Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

На Калининском фронте

01 декабря, 2011

 

 

К 70-летию битвы под Москвой


 

 

 

 

Павел Корнилович Фомичёв родился 2 июня 1918 года в деревне Старина, Кадуйского района, Вологодской области. В апреле 1939 года был призван в ряды Красной армии. Великую Отечественную войну встретил в Белоруссии, недалеко от границы с Польшей.

 

 

 

Павел Фомичёв в начале 2000-х годов

Железнодорожный батальон, в котором служил Фомичёв, строил железную дорогу между городами Тимковичи и Барановичи. Красноармейцы батальона жили в больших брезентовых палатках, по двадцать человек в каждой.

Спали на топчанах (деревянные койки на козлах). На топчанах – ватные матрацы и шерстяные одеяла. Палатки находились в лесу, почти рядом с карьерами, из которых брали грунт для полотна железной дороги.

Дорогу делали ручным способом. Орудиями труда были тачки, лопаты, ломы и другой подобный инвентарь. Работа, разумеется, тяжелая, но кормили строителей всегда хорошо: первые и вторые блюда были мясными, каждый мог получить добавку. В хлебе не было ограничения. Одежда – хлопчатобумажные гимнастерки и брюки, ботинки и обмотки.

У красноармейцев-железнодорожников оружия не было, винтовки, пулеметы хранились на складе боеприпасов. В каждой палатке был один учебный станковый пулемет для проведения занятий. Жизнь в палаточном лагере была безмятежной – в работе, но без тревог и волнений проходили день за днем…

В субботу 21 июня 1941 года после обеда солдаты помылись в городской бане (их возили в город Тимковичи). Вечером для них был поставлен концерт армейскими артистами. В 23 часа, как всегда, они отошли ко сну. После бани и концерта спали крепко, как убитые…

На рассвете сон был прерван гулом самолетов, а вслед – разрывами бомб. Было непонятно, что происходит. Всех словно ветром снесло с топчанов. Красноармейцы в нижнем белье, босые бросились к выходу из палаток. Но многие тут же, у палаток, замертво падали, сраженные осколками бомб. Бомбежка длилась 40 минут. После этого на парашютах был сброшен вражеский десант. В лесу, кроме железнодорожников, были палатки санитарного батальона, связистов, работников столовой, других служб.

Десантники из автоматов расстреливали мечущихся в панике людей. Сопротивление фашистам никто не оказывал: красноармейцы были без винтовок и гранат. Очень многие погибли.

Как вспоминал Фомичёв, из тридцати двух бойцов взвода после такой мясорубки в живых осталось только шесть человек. Сам он уцелел только потому, что с несколькими красноармейцами успел добежать до карьера и там отлежаться. Благо, что один из карьеров был недалеко от его палатки:

– Много смертей, трагедий видел я на войне, – говорил Павел Корнилович, – но такую бойню – никогда! Фашисты как за зайцами гонялись за безоружными красноармейцами, расстреливали их.

 


5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной армии, в результате которого враг был отброшен далеко от столицы СССР. Это была первая крупная, стратегическая победа над гитлеровцами в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Миф о непобедимости вермахта был развеян, план молниеносной войны (блицкриг) окончательно сорван. Весомый вклад в успешную оборону Москвы внесли воины-сибиряки, а также труженики тыла на востоке страны. «Байкальские вести» поздравляют участников битвы под Москвой, всех ветеранов Великой Отечественной войны с незабываемой вехой в истории нашей Родины и в биографии каждого из них.
 

 

Оставшиеся в живых бойцы всех родов войск, какие были на этом участке, небольшими группами лесом, болотами стали пробираться на восток. Шли ночью. Шли первое время в нижнем белье, босые, голодные по направлению к Минску, но, получив известие, что столица Белоруссии занята противником, повернули на Слуцк, а затем – на Осиповичи (небольшой городок). Эти города еще не были захвачены немцами. В шестидесяти километрах от Минска они обнаружили армейские склады с оружием, боеприпасами, обмундированием. Это было счастье!

Красноармейцы надели новенькие гимнастерки, брюки, ботинки. Главное – вооружились винтовками, гранатами, пулеметами. Теперь они не «зайцы», а хорошо вооруженные люди. На душе было радостно. Большими группами во главе с инициативными офицерами стали двигаться дальше на восток, для встречи с воинскими частями.

Железнодорожный батальон за этот период войны сильно поредел, но сохранился как воинское подразделение. Под Великими Луками получил пополнение. Участвовал в оборонительных боях под Смоленском, Вязьмой, Ржевом. Вместе с другими частями попал в окружение. Рота, в которой служил Фомичев, ночью на плотах переправилась через речку, впадающую в Волгу, и вышла из окружения к железнодорожной станции Льняная, недалеко от города Торжок. Чуть позднее прорвались красноармейцы и других рот.

Батальон, собрав вырвавшихся из окружения красноармейцев и получив пополнение, с середины октября 1941 года участвовал в оборонительных боях на Калининском фронте.

Враг пытался прорваться к городу Торжок, выйти в тыл войскам Красной армии северо-восточнее Москвы. Но эти попытки немцев были сорваны. Воинские части, в том числе железнодорожный батальон, прочно удерживали свои позиции. Бойцы вгрызались в землю, под непрекращающимся огнем врага углубляли окопы, траншеи. А рыть окопы в основном малыми саперными лопатками в мерзлой земле, к тому же лежа на боку, было нелегко. Фашисты почти непрерывно вели обстрел из минометов, полевой артиллерии. В ночное время беспокоили вражеские бомбардировщики.

Осень и зима 1941 года выдались холодными. Но бойцы были одеты хорошо – в полушубки, валенки, шапки (буденновки встречались уже редко), теплые перчатки и белье. Немцам такое обмундирование и не снилось.

На Калининском фронте в ноябре 1941 года Фомичёв был контужен. Недалеко взорвалась немецкая авиабомба, Павла Корниловича засыпало землей, на поверхности торчали только валенки. Бойцы вытащили его из земли и отправили в медсанбат, где он пролежал две недели. После выздоровления вернулся в воинскую часть.

Однажды на рассвете неожиданно появились фашисты. Красноармейцы вдруг увидели фигурки мотоциклистов. Сразу же открыли по ним огонь из винтовок, чем себя и обнаружили. Мотоциклисты исчезли. На их месте появились танки, за ними – пехота. Началась беспорядочная стрельба. Красноармейцы стреляли торопливо, зачастую не прицеливаясь.

Фашистские танки начали разворачиваться и заходить с флангов, стремясь взять нашу дивизию в клещи. Наши артиллеристы открыли по ним огонь. Подбив несколько вражеских стальных чудовищ, они сорвали немецкую танковую атаку.

Пехотинцы стали еще глубже вгрызаться в землю, и не зря: над их окопами в небе появились бомбардировщики. «Юнкерсы» зависли над обороной дивизии каруселью: один стервятник, сбросив на окопы бомбы, отворачивал в сторону, тут же его место занимал другой, который резко, с ревом заваливался на крыло и пикировал на окопы и орудия. Взрывы бомб сотрясали землю. Все вокруг горело, трещало, рвалось. Свистели осколки, стонали раненые. Исковерканные орудия и повозки смешивались с землей и изуродованными трупами людей и лошадей. Кругом зияли огромные воронки от авиабомб.

Декабрь 1941 года. Красная армия перешла в наступление

В тылу обороны Красной армии накапливались силы для контрнаступления, которое на Западном и Калининском фронтах началось 5–6 декабря 1941 года. В результате контрнаступления фашистские войска отогнали от Москвы на 100–250 километров на запад.

Железнодорожный батальон, в котором находился Павел Фомичёв, в контрнаступлении не участвовал. Перед ним поставили задачу  восстанавливать железные дороги.

В 1943 году Павел Фомичёв был ранен в голову, руку, шею. Три месяца лечился в госпитале Ярославля. После выздоровления вернулся в родной железнодорожный батальон. В начале 1944 года ему присвоили звание старшины. В этом звании в апреле 1945 года со своим батальоном из Восточной Пруссии он был направлен в Иркутскую область на строительство объездной дороги от Иркутска до Слюдянки. Строил дорогу до 1947 года. Затем на разных должностях трудился в вагонном депо железнодорожной станции Иркутск-Пассажирский. С 1968 года до ухода на пенсию в 1986 году работал на заводе радиоприемников начальником цеха.

Павел Корнилович награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы, «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и юбилейными. В 1954 году ему был вручен знак «Отличник железнодорожных войск», а 6 августа 2001 года – медаль «150 лет железнодорожным войскам».

Павел Корнилович Фомичёв скончался 6 декабря 2005 года после продолжительной болезни…

 

Николай Алфёров, ветеран Великой Отечественной войны,
специально для «Байкальских вестей»

 

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии