Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Немотивированная эффективность

08 августа, 2011

 


 

Существующее в Российской Федерации законодательство, регулирующее вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности производства, в том числе и специально посвященный этой теме ФЗ-261, само по себе неэффективно. О том, как следует изменить законы, практику их применения и вследствие этого — практически всю нашу жизнь, будут говорить участники круглого стола, который пройдет в рамках VII Байкальского международного экономического форума.

 

О готовности принять участие в этом круглом столе заявили 4 августа министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Петр Воронин, председатель научно-экспертного совета по энергоэффективности при губернаторе Иркутской области, заместитель директора Института систем энергетики имени Л.А.Мелентьева Валерий Стенников и директор по продажам энергоресурсов ОАО Иркутскэнерго Олег Причко. По мнению Петра Воронина, повышение энергоэффективности отечественной промышленности является едва ли не залогом ее выживания, поскольку затраты энергоресурсов на производство одного доллара валового внутреннего продукта в России в пять раз выше, чем в сходной с ней по климату Канаде. Однако никаких усилий со стороны потребителей правительство и энергетики не увидят до той поры, пока потребителя устраивает цена поставляемой им энергии. Повышение цены тоже не решает проблему, скорее загубит на корню все производство и жилищно-коммунальное хозяйство. Следовательно, полагает Петр Воронин, в законе нужно прописать не только требования к собственникам заводов, офисов и квартир по выполнению различных мероприятий, но и меры стимулирования.

В то же время, отметил министр, сами по себе мероприятия по повышению энергоэффективности представляют собой сложную административную и инженерную задачу. В Иркутской области еще десять лет назад для производства тепловой энергии потребляли 1 млн 680 тысяч тонн угля, но уже в отопительный сезон-2010/11 было использовано всего 1 млн 260 тысяч тонн. При этом нужно учитывать, что с 2006 года в этой статистике учитывается потребление Усть-Ордынского округа, а одновременно с сокращением потребления угля шел процесс замены мазута на уголь — то есть количество теплоисточников, потребляющих уголь, росло, а объем потребления снижался. Однако у этого процесса есть технический предел, ниже которого все равно уйти нельзя.

По мнению Валерия Стенникова, нынешние проблемы неэффективного потребления энергии связаны в первую очередь с наследием прошлого века, когда в нашей стране энергоресурсы казались неисчерпаемыми, а их стоимость была незначительной. Весь мир столкнулся с резким ростом цен на энергоносители (и в первую очередь на нефть) в 1973 году, у нас эта проблема возникла только в 1992 году. Сразу после того, как правительство страны оценило масштабы проблемы, был подготовлен и принят первый закон об энергосбережении, однако он был скорее декларацией, чем серьезным документом. Новый — то есть ныне действующий — закон немного лучше, но и в нем отсутствуют многие механизмы, которые и следует обсудить в рамках дискуссии на БЭФе. В Иркутской области разработана и в июне 2011 года утверждена областная программа энергосбережения, в которой введено разделение мероприятий по видам деятельности — производство, инфраструктура, ЖКХ, мониторинг принятых мер.

 


Затраты энергоресурсов на производство одного доллара валового внутреннего продукта в России в пять раз выше, чем в сходной с ней по климату Канаде. Однако никаких усилий со стороны потребителей правительство и энергетики не увидят до той поры, пока потребителя устраивает цена поставляемой им энергии. Повышение цены тоже не решает проблему, скорее загубит на корню все производство и жилищно-коммунальное хозяйство. Следовательно, в законе нужно прописать не только требования к собственникам заводов, офисов и квартир по выполнению различных мероприятий, но и меры стимулирования.
 

 

Затраты на проведение мероприятий по энергосбережению Институт систем энергетики оценивает как высокие, однако за 10 лет (с 2010 по 2020 год) они окупятся дважды. Более того: если энергию сберегать, то эффективность финансовых вложений получается в четыре-пять раз выше, чем если бы в регионе строились новые тепло- и электростанции. Второй экономический эффект, связанный со снижением потребления энергии, заключается в снижении себестоимости единицы продукции. В цветной металлургии, например, цена энергии составляет 30 процентов конечного продукта, при этом если 10 лет назад на 1 кг продукции (условно) расходовали 30 кг угля, то сейчас — после проведения определенных мер по повышению эффективности производств — 29 кг угля. Снижение есть, но в очень скромном объеме. Валерий Стенников подчеркнул, что именно промышленность обладает самым большим потенциалом энергосбережения, ведь в областном потреблении промышленность составляет 70 процентов, а ЖКХ — всего 9.

Директор по продажам энергоресурсов ОАО Иркутскэнерго Олег Причко в свою очередь отметил, что энергетики не боятся сокращения потребления, — напротив, благодаря экономии они получат возможность подключать новых потребителей. Более того, энергетики заинтересованы в том, чтобы потребители повышали свою энергоэффективность, получали больше прибыли, стабильно и своевременно оплачивали всю использованную ими энергию. Сейчас, например, потребители Иркутской области должны энергетикам 2,6 млрд рублей, и это тревожит не только должников, но и Иркутскэнерго.

В завершение разговора Петр Воронин решил вступиться за Иркутскую область и заявил, что наш регион нельзя считать каким-то особенно расточительным: в Мурманской области, например, потребление жидкого топлива (мазута) в несколько раз превышает потребление Иркутской области. При этом у нас потребление мазута сократилось в два раза буквально за последние несколько лет. В области есть планы строительства солнечных и ветряных генераторов (с резервированием дизельной станцией) в поселке Онгурен на острове Ольхон. Если проект докажет свою эффективность, опыт может быть распространен на другие отдаленные и не включенные в общую сеть населенные пункты, что позволит снизить затраты областного и местных бюджетов.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии