Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Никогда, никогда, никогда не забыть эти дни и года…

16 мая, 2017

72 года отделяют нас от того дня, который стал главным в истории современной России и подарил стране мирное небо над ней, — Дня Великой Победы. С каждым годом все мощнее и торжественнее проходит по улицам наших городов «Бессмертный полк», объединяя всех от мала до велика. Горько, но все меньше и меньше с каждой весной среди нас уважаемых ветеранов — живых свидетелей тех страшных дней, месяцев и лет войны…

Вопреки старому доброму выражению: «Когда говорят пушки, музы молчат», в Великую Отечественную войну было все наоборот — музы не молчали! В стране продолжали работать театры, филармонии, цирки: артисты, певцы в составе фронтовых бригад выступали перед бойцами, поднимая их боевой дух и давая силы для победы над врагом. В годы войны Иркутский облдрамтеатр поставил около тридцати новых спектаклей, с ноября 1941 по февраль 1942 года выезжал работать в шахтерский город Черемхово, отдав свою сцену столичному Театру сатиры, который кроме привезенных спектаклей поставил в Иркутске две премьеры. В феврале 1944-го прошел смотр спектаклей русской классики. А чуть раньше, в сентябре 1943 года, при театре была открыта студия, в которой проходили обучение будущие артисты.

1.jpg2.jpg4.jpg5.jpg6.jpg7.jpg8.jpg9.jpg

Красавица Ниночка Вялых, вчерашняя выпускница 40-й иркутской школы, которой только исполнилось семнадцать лет, в июле 1941-го ушла на фронт медсестрой санитарного поезда. Именно там она впервые увидела своего будущего мужа… Однажды зимой на поезде перевозили раненых, один из них в бреду все время просил вишневое варенье. Выйдя на одной из станций, Нина нашла у бабушки маленькую баночку этого лакомства и поила бойца с ложечки. Когда в поезд попал снаряд и всех раненых срочно перевели на другую летучку, медсестра положила оставшееся варенье в его вещмешок.

Прошло время, и через несколько лет, приехав работать в театр Владивостока, Нина Вялых познакомилась с молодым главным режиссером, он рассказал, что на войне ему спасло жизнь вишневое варенье, которое достала для него неизвестная медсестра. Режиссер Яков Давыдович Бродский был родом из Днепропетровска, он вырос на вишневом варенье и поэтому так любил его всю жизнь. По воспоминаниям дочери Марины, в их семье никто лучше мамы не мог варить вишневое варенье.

В 1942 году после ранения Нина Вялых была отправлена в тыл, к родным, в Иркутск. Поступила сначала в госуниверситет, но с открытием театральной студии твердо решила стать актрисой. Ее однокурсниками были Леонид Гайдай, Вероника Шастина, Константин Лылов, Владимир Косов. До 1950 года Нина Николаевна Вялых служила в Иркутском драмтеатре, далее работала в театрах Владивостока, Томска, Ульяновска, Магнитогорска, Иванова. Почти пятнадцать лет жизни отдала Крымскому академическому театру имени М. Горького.

Знаменитый кинорежиссер народный артист СССР Леонид Гайдай в 1941 году окончил железнодорожную школу № 42 в Иркутске и осенью был принят рабочим сцены в облдрамтеатр. Но через полгода с небольшим его призвали в армию. Послушаем рассказ самого Леонида Иовича… Из письма брату Александру: «7 февраля 1942 года я наконец был призван в ряды армии. Мне тогда только что исполнилось 19 лет. Но повезли нас не на запад, как мы ожидали, а на восток; высадили на станции Ага, на Маньчжурской ветке. Зима, пронзительный, леденящий ветер… Часть наша называлась «КДП-10». Это, конечно, не кавалерийский полк, как ты пишешь, а воинская часть, которая должна была готовить для войск конную тягу...». Наступила весна. Дикий лук, который рос на сопках, стал хорошей витаминной добавкой к боевому пайку. Первый табун диких лошадей из Монголии был пригнан весной 42-го. Гайдай писал брату: «В кратчайший срок, окончив полковую школу, я стал сержантом, был назначен командиром отделения. Задача наша была такая: из диких лошадок сделать более или менее послушных, пригодных к службе. Лошади не давались в руки, ловили их арканом, приучали к недоуздку, потом к узде, затем к седлу, объезжали. После этого прирученных лошадей отправляли на фронт, а вместе с ними уезжали и бойцы нашей части…».

В действующую армию Леонид попал в сентябре, однако ровно через полгода, наступив на противотанковую мину, получил тяжелое ранение правой ноги, началась гангрена, но врачам госпиталя в результате нескольких сложнейших операций удалось сохранить Гайдаю ногу. Домой, в Иркутск, вернулся в начале 1944 года, осенью поступил в студию при драматическом театре, выходил на сцену в небольших, но интересных и ярких ролях.

В 1949 году Леонид Гайдай сменил свою иркутскую прописку, поступив на режиссерский факультет ВГИКа к народному артисту СССР, орденоносцу Георгию Васильевичу Александрову.

Заслуженная артистка Украинской ССР Евгения Исаева работала в Иркутске чуть больше двух сезонов (1958—1960), но за это короткое время ею были прекрасно сыграны роли Элизы Дулиттл в «Пигмалионе», Аркадиной в «Чайке», Гертруды в «Гамлете» и многие другие. Коренная москвичка, она и не помышляла в молодости о сцене, собираясь посвятить себя совершенно иной профессии, трудилась на заводе редких металлов. В свободное время принимала активное участие в смотрах художественной самодеятельности с вокальными номерами.

В 1941 году Евгения Исаева, носившая тогда фамилию Соснова, окончила Московское музыкально-драматическое училище и была приглашена Главным управлением Морфлота в Театр Северного флота города Полярного, в котором прослужила всю войну. Будучи солисткой флотского джаз-оркестра, Евгения Соснова первой исполнила известную песню «Синеглазая морячка», написанную в 1943 году и вошедшую в песенную летопись Великой Отечественной войны: «Не страшна на море качка, да разлука нелегка: синеглазая морячка провожала моряка...».

Вот что вспоминал автор песни Евгений Жарковский: «Места, где мы служили, — это суровый, необжитый край, где было не так уж много представительниц прекрасного пола. …Мне особенно запомнилась озорная и смелая девушка-медсестра из десантного североморского отряда Нина Буракова. Этим отрядом командовал Григорий Прусенко. Сколько подвигов совершила маленькая и мужественная боевая подруга, сколько жизней спасла она и такие, как она. На эту тему Коля Флёров и откликнулся своими стихами, а я — музыкой к ним. Я помню, что первой спела эту песню на Северном флоте Евгения Соснова».

Евгения Петровна награждена орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Заполярья», «За оборону Москвы», «За победу над Германией». Лариса Огудалова и Мирандолина, Любовь Яровая и Юлия Тугина, Кручинина и Гурмыжская — роли, блестяще сыгранные Евгенией Исаевой на сценах Ижевска и Севастополя, Киева и Симферополя, Калуги и Великого Новгорода, Костромы и театра Советской армии в Польше.

Иркутянин Александр Густис полюбил театр с юности. В 1935 году, обучаясь в студии при Театре рабочей молодежи (ТРАМ), он исполнял роль Пузырькова в спектакле «Светлая личность», с гастролями объехав всю Читинскую область, позднее на сцене Читинского драмтеатра сыграл Сенечку Перчаткина в «Чужом ребенке». С 1937 года Александр становится артистом и помощником главного режиссера Иркутского драмтеатра Николая Буторина. В 1939 году призван в армию, службу проходил на Тихом океане.

Вскоре после начала войны, в 1942-м, почти весь экипаж миноносца «Рьяный» отправили под Сталинград. Артиллерийский полк, в который попал Александр Густис, входил в состав гвардейской стрелковой дивизии знаменитой 62-й армии под командованием генерала Чуйкова. С этим полком гвардии сержант Густис дошел до Берлина. В памяти Александра Густиса осталось лицо молодой и красивой медсестры, которая вместе с бойцами погибла в битве за Сталинград… В том бою из 79 человек вышли живыми всего 29… За позициями их батареи стоял лесок, в котором после боя не уцелело ни одного дерева. После войны Александр Станиславович был начальником клуба воинских частей, руководил клубом училища имени Попова в Петродворце.

В сезоне-1951/52 в труппе Иркутского драмтеатра появился молодой красивый артист, который сразу, с первых работ на сцене, завоевал внимание взыскательной публики и стал ведущим мастером сцены на целых 18 лет. За плечами Василия Лещёва были годы учебы в Калининском театральном училище, работа в театрах Калинина, Саратова, Ярославля. В июне 41-го, несмотря на бронь, Лещёв ушел добровольцем на фронт и прошел всю войну от начала до конца.

В 26 лет Лещёв вывел из окружения под городом Льговом, Курской области, группу солдат в форме и с оружием и был удостоен первой медали «За отвагу». Вскоре бойцы оказались на фронтовой пересылке в Воронеже, там и начал организовываться джаз-ансамбль 40-й армии под руководством Василия Лещёва — главное дело воина и артиста…

Народный артист РСФСР Николай Теньгаев служил в Иркутском драмтеатре сразу после войны, тогда еще не имея почетных званий, играл интересно, ярко. Красноармейцем Николай стал в 1940 году. Первый бой под Дубно 25 июня 1941-го он помнил всю свою жизнь. Ранение, полученное под Харьковом, и контузия не позволили ему больше вернуться к оружию. Мужественно перенося последствия травмы, эвакуацию и лечение в госпитале Майкопа, вернулся в профессию артиста и многие годы блистательно работал на сценах Ташкента, Читы, Петрозаводска, Великих Лук, Омска и Владимира.

Военными дорогами прошли многие артисты иркутского театра. Гвардии младший сержант Леонид Иванович Уткин, который был мобилизован в Севастополь курсантом объединенной школы учебного отряда Черноморского флота и окончил войну в Чехословакии, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией». Валентин Власович Паутов, прибавив один год к дате рождения, окончил санитарную школу и добровольцем ушел на фронт. Заслуженный артист России Александр Зиновьевич Берман, заслуженный артист РСФСР режиссер Александр Борисович Шатрин, заслуженный работник культуры РСФСР, кавалер ордена Отечественной войны II степени Николай Петрович Скрыльников, заслуженный артист Бурятской АССР и Казахской ССР Петр Алексеевич Дубовцев — все они внесли свой вклад в общую победу. Незабываем подвиг этих людей перед Родиной, как незабываема их блестящая игра, созданные за годы служения сцене образы, поставленные спектакли. Частицу своего сердца каждый из них оставил иркутской сцене.

Юрий Майорников, специально для «Байкальских вестей».

Фотографии предоставлены автором из личного архива.
Фото Леонида Гайдая — из электронных СМИ
.

На фото: Нина Вялых;

Леонид Гайдай. 1956 год;

Александр Густис;

Василий Лещёв в роли генерала Шевченко;

Николай Теньгаев в роли Алексея Маресьева;

Леонид Уткин в роли Арбенина;

Александр Берман в роли Ведерникова в спектакле
«Годы странствий»;

Николай Скрыльников

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии