Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Не спешите исполнять прогнозы

17 ноября, 2014

 

Выступая 10 ноября на заседании комитета по бюджету Законодательного собрания Иркутской области, министр экономического развития Руслан Ким обнародовал основные параметры прогноза социально-экономического развития региона на 2015 и плановый период до 2017 года.

Министр оказался в довольно трудной ситуации. Последние события в мире, введение экономических санкций против России, резкое падение цен на нефть и колебания курса рубля привели к тому, что даже в том случае, если прогноз был полностью пересчитан, мало кто из участников заседания комитета был готов в него поверить. Все мы пережили уже не один экономический кризис и прекрасно понимаем, что каждый раз ситуация развивается абсолютно не так, как ее прогнозировали политики и экономисты. Поэтому министерство экономического развития предельно скупо описало факторы, которые повлияют на положение дел в области в ближайшие годы.

В первую очередь все будет зависеть от курса валют, цен на мировых рынках и тарифов естественных монополий. Правительство подготовило два сценария – консервативный и умеренно-оптимистический, но второй вариант выглядит скорее как неоправданно оптимистический и даже фантастический. Он предусматривает, например, «повышение конкурентоспособности региона», «рост инвестиционной активности и модернизацию экономики», «улучшение демографической и социальной ситуации». Ничего этого не случилось в гораздо более благополучные годы, так почему же должно случиться в период, не обещающий ничего хорошего? Среди факторов риска, которые учитывались при составлении прогноза, значатся вступление России в ВТО, прекращение действия льготной ставки по налогу на добычу полезных ископаемых, рост расходных обязательств при реализации майских указов президента РФ, применение вертикально интегрированными компаниями схем оптимизации доходов и миграционный отток квалифицированных кадров.

По прогнозу министерства, в ближайшие годы объемы добычи газа в области будут неуклонно расти: в 2014 году по сравнению с 2013 годом — на 12,5 процента, в 2015-м — на 16,7, в 2016-м — на 42,9 процента. Прогноз на 2017 год гласит, что по сравнению с предыдущим годом произойдет падение на 9,6 процента. Обратная ситуация с нефтью: в 2014 году намечен рост на 7,5 процента, в 2015 году — падение на 5,3 процента, затем снова рост на 5,2. И в 2017 году очередная снижающаяся волна, так что в сравнении с базовым 2013 годом рост составит всего 3,1 процента.

График добычи золота почему-то изображен в виде линии, понижающейся с 2014 по 2016 год, после чего вдруг резкий рост на 7,2 процента. Объем добычи железной руды упадет уже по итогам нынешнего года на 5 процентов, после чего должен последовать рост на 14  процентов уже в следующем году — видимо, будет введено в строй новое месторождение?

Почти так же безрадостно выглядят графики с индексами промышленного производства. Целлюлозно-бумажное производство дает прирост на 4,4 процента в текущем году, затем прибавит 2,8 процента в 2015-м, еще 5,5 процента в 2016-м и замрет на том же уровне в 2017 году. Производство алюминия будет неуклонно снижаться, правда, лишь на доли процента в год. Производство и распределение электроэнергии, напротив, должно расти, причем весьма существенно.

Правительство отмечает ряд негативных факторов, которые повлияют на объем прибыли предприятий и, соответственно, на снижение поступлений по налогу на прибыль в бюджет области: отмена налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения, отмена федеральных льгот для предприятий и необходимость вернуть заемные средства. Кроме того, в вертикально интегрированных компаниях убытки и прибыль перераспределяются таким образом, что дополнительных поступлений вообще ждать не стоит.

Объем промышленного производства в Иркутской области в 2014 году вырастет на 1,8 процента и составит 685 млрд рублей, в 2015 году прогнозируется в объеме 740 млрд, в 2016 году — 807,8 млрд и в 2017-м — 981 млрд рублей. Валовой региональный продукт к 2017 году подрастет до 1 трлн 44 млрд рублей — при условии, конечно, что прогноз в этой части оправдается. Правительство в своем прогнозе ссылается на перспективы реализации ряда проектов, часть из которых давно уже не вызывает никакого энтузиазма у жителей области, да и у самих чиновников тоже. В списке значатся: освоение Верхнечонского месторождения, газохимический комплекс в Усть-Куте, развитие фармакологического кластера ОАО «Фармасинтез», модернизация ОАО «АНХК», среднемагистральный пассажирский самолет МС-21 НПК «Иркут», завод производства железа прямого восстановления в Черемхово и, конечно, создание особой экономической зоны в Байкальске.

Слайд «Инвестиции в основной капитал и объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» если не сам Руслан Ким, то, по крайней мере, депутаты, связанные со строительством, рассматривали с глубоким недоверием. Предполагается, например, что до 2017 года объем инвестиций вырастет с 187 до 210 млрд рублей, а ввод жилья — с 980 тысяч до 1,1 млн квадратных метров в год. При этом обеспеченность жильем вырастет с 22,3 до 23,9 квадратного метра на одного жителя области, но по этому поводу сам министр сказал: это случится просто из-за миграционного оттока. Отток же явно возрастет в связи с тем, что даже при прогнозе цены в 100 долларов за баррель нефти (что уже сомнительно) к 2017 году средняя заработная плата в Иркутской области едва перешагнет порог 40 тыс. рублей, а в 2014 году она составляет 31 823,3 рубля. От таких перспектив явно стоит поискать счастья где-то в других регионах. В Красноярском крае, например, средняя зарплата превышает 33,5 тыс. рублей.

Впрочем, в нынешней нестабильной ситуации срываться и куда-то ехать просто потому, что прогноз не ахти, явно не стоит. Прогноз может оказаться ошибочным, а дома, по слухам, и стены помогают.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии