Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Нефтяные дрожжи областного бюджета

18 сентября, 2012

 

Депутаты Законодательного собрания провели круглый стол об исполнении бюджета области в 2011 году. Этим традиционным актом начинается подготовка к очередной сессии, запланированной на 24 сентября. По предварительному плану работы, в рамках этой сессии будут внесены поправки в бюджет 2012 года и начнется обсуждение проекта бюджета на 2013 год.

 

Нефть — наше богатство

Заседание круглого стола провел профильный комитет по бюджету под председательством Сергея Курилова (фракция «Единая Россия»). Предполагалось, что с основным докладом выступит министр экономического развития Руслан Ким, однако по стечению обстоятельств он в это же время принимал участие во встрече делегации Китайской Народной Республики, и вместо него пришлось держать ответ его заместителю — руководителю отдела макроэкономических показателей Оксане Тетериной. От министерства финансов вместо не назначенного пока министра выступила заместитель министра финансов области Наталия Бояринова, а в целом правительство представляли заместители председателя Алексей Зезуля и Валентина Вобликова, министр образования Виктор Басюк, министр имущественных отношений Антон Протасов и ряд других чиновников. В слушаниях принял активное (как всегда) участие уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин — правительство до сих пор не ответило на ряд запросов, которые он сделал еще в статусе депутата Законодательного собрания.

Отчет Натальи Бояриновой начался с замечания Сергея Курилова о том, что это ее первое публичное выступление и он просит быть снисходительным. Видимо, председатель комитета имел опыт общения с заместителем министра и знал, о чем говорит: было заметно, что Наталья Бояринова волнуется и спешит быстрее закончить доклад. По оценке заместителя министра, бюджетная политика (которую в 2011 году проводили экс-губернатор Дмитрий Мезенцев и экс-министр финансов Алексей Зезуля) была направлена на повышение эффективности управления финансами, оптимизацию расходов, снижение объема государственного долга и дефицита бюджета. В результате реализации ряда мер доходы регионального бюджета за 2011 год были собраны в объеме 89,6 млрд рублей, расходы составили 82 млрд рублей, профицит областного бюджета — 7,6 млрд рублей, хотя год начинался с дефицитом.

Депутат Илья Сумароков (фракция КПРФ) чуть позже поинтересовался причиной возникновения такого профицита, в то время как на начало финансового года правительство убеждало депутатов в отсутствии средств и наступлении очередной стадии экономического кризиса. Наталья Бояринова объяснила, что профицит — дело случая, к тому же большую его часть составляет резервный фонд правительства области в объеме 4,1 млрд рублей. По словам заместителя министра, фонд сформирован на случай резкого снижения поступлений в бюджет, хотя повсеместно резервный фонд регионального правительства создается для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций — накопить же «подушку безопасности» не удалось даже федеральному бюджету. О том, что 4,1 млрд — это беспрецедентно много и такого фонда нет ни в одном регионе, заместитель министра и депутаты не говорили.

По сравнению с бюджетом 2010 года доходная часть выросла на 13,9 млрд рублей, причем в основном за счет налоговых поступлений: в целом налоги дали казне области 64,8 млрд рублей (72 процента всех доходов), доходы от налога на прибыль организаций составили 30,1 млрд, налог на доходы физических лиц — 17,8 млрд. Область прожила год намного более самостоятельно, чем раньше: дотации из федерального бюджета составили всего 6,4 млрд рублей, что на 1,7 млрд меньше, нежели годом ранее. Более 14 процентов доходов дали области два «региональных» налога: на имущество организаций и транспортный. Самый заметный рост платежей в областной бюджет продемонстрировали две компании, связанные с одной отраслью, — нефте- и газодобывающая Верхнечонскнефтегаз и транспортирующая ту же продукцию Транснефть. Быстрее, чем инфляция в стране, росли поступления от акцизов на алкоголь и налог на имущество организаций. Поступления от налога на доходы физических лиц росли теми же темпами, что и основной источник этого налога — фонд заработной платы, а недоимка по различным налогам сократилась на 3,1 млрд рублей.

Расходные статьи бюджета были исполнены более чем на 90 процентов каждая, самый большой объем средств был направлен на социальную сферу — около 48 млрд рублей; в том числе на реализацию социальной политики — 16 млрд, на образование — 17,2 млрд; здравоохранение — 11,3 млрд; культуру и кинематографию — 2 млрд. Отдельной статьей прошло повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, что обошлось бюджету в 2,4 млрд рублей, что позволило, например, довести заработную плату учителей до 80 процентов от средней по промышленности. Общий объем межбюджетных трансфертов из областной казны в муниципалитеты составил 33,8 млрд рублей, или 41 процент всех расходов бюджета (причем 3,6 млрд пошли исключительно на улучшение сбалансированности местных бюджетов), заработная плата с начислениями — 17 процентов, социальное обеспечение населения — 14 процентов.

Из остальной статистики, приведенной заместителем министра, стоит отметить разве что 3 тысячи человек, переселенных из ветхого и аварийного жилья, и 107 молодых семей, получивших жилье в сельской местности.

Государственный долг Иркутской области на 1 января 2012 года составил 4,5 млрд рублей, при этом областной бюджет в 2011 году не брал кредиты у коммерческих банков и привлек всего 650 млн из федерального бюджета на капитальный ремонт автомобильных дорог. Учитывая, что долг области составил всего 6,8 процента от объема собственных доходов, министерство финансов может с гордостью отчитаться о том, что это самый низкий объем долга с 2005 года, а расходы по обслуживанию долга снизились до 313 млн рублей — это в два раза меньше, чем в 2010 году. Рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило кредитный рейтинг области с В+ до ВВ, прогноз положительный.

 

Хорошо, что не сбылся прогноз

По предложению Сергея Курилова участники слушаний без перерывов заслушали выступление Оксаны Тетериной. Она напомнила депутатам, что при планировании работы на 2011 год (дело было еще в 2010-м) за базовый брали и вовсе кризисный 2009 год — результатом стала рекомендация ориентироваться на инерционный сценарий развития. Он в итоге и реализовался: рост валового регионального продукта составил, по разным оценкам, от 1,5 до 3,1 процента. Рост промышленного производства, по версии Оксаны Тетериной, был только в добыче полезных ископаемых, причем именно в нефте- и газодобыче (в два раза выше прогноза), а рост производства тепловой энергии на 4 процента она парадоксальным образом объяснила теплой зимой (что должно вести как раз к снижению производства), низкой водностью (что означает снижение производства электроэнергии на ГЭС и увеличение нагрузки на тепловые станции) и закрытием крупного потребителя — Усольехимпрома (что опять же означает снижение производства!).

В сельском хозяйстве были достигнуты определенные успехи за счет реализации ряда инвестиционных проектов в растениеводстве — животноводство же по-прежнему отстает от планов правительства и нужд населения. Был отмечен рост инвестиций в основной капитал (и снова речь идет о добыче нефти и газа). Интересная ситуация сложилась в строительной отрасли. Правительство области дало пессимистический прогноз и планировало ввод 520 тысяч квадратных метров жилья. Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с собственным прогнозом установило планку на уровне 750 тысяч и в итоге оказалось ближе к истине: даже этот показатель был превышен.

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирины Морохоевой содержал традиционный список недостатков и упущений в работе правительства: низкое качество прогнозирования и недостаточное процентное исполнение ряда региональных целевых программ. По данным КСП, исполнение расходов на реализацию целевых программ составило 7,7 млрд рублей, или 80 процентов к плану года. Хуже всего обстояли дела с программами «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» (исполнена на 15 процентов), «О мерах по совершенствованию системы профилактики правонарушений в Иркутской области» (32 процента), «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Иркутской области» (30 процентов) и «Основные направления модернизации экономики моногорода Байкальска» (37 процентов).

Несмотря на эти недостатки и не вполне уверенный тон правительственных докладчиков, депутаты в целом признали результат работы правительства в 2011 году положительным. Основные показатели по доходам бюджета были перевыполнены, заработная плата и доходы населения росли, безработица снижалась.

Предполагается, что проект закона об исполнении бюджета будет рассмотрен на заседаниях комитетов и утвержден на сессии ЗС.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии