Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Начальство требует жертв

18 июля, 2011

 

 

Премиальный бум начинался в Нижнеудинске?

 

Рисунок Ильи Клычева, «Байкальские вести»

 

Военный летчик Игорь Сулим через Интернет рассказал о том, что по неофициальному распоряжению руководства у личного состава авиаподразделений частично отбирались ежемесячные премии. Нечто похожее происходило на Черноморском флоте: по приказу одного командира с каждой воинской части собирались средства из дополнительных выплат. Однако недобрая традиция по изыманию «в добровольном порядке» премиальных выплат, похоже, уходит корнями в Иркутскую область, в город Нижнеудинск.

 

Уголовное дело — возбудить

Похоже на то, что старт той истории, которую я сейчас хочу поведать читателям «Байкальских вестей», был дан 25 января 2007 года. По крайней мере, именно этим числом датируется жалоба, отправленная в три адреса: нижнеудинскому межрайонному прокурору Е.Серебренникову, начальнику Сибирского регионального центра МЧС России С.Салову и начальнику ГУ МЧС России по Иркутской области Э.Эглиту. Под этим документом поставили подписи начальник караула ПЧ-93 С.Кищенко и ветеран Нижнеудинского ОГПС В.Антонов.

Какой же помощи от прокурора и двух генералов МЧС ждали эти люди?.. Вот что говорится в их жалобе (цитирую с сокращениями): «В декабре 2006 года частично личному составу ПЧ-92 по охране г. Алзамай... ПЧ-95 по охране п. Атагай... и ПЧ-96 по охране п. Ук... были выплачены денежные премии в различных суммах. Общая сумма, выделенная на премии из фонда экономии заработной платы, составила 280 тысяч рублей. После получения денежных средств работниками на руки данные денежные средства были собраны у личного состава в принудительном порядке начальниками указанных выше частей.  Начальники частей мотивировали сбор данных денежных средств приказом начальника ОГПС. Руководством ОГПС данные денежные средства планировалось расходовать на содержание и ремонт служебного легкового автотранспорта, пожарной техники и приобретение оргтехники для ОГПС...»

С.Кищенко и В.Антонов просили прокурора и «своих» генералов «разобраться в финансовой деятельности Нижнеудинского отряда государственной противопожарной службы», сформулировав проявленное ими законное, как я полагаю, любопытство в трех вопросах. А именно: на каком основании у пожарных были «собраны» (отобраны?) выплаченные премии? Почему содержание служебного автотранспорта и покупка оргтехники осуществляются за счет средств фонда заработной платы? И наконец, на какие цели израсходованы эти немалые деньги, если по бухгалтерии они проведены как премиальное вознаграждение?..

Механизм отечественной правоохранительной системы порой срабатывает со значительной задержкой, если срабатывает вообще в ситуациях, когда в совершении преступлений подозреваются «белые воротнички» — чиновники или люди в погонах. Что же касается непосредственно нашей истории, то она получила надлежащее продолжение: жалобе двух неравнодушных граждан все-таки дали ход.

Нижнеудинский межрайонный прокурор 9 июля 2007 года вынес постановление: возбудить уголовное дело в отношении Жмурова Игоря Гайратовича, «в деяниях которого усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 285 ч. 1 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями)».

В постановлении говорится, что «в декабре 2006 года начальник ОГПС МЧС России г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Жмуров И.Г., осуществляя организационно-распорядительные функции, злоупотребляя своими должностными полномочиями, из личной заинтересованности устно распорядился собрать с работников ПЧ-92, 93, 95 и 96 ОГПС МЧС РФ г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района денежные средства, полученные ими в качестве премии. Следуя указаниям Жмурова И.Г., начальники ПЧ-92, 93, 95 и 96 ОГПС МЧС РФ г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района путем обмана изъяли у работников данных пожарных частей принадлежащие им деньги, что повлекло за собой существенное нарушение их прав и законных интересов...»

Возбуждению уголовного дела, которому впоследствии был присвоен номер 43658, предшествовала, как я понимаю, основательная предварительная работа. Вынося соответствующее постановление, прокурор опирался в нем на заявление бывшего начальника караула ПЧ № 95 Михаила Зайцева, которого, как следует из этого заявления, якобы вынудили уволиться с работы «по собственному желанию», а также принудили отдать заработанную за 2006 год премию в размере 9437 рублей.

«Эти деньги (9437 рублей) забрал у меня из рук в руки начальник пожарной части № 95 пос. Атагай Чапига Владимир Владимирович. Как выяснилось позже, они предназначались Жмурову И.Г. Для каких целей, мне не было известно, оставили мне с премии только одну тысячу рублей...» — признается Зайцев.

Прокурор располагал также коллективной жалобой, которую подписали Сергей Улитин, Геннадий Заречный, Александр Заруцкий и другие, всего десять человек — работники пожарных частей № 93, 95 и 96. Вот что в этом заявлении сказано: «Деньги были перечислены нам на пластиковые карточки, после чего нас собрали наши начальники и пояснили, что данные деньги необходимо снять со счета, по 1000 рублей оставить себе, а остальную сумму вернуть начальникам частей, объяснив это тем, что в бухгалтерии перепутали номера счетов (выделено мной. — Авт.).

В последующем... стали ходить слухи, что данные деньги были переведены в счет премии по итогам работы за год и собраны с нас незаконно. По этому факту проводилась проверка представителем из ГУ МЧС России по Иркутской области, во время проведения проверки начальники частей собирали с нас рапорты о том, что деньги мы не возвращали, часть сотрудников написали об этом, часть отказались. Просим вас провести проверку по этому факту...»

Позднее, уже после того, как было возбуждено уголовное дело в отношении И.Жмурова, на имя нижнеудинского межрайонного прокурора поступило еще шесть персональных заявлений от людей, которых в той или иной степени возмутила история с «экспроприированными» премиями. Пожалуй, одно из шести заявлений — начальника караула ПЧ № 95 Сергея Посметухина — я процитирую (в сокращении и с незначительной стилистической правкой): «В декабре 2006-го по итогам работы за год мне выплатили премию 10 437 рублей. Но начальник ПЧ № 95 В.В.Чапига сказал, что эти деньги мне не принадлежат и что их необходимо отдать ему, Чапиге. Для каких целей, он мне не объяснил, а сказал, чтобы я оставил себе только тысячу рублей. Это, конечно, меня сильно возмутило. Из разговоров с товарищами выяснилось, что деньги предназначались Жмурову И.Г., для каких целей — мне неизвестно. Мне с премии оставили только тысячу рублей. Остальную сумму — 9437 рублей, забрал у меня мой начальник Чапига В.В.

Как порядочный человек, заявляю о том, что собрание работников ПЧ № 95, на котором якобы единогласно решался вопрос о добровольной передаче наших премий на нужды ОГПС г.  Нижнеудинска от 26 декабря 2006 года и о котором заставляли писать в срочном порядке моих товарищей приехавшие вечером 24 июля 2007 года из Нижнеудинска после совещания со Жмуровым... майор Лютов О.А. и Чапига В.В., на самом деле не проводилось.

Прошу вас разобраться в этой афере... Прошу также содействия в возвращении отобранных у меня денежных средств — 9437 рублей. В настоящее время я лишен работы — уволен «по собственному желанию», и денежные средства были бы мне хорошим подспорьем...»

В «афере» довелось разбираться старшему следователю СО по Нижнеудинскому району СУ СК при Прокуратуре РФ по Иркутской области (сейчас — СУ СКР) М.Некрасову. И он разобрался!..

 

 


Коррупционный скандал, связанный с экспроприацией премиальных выплат, разразился пару месяцев назад в Липецком авиацентре и продолжился на Черноморском флоте. А зародился он, судя по всему, в Нижнеудинске, и гораздо раньше...
 

 

Уголовное дело... прекратить

Соответствующее постановление М.Некрасов вынес 5 мая 2008 года: «Уголовное дело № 43658 по факту злоупотребления своими служебными полномочиями... Жмуровым И.Г. производством прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава преступления...»

Так сказано на последней, десятой, странице этого юридического документа. Девять прочих страниц содержат тот материал, который и позволил следователю отпустить, так сказать, грехи главному пожарному Нижнеудинска и окрестностей. Благодаря индульгенции, выданной следователем Некрасовым, Жмуров остался на плаву и был переведен в Ангарск на должность, аналогичную той, которую он занимал до скандала с «экспроприацией» премиальных выплат работникам пожарных частей.

Доказательством невиновности Жмурова, по мнению следователя, являются заявления свидетелей (общим числом 28, если я не просчитался), согласно которым «данные работники добровольно безвозмездно оказывают материальную помощь ОГПС».

Первым из этих, стесняюсь сказать, «добровольцев», следователем Некрасовым указан В.Н.Ванцай, который якобы «данные денежные средства сдал добровольно на развитие отряда, его к здачи (так в постановлении о прекращении уголовного дела. — Авт.) никто не принуждал».

Да так ли это?! Вот заявление прокурору, собственноручно исполненное 25 июля 2007 года тем же самым В.Н.Ванцаем (авторская стилистика сохранена): «Я, Ванцай В.Н., хочу заявить следующее: 25.07.07... на меня было оказано давление (выделено мной. — Авт.) нач. части Чапига и Лютовым... Будто деньги, полученные мной в размере 9 тысяч рублей, я отдал добровольно Жмурову на нужды части».

Видимо, нужно как-то по-особому прочитать это заявление, чтобы из него сделать вывод о «добровольной» сдаче денег «Жмурову на нужды части». Похоже, именно так этот документ прочитал следователь Некрасов!..

Следователю Некрасову в процессе работы над постановлением о прекращении уголовного дела удалось создать ловкую филологическую форму, в которую он уложил показания почти всех свидетелей. Вот как эта форма выглядит: «Он (Бондарь В.Н. — Авт.) в своей части собрал людей и выдвинул кандидатуры на получение премии и также пояснил, что можно добровольно сдать часть премии на развитие ОГПС».

Вот где собака порылась: людям РАЗРЕШИЛИ, людям ПОЗВОЛИЛИ сдать ДОБРОВОЛЬНО часть полученной ими премии, и пожарные, безумно воодушевленные таким разрешением, отстегивали львиную часть причитающейся им суммы! И видимо, были счастливы тем, что помогают государственной структуре — ОГПС!

Нелишне отметить, что МЧС России — одно из самых благополучных министерств в плане финансово-материального обеспечения. Едва ли подразделения МЧС нуждаются (если быть до конца честным) в тех ничтожных, в общем-то, деньгах, которые «добровольно» приносились на алтарь родного предприятия!..

Свидетель О.А.Околелов (по версии следователя Некрасова) «решил добровольно сдать на нужды отряда денежные средства в сумме 3000 рублей, 1000 рублей он оставил себе». Однако годом ранее тот же Околелов сообщал в заявлении на имя прокурора: «24.07.07 на меня было оказано давление... майор внутренней службы Лютов О.А. заставил меня написать заявление на имя Жмурова И.Г. о том, что деньги, премию, полученную мной за 2006 год... я отдал добровольно... При этом сказал поставить дату 26 декабря 2006 года».

Все эти и другие «маленькие нестыковки» нисколько не помешали следователю Некрасову «прикончить» уголовное дело в отношении Жмурова!

Справедливости ради надо сказать, что не все свидетели воспользовались дарованной им возможностью финансово поддержать родную фирму. Получив 10 000 рублей, свидетель Н.Н.Тренькин оставил деньги себе. Для справки: Тренькин — брат заместителя нижнеудинского межрайонного прокурора Л.Тренькиной.

Нужды отряда оказались чужды и уже знакомому нам О.Лютову: 7000 премиальных рублей он «потратил по своему усмотрению».  И наконец, третий свидетель, которому оказались по барабану насущные нужды ОГПС, — Анна Черных, главный бухгалтер отряда. Почти 6000 рублей она, как я полагаю, безответственно «израсходовала на собственные нужды».

Как говорится, без комментариев!..

 

Вот так «гуманно» — постановлением о прекращении уголовного дела — закончилась эта нижнеудинская «премиальная история».  Но она получила продолжение в других регионах страны. Вполне возможно, кроме Липецкого авиацентра и Черноморского флота попытки экспроприации денег у россиян под предлогом добровольности предпринимались и еще где-то. Думаю, не сегодня завтра мы об этом узнаем...

 

Юрий Удоденко, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Виктория 30 марта 2012, 09:44
Узнаете,и сегодня. Дело Жмурова процветает и дает побеги. Продолжает начатое Лютов. И опять словами Эглита "мы разберемся" заканчивается,а вернее продолжается вся эта каша.Разберутся,нет сомнений,только не в пользу рабочих,а в пользу того же Лютова. Нижнеудинск кричит о помощи! Скоро будут забастовки и голодовки,иначе нет,просто НЕТ способа достучаться до тех,кто стоит НАД Эглитом и его свитой.