и сложность. Вроде бы каждый сам за себя, а на самом деле это совсем не так: каждый за всех, каждый — важная часть большого и сложного целого. И если равновесие нарушается, то вся конструкция рухнет. Как видите, все буквально как во Вселенной, во всем видимом хаосе и кажущейся свободе царит строжайший порядок, истинная гармония. Музыка — это чаще всего именно гармония. А в ансамбле — это и гармония исполнителей, личностей, характеров.

К счастью, в этом сезоне иркутяне, благодаря филармонии, смогли послушать совершенно уникальные ансамбли: Струнный квартет имени Давида Ойстраха, Фортепианное трио имени Арама Хачатуряна, разнообразные дуэты. Многие годы в нашем городе выступал Фортепианный квинтет Иркутской филармонии, трио «Рондо», часто выступает Струнный квартет «Deja vu», ансамбль «Барокко», подготовил два абонементных цикла дуэт «Концертино». Недавно создан, но уже успел ярко заявить о себе ансамбль духовых «Wood  life». Многие ансамбли выступают на базе Губернаторского симфонического оркестра.  Как видите, опыт слушания подобной музыки у нас уже есть.

— Камерная музыка — это часть нашей иркутской музыкальной культуры. У нас есть много интеллигентной публики, которая по-настоящему интересуется и любит такую музыку… Но не будем уходить от темы. Камерная музыка — это, как сказано, во-первых, а что же  во-вторых?

— Во-вторых, орган — сам по себе инструмент-оркестр, и каждый органист одно и то же произведение сыграет по-своему, так как существует такое понятие: регистровка, выбор регистров — дело сугубо индивидуальное.  Есть, конечно, определенные правила, язык каждой музыкальной эпохи обусловлен традициями, у каждого композитора выработался свой характерный музыкальный стиль. Но это не сковывает поток фантазии исполнителя, а лишь придает ему некоторое русло. Не скрою, очень интересно бывает услышать что-то новое в хорошо знакомом произведении, особенно если оно твое любимое. И ни с чем не сравнить  радость от новых впечатлений, когда открываешь для себя имя никогда не слышанного тобой композитора. Каждый автор — это и есть «Вселенная» звука, да и каждый человек — это тоже своя Вселенная.

А тут нам предоставляется блестящая возможность услышать новых органистов, никогда ранее в Иркутске, на нашем органе не выступавших. В Третьем фестивале это были лауреаты международных конкурсов Гарри Еприкян из Москвы и Илона Биргеле из Риги. Гарри Еприкян выступал в программе «Триумф времени Генделя и Вивальди» с контртенором Олегом Безинских. Получилось очень яркое открытие с исторической перспективой.

— Олег Безинских, как я знаю, и закрывал фестиваль?

— Да, это был тот случай, когда ограничиться только старинной музыкой было невозможно. У Олега огромный репертуар, и просто хотелось предоставить слушателям возможность послушать музыку других стилей: русскую, современную, популярную… Прозвучали популярные произведения всех времен и стран: от Перголези и Россини до Пёрселла, от Моцарта до Римского-Корсакова и Булахова, от старинного мастера Марчелло до современного композитора, лауреата премий «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми» Нино Рота.

Кроме того, нам необходимо было выполнить главное условие фестиваля: гости всегда выступают в ансамбле с иркутскими музыкантами. Именно в этом сверхзадача «Вселенной звука» — сотрудничество со звездами.

— Такая сверхзадача ставится Вами всегда?

— В этом особенность нашего фестиваля и главное отличие его от многих других. И уже в третий раз эта сверхзадача успешно выполнена. В ноябре 2012 года в Первом фестивале с иркутскими музыкантами выступали московские солисты — лауреаты международных конкурсов Татьяна Куинджи (сопрано), Борис Андрианов (виолончель), Василий Щербаков (фортепиано).

Кстати, именно Василию Федоровичу Щербакову и принадлежит идея названия нашего фестиваля. Премьерами для Иркутска стали тогда исполнения вокальных циклов Равеля «Мадагаскарские песни» и «Шехеразада»,  Шостаковича «Семь песен на стихи Александра Блока», Хейфеца «BACH-85».  На следующий год во «Вселенной звука» принял участие московский органист, заслуженный артист России Александр Фисейский, который также подготовил совместную программу с иркутянами и очень хвалил их потом за высокое качество ансамблевой игры и виртуозное мастерство. Запомнилось также и выступление струнного трио «Ленитас» из Франции.  В Третьем фестивале с Олегом Безинских выступил пианист, дипломант Всероссийского конкурса Андрей Щагин и Струнный квартет «Deja vu»  под руководством Татьяны Акимовой.

— Мне известны совершенно  исключительные отклики многих слушателей о фестивале в целом и особенно о его финальном концерте. А каковы были Ваши личные впечатления?

— Мне тоже запомнилась финальная программа как одна из самых успешных в сезоне. Не секрет, что знаменитая певица Галина Вишневская назвала Олега Безинских «Русским чудом». Контртенор — это ведь голос чрезвычайно редкий, именно поэтому мы сегодня уже не можем услышать на сцене арии старинных мастеров, созданные для этого голоса. И вдруг в Иркутск  приезжает такой певец — это настоящая удача.

Но еще бОльшим достижением мне кажется то обстоятельство, что лауреат международных конкурсов Андрей Шевченко, Ольга Захарова, Татьяна Акимова и Константин Зуев, составляющие квартет «Deja vu», за краткий срок сумели так качественно приготовиться и достойно участвовать в ансамбле с солистом. Я рада и за пианиста Андрея Щагина, изящно исполнившего кроме аккомпанементов еще и чудесную сонату Доменико Скарлатти.

— Марина Николаевна, фестиваль «Вселенная звука» традиционно проходил в двух залах Иркутской  филармонии: в Органном и в Концертном. Не думаете в дальнейшем расширить горизонт, освоив новые концертные площадки?

— В 2014 году филармония по инициативе директора Р.Р.Мухамедьярова открыла два новых филиала в Иркутской области: в Ангарске на базе ДК нефтехимиков и в Черемхово. Думаю, что Четвертый фестиваль уже сможет распространиться на Иркутскую область. Правда, конечно, это относится только к камерной музыке.

Что же касается органа — то в этом случае, как говорят, милости просим к нам в зал, такой инструмент по области не повезешь. Но это расстояниям не помеха. В Органный зал филармонии привыкли приезжать группы слушателей из самых разных районов Иркутской области: из Ангарска, Шелехова, Саянска, Черемхово, Братска, Тулуна, а также и из Улан-Удэ. И никто никогда не бывает разочарован. Например, второй вечер фестиваля был посвящен исключительно органной музыке в исполнении обаятельной молодой исполнительницы Илоны Биргеле. В программе первого отделения была музыка старинных композиторов: И.-С.Баха, Г.Муффата, Д.Букстехуде, Н.Брунса, Дж.Фрескобальди. Во втором отделении впервые в Иркутске были исполнены произведения современных латышских композиторов Петериса Васкса, Люции Гарута, Паулса Дамбиса и Айвара Калейса. Представьте себе, все это исполнялось в Иркутске впервые, мы не знали раньше этих имен, и теперь многие слушатели вновь захотят прийти в Органный зал, если увидят афишу с именем Илоны Биргеле.

— Третий фестиваль «Вселенная звука» проходил в год 75-летия Иркутской областной филармонии и был посвящен, как было указано в афишах, Году культуры в России. Позвольте поздравить Вас с юбилеем филармонии, с Новым, 2015 годом и пожелать Вам и всему талантливому коллективу иркутских музыкантов новых больших достижений в музыкальной Вселенной.

— Спасибо! Я хочу тоже поздравить с Новым годом всех читателей и журналистов «Байкальских вестей», всех иркутских музыкантов и работников филармонии. Желаю всем счастья, здоровья и мира!

На фото: Марина Токарская;
Олег Безинских;
Гарри Еприкян;
Илона Биргеле

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии