Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Не забыть ее лучистых глаз...

19 августа, 2012

 

Месяц назад в Омске умерла Людмила Алексеевна Вельяминова... Двенадцать лет — с 1964 по 1976 год — она была одной из ведущих актрис Иркутского театра юного зрителя имени Александра Вампилова, любимой театралами всех возрастов. Именно на иркутской сцене она стала заслуженной артисткой РСФСР.

В своей статье, а скорее в сердечном послании родному театру и любимому городу (сборник «Цветы и годы», посвященный 75-летию ТЮЗа) она писала: «Когда после тяжелой семейной драмы мне необходимо было уехать из города Дзержинска, где я работала в драматическом театре, мои добрые знакомые Павел Оскарович Остер и его супруга (режиссер ТЮЗа и актриса — Прим. авт.) помогли мне обменять квартиру на Иркутск, но гарантировать работу не имели возможности.

Мне 39 лет. За плечами рухнувшая семейная жизнь, невыносимая боль в сердце и две дочери на руках: Катя и Наташа. Сын в армии...»

Было лето. Театры в отпуске. Кончались деньги. Впереди — неизвестность.

К счастью не только для самой актрисы, но и для иркутских зрителей, ее взяли в труппу ТЮЗа новый главный режиссер Эверт Корсаков и директор Леонид Волков.

Я, будучи тогда в труппе театра, помню ее первые репетиции. Она изображала бессловесного мальчишку в сказке-феерии «Для кого цветут подсолнухи». Чудесное преображение! Людмила Алексеевна была незаурядной представительницей уже тогда сходящего со цены амплуа «травести». Она как бы продолжила традиции выдающихся иркутских актрис, таких как Т.Тузовская и Ф.Манихина.

Мнения на этот счет есть разные. Я, опираясь на свой театральный опыт, думаю, что актеры-мужчины (как бы молодо они ни выглядели) никогда не бывают в роли детей столь убедительны, как женщины-актрисы, мастера амплуа «травести». Я имею в виду настоящий дар и талант, коим и обладала актриса Вельяминова.

Ей было уже сорок, когда ее героя, появлявшегося в спектакле «Они и мы» Н.Домниной в зале зрители — сверстники героя — принимали за своего, дергали за рубаху и шептали: «Эй, ты! Как тебя зовут?..». А школьная подруга младшей дочери актрисы признавалась: «Я была влюблена в одного мальчика, артиста ТЮЗа, а потом оказалось — это твоя мама!..». Юный восточный принц Дэльтхьяр Сурамбук, оказавшийся волею судьбы и драматургов Л.Кассиля и П.Хомского, авторов пьесы «Будьте готовы, ваше высочество!», в советском пионерском лагере, был одной из лучших ролей Людмилы Алексеевны.

Их было много. Был ловкий пионер, нашедший легкий способ выиграть соревнование в «Пузырьках» А. Хмелика. А рядом — нежный сказочный Каплик из пьесы Н.Гернет «Сказка о маленьком Каплике». Были в ее репертуаре и очаровательные девушки: Нюра из пьесы В.Розова «В день свадьбы», Марчелла в «Легенде о Паганини» В.Балашова.

Постепенно в репертуаре Людмилы Алексеевны появились и мамы, и бабушки.   Каждая из них несла человеческую судьбу, каждая была интересна, каждая учила добру и юных, и взрослых зрителей. Зрители и коллеги приветствовали присвоение актрисе почетного звания заслуженной артистки РСФСР.

Я не собиралась сочинить творческий портрет актрисы. Быть может, когда-нибудь какой-то любознательный историк иркутского театра его напишет, возьмет на себя этот труд. Я лишь хотела напомнить о замечательной актрисе, талант которой излучал доброту. Жизнь Людмилы Алексеевны была нелегкой. А искусство ее светилось радостью. Не забыть ее лучистых глаз, которые могли одновременно и плакать, и улыбаться!..

Обе мы покинули любимый Иркутск. Я уехала в Тверь, на родину мужа-актера. Люда не смогла отпустить одну младшую дочь Катю, успешно окончившую Иркутское театральное училище и приглашенную в труппу Омского ТЮЗа. Люда тоже стала играть на его сцене. Но Иркутск помнила всегда, как свое «двенадцатилетнее счастье». Потом настало время перейти на амплуа бабушки, уже не сценическое — жизненное...

Три года назад я стояла на площадке вагона фирменного поезда «Байкал». Вот-вот он тронется, унося меня в родной Иркутск навсегда... А с перрона Омского вокзала мне улыбались уже двое заслуженных артисток России — Людмила и Екатерина Вельяминовы. Никак не думалось тогда, что видимся в последний раз...

Спасибо тебе, друг и талантливая актриса, что ты была на свете! Что принесла много счастья иркутским зрителям! А о сложностях твоей драматической жизни они и не должны были знать. Театр — это радость. Ее и творила актриса Людмила Вельяминова.

 

Наталья Флорова, специально для «Байкальских вестей».

Фото из личного архива автора.

На фото: Людмила Вельяминова в роли Марчеллы
(«Легенда о Паганини» В.Балашова)


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии