Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Носитель Вечного огня

26 апреля, 2012

 

1945—2012

 

Александр Николаевич Троицкий — ветеран пассажирской службы Восточно-Сибирской железной дороги, проработал в ней почти полвека. За  полвека  сменилось семь начальников дороги. Каждый из  них  имел только ему присущий нрав, свой почерк в работе. И со всеми Александр Николаевич ладил, находил общий язык. Начальники  дороги, их заместители, все  сослуживцы  ценили и уважали  начальника отдела пассажирской службы за гибкий ум, находчивость в решении  производственных  задач, прилежание в работе, порядочность.  С 1975 года  А.Н.Троицкий — почетный  железнодорожник. У него было трое именных часов от трех министров Министерства путей сообщения. Ежегодно получал денежные премии, почетные грамоты, различные подарки.

Тридцать семь лет  назад  фронтовик  А.Н.Троицкий с фронтовиками-железнодорожниками  А.П.Поляковым  и К.В.Луковниковым доставил в наш  город  Вечный огонь  с Могилы Неизвестного Солдата у Кремлевской стены. Все эти годы горит этот Вечный огонь на мемориальном комплексе «Иркутяне в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». С 1975 года старенький сквер за зданием областной администрации стал одним  из  самых почитаемых мест иркутян и гостей города.

За ратные  подвиги в годы  лихолетья  А.Н.Троицкий  награжден  орденами  Отечественной  войны I степени и Красной Звезды, медалями  «За отвагу» — дважды, «За боевые  заслуги», «За взятие  Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой  Отечественной войне 1941—1945 гг.»  и юбилейными.

Предки  А.Н.Троицкого  были  священнослужителями. Как предполагает Александр  Николаевич, архиепископ Владимир Александрович Троицкий (конец XIX — первая половина XX века)  был  его близким родственником, возможно, даже дядей. В книге «Самые знаменитые храмы Москвы», изданной в Минске в 2004 году, об этом архиепископе написано, что он окончил духовное училище, затем с  отличием — Тульскую духовную семинарию и Московскую  академию. В 1913 году  защитил  магистерскую диссертацию  «Очерки из истории догмата  Церкви»  и принял  монашеский  постриг (церковный обряд  принятия монашества, сопровождаемый подрезыванием волос).

Многие современники Владимира Троицкого отмечали, что характерными чертами личности владыки  были исключительная душевная чистота, целостность, прямота в отстаивании своих убеждений, благодатное  влияние на окружающих своей энергией и жизнерадостностью, которую он сохранил даже в Соловках. Физически очень сильный, высокого роста, с широкой грудью, владыка имел русые  волосы, ясное, светлое  лицо. Несколько раз его подвергали арестам, ссылкам, отправили на три года на Соловки. Лагерное  начальство  относилось к нему с уважением.

Отец  Александра Николаевича, Николай Александрович Троицкий, был, как и его  сын,  богатырской  породы русских людей. Высокого роста, в плечах, как говорится, косая сажень, похож  на героя русской былины Илью Муромца. Был из семьи священнослужителей, в конце 20-х годов прошлого века из Ульяновска был направлен в Иркутск, где служил в Иерусалимской, Александровской  и Владимирской церквах. В 1937 году был арестован и расстрелян. Трудно стало жить семье репрессированного священника — и материально, и нравственно. Мать Троицкого-младшего, Надежда Владимировна, работала в гостинице горничной. Ее небольшой зарплаты на жизнь не хватало. Кроме Саши, она поднимала на ноги дочь Нину. Про мужа говорила: «Нам  нечего стыдиться за него: он был честным, порядочным человеком, когда-нибудь его оправдают…».

Саша Троицкий учился в железнодорожной школе на станции Иркутск-Сортировочный, затем в железнодорожном техникуме, после окончания которого работал разъездным дежурным  на  железнодорожной ветке Улан-Удэ — Наушки…

Шла Великая Отечественная  война. Одногодки Троицкого — на фронте. Неоднократно он обращался в военкомат с просьбой снять с него бронь и отправить на фронт, но получал неизменный отказ. «Железная дорога — часть  фронта: поставляет на передовую военный груз, ей нужны хорошие специалисты», — отвечал Александру военный комиссар.

Но своей настырностью Троицкий все же добился своего — был определен курсантом в Иркутское военно-инженерное училище. После шестимесячной учебы  в звании лейтенанта был направлен на фронт. Первое боевое крещение получил в июне 1944 года в Свирско-Петрозаводской операции Карельского фронта (командующий генерал армии К.А.Мерецков). А было это так...

С конца  сорок  первого  года  между Ладожским и Онежским озерами по реке Свирь фронт стабилизировался. За два с лишним  года  обороны свой северный гористый берег реки финны основательно напичкали огневыми точками… 21 июня началось форсирование Свири. Стояла теплая, безветренная  погода. Голубые  куски  неба смотрели из разорванных туч. Ранним утром бомбардировщики седьмой  воздушной армии сбросили на огневые точки врага смертоносный груз. А  вслед за бомбовым  ударом  артиллеристы из орудий разных калибров в течение двух часов разрушали финские укрепления. Взлетала земля, обломки бревен, досок, детали пушек, стрелкового оружия. Северный  берег  был  в сплошном  дыму и огне. От артиллерийской канонады перепонки в ушах чуть не лопались…

Под гул артиллерийского обстрела пехотинцы стали переплывать реку. Уцелевшие вражеские пулеметы, минометы, пушки открыли огонь по лодкам и плотам. Вода кипела от разрывов снарядов, мин, пузырилась от пуль и осколков. В огневом смерче  взлетали обломки  лодок, плотов, изуродованные тела пехотинцев и рыбы. Крики. Помочь раненым было  некому. Их  поглощала  пенистая вода…

Как вспоминает Александр Николаевич, солдаты в лодках и на плотах с замиранием  сердца  провожали пролетавшие  над  их  головами  снаряды и мины. «Пронесло», — с  облегчением  думал каждый. Гребли изо всех сил, но казалось, что плоты и лодки почти стоят на месте. Солдаты  впились  во  вражеский берег. Всем хотелось как можно скорее почувствовать под ногами твердую землю…

Когда плоты и лодки  наконец-то оказались у долгожданного  берега, пехотинцы, напирая  друг  на друга, опрометью кинулись на вражеские окопы. Все понимали: быстрый их захват — это спасение… И первая линия финской обороны оказалась в руках наших бойцов. В последующие дни были захвачены  вторая, третья… последняя — шестая — линия. Через семь дней наступления была освобождена столица Карелии  Петрозаводск…

За участие в успешном форсировании реки Свирь лейтенант Троицкий был награжден медалью «За отвагу». Эта первая награда, по его словам, является самой дорогой…

Летом этого же, 1944-го,  года он принимал участие в завершении операции «Багратион» в Белоруссии, затем освобождал столицы европейских государств — Вену, Будапешт, Прагу. В Праге и встретил День  Победы. В боях не раз был на волоске от смерти, но Бог или судьба его хранила — остался живым и без тяжелых ранений…

После демобилизации в 1946 году А.Н.Троицкий стал трудиться на Восточно-Сибирской  железной дороге, с головой ушел в работу. Начальство было им довольно. Но не хватало домашнего тепла, уюта, женской ласки. В 1969 году все это пришло — он женился на обаятельной женщине Валентине Петровне. Это был счастливый брак. 36 лет они прожили душа в душу, с  полуслова понимая друг друга, у них царила «ясная погода в доме». По словам Александра Николаевича, после работы он не шел, а летел с радостью домой, зная, что рядом с ним будет самый  дорогой на свете человек — его жена Валя. То же самое испытывала к мужу и Валентина Петровна…

Но затем в их жизнь ворвалось страшное горе: одна за другой ушли из жизни дочери — Нина и Наташа. Наташа трагически погибла, Нина скончалась от болезни. «Этот удар судьбы я  бы не перенесла, не будь  рядом  Александра Николаевича», — со слезами на глазах говорит Валентина Петровна.

…22 февраля 2005 года  ушел  из  жизни и Александр  Николаевич  Троицкий. Сказались  контузии, ранения на фронте и беспокойная работа на Восточно-Сибирской магистрали.

 

Николай Алферов, ветеран Великой Отечественной войны,
специально для «Байкальских вестей»

На фото: Александр Троицкий; Вечный огонь в Иркутске

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии