Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Музыка без границ — фестиваль для всех!

04 марта, 2013

 

В Иркутской филармонии завершился фестиваль, который не похож ни на какой другой, — «Музыка без границ», в котором уж точно не было границ географических. Потому что была представлена музыка самых разных народов — России, Азии, северных народов, жаркой Африки, страстной Испании… Не случайно эмблемой фестиваля стали три ладошки, соответствующие трем человеческим расам, живущим на земле.

Итак, вечером 23 февраля на сцене филармонии переплелись мелодии уличной плясовой для балалайки и зажигательные нотки фламенко, жалобный ситар, джазовые импровизации и — в разных вариациях — ритмы, выбиваемые руками на барабанах самой разной формы, размеров и характеров. Впрочем, барабаны – слишком общее название для всех тех ударных, которые используются как инструменты этнической перкуссии. Одни похожи на декоративные керамические вазы и «говорят» со своими слушателями голосом сакральным — это звук от удара кистью руки по туго натянутой коже. Другие больше похожи на деревянные ящички или коробки, и звук у них совершенно иной; третьи напоминают трещотки, а есть и такие, что наводят на мысль о детской погремушке…

И у каждого инструмента — свой секрет. Один отзывается на жесткий короткий удар, другой — на шлепок пальцами, третий – на легкое поколачивание… А глядя на ребят и девушек из студии этнической перкуссии «Этнобит», на их друзей и коллег, и вовсе начинаешь думать: они так азартно выглядят, так поддаются своим зажигательным ритмам, так купаются в них… наверное, все у них получается само собой. Но это только кажется, что все просто и легко, — всему нужно учиться, и, кстати, студия «Этнобит» набирает группы взрослых и детей на обучение, обещая «всем по барабану», что в данном контексте звучит не просто забавно, но и обнадеживающе…

Впрочем, иногда ударными инструментами могут служить и бедра, и пальцы, и ладошки, и звук этих хлопков, щелчков и шлепков получается, поверьте, не менее выразительным — если, конечно, делать это умеючи: скажем, вот первые капли дождя… Дождь разошелся… Ливень… Раскрываются зонтики… Все это — тоже перкуссия, а в нашем конкретном случае — один из номеров, которым открылся концерт заключительного дня фестиваля.

Картина будет неполной, если мы не скажем о вокальных номерах, сопровождаемых аккомпанементом тех же разнообразных ударных (дуэт «Алмаз», певицы Мария Корнева, Елена Маркатюк). О номерах в стиле «танец живота», исполняемых чувственными «индийскими» красавицами, а также танце настоящего представителя Африки — студента из Камеруна по имени Леонсе. Все это вместе создавало атмосферу совершенно неповторимую – будто ты попал на фестиваль молодежи и студентов где-нибудь на острове свободы Кубе, или на карнавал в Рио, или на фестиваль в Москву пятидесятых…

Но факт налицо: мы в Иркутске, и все коллективы, что прошли перед глазами, — наши, местные. И вот что рассказывает о фестивале Марина Токарская, художественный руководитель филармонии и идеолог этого фестиваля (автор идеи и его художественный руководитель):

— Это уже четвертый фестиваль «Музыка без границ». Он проходит ежегодно в феврале — это первый календарный фестиваль года, и приятно, что это именно молодежный фестиваль, и все молодежные музыкальные коллективы Иркутска обычно принимают в нем активное участие. Первые три года одним из самых крупных коллективов на нашей сцене был академический хор ИГУ, руководит которым Татьяна Ромащенко; принимал участие в фестивале и коллектив «Пой, friend!» технического университета (художественный руководитель Галина Гиленова). Вообще ИрГТУ сейчас — крупнейший вуз Иркутска, он имеет крупный центр эстетического воспитания и досуга, и так сложилось, что большинство коллективов ИрГТУ принимают участие в нашем фестивале от начала и до финала.

— Марина Николаевна, сегодня мы все насладились завершением фестиваля. А с чего он начинался?

— Нынешний фестиваль мы открыли 8 февраля, посвятив программу первого концерта русскому этносу — русской музыке, русским народным наигрышам, танцам, инструментам. И основным выступающим был ансамбль русской песни «Калина», которым руководит Ирина Долотова. Этот фольклорный коллектив ИрГТУ на правах недавнего победителя очередного международного молодежного фестиваля в Санкт-Петербурге открывал и наш фестиваль, вместе с еще двумя коллективами — ансамблями «Сюрприз» и народных танцев.

А закрываемся мы обычно афро-азиатской музыкой и вообще музыкой, в которой много экзотики, но в которой и велика роль сотворчества, соучастия. Выбор объясняется тем, что концерт привлекает много коллективов, которые раньше, может быть, и не встречались вместе, на одной сцене. И теперь они объединены единой символикой фестиваля, единым замыслом, единой задачей. И это хорошо, что фестиваль знакомит, сближает коллективы, и теперь они у нас дружат, и не только на сцене, — возникают новые сочетания. Так, например, ансамбль «Ветер осени», который не принадлежит никакому вузу, — это просто студенческий коллектив из разных вузов, собравший талантливых людей. Они выступали на сцене филармонии даже с сольным концертом, то есть у них уже солидный репертуар, достаточный для выступления в филармоническом зале. Это приятный коллектив, со своей совершенно характерной стилистикой, и сегодня они тоже приняли участие в программе.

Ну и, наконец, студия этнической перкуссии «Этнобит», которой руководит Наталья Власевская, — они всегда возглавляют какой-то важный этапный концерт, и им всегда удается сделать праздник — что-то очень яркое и запоминающееся.

Принимали участие в фестивале и ансамбль ударных инструментов ИГУ «Джембе», и представители иркутской варганной школы (варган — это небольшой и, казалось бы, простой струнный инструмент, распространенный больше у северных народов, но в ансамбле с другими инструментами он создает особый колорит).

Перкуссия — ряд ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки. К ним относятся дарбука, джембе, кахон, тамбурин, бубен, маракас, ковбелл, колокольчики, шейкеры, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты, деревянные ложки и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей.

 

— Несколько слов о номерах в стиле фламенко и об индийских танцах?

— Да, они придают концерту большую зрелищность — сейчас мало составить музыкальную программу, нужно зрелище, нужно соучастие зала, и, вы видели, в антракте в фойе участники устроили даже своего рода «мастер-классы», или показательные выступления, и, думаю, это могло заинтересовать многих молодых людей и в качестве зрителей, и, возможно, в качестве потенциальных участников какой-либо школы.

Словом, музыка у нас и в этом смысле вышла за границы фестиваля, и многие люди, которые не были причастны к этому, возможно, окажутся причастны в дальнейшем.

— Оркестров в привычном смысле слова в этом году не было?

— Нынче впервые не смог принять участие в нашем фестивале Губернаторский симфонический оркестр — обычно в это время приезжал в качестве гостя фестиваля студент Московской консерватории, иркутянин, скрипач Рустам Салейманов, лауреат международных конкурсов, наша гордость, который и играл с оркестром. Но в этом году он приезжает несколько позже, а сам оркестр, который участвовал в грандиозной постановке «проекта года» — концертном исполнении «Пиковой дамы», — не смог принять участие именно в этом фестивале, и поэтому у нас акценты несколько сместились в сторону этнической музыки, народной.

— Есть еще какие-то отличительные черты у нынешнего фестиваля, о которых имеет смысл сказать?

— Еще одно событие, я считаю, непременно нужно отметить, — это спектакль. Мы пригласили молодежный театр «Диалог» при Доме литераторов, и их спектакль «Варшавская мелодия», как никакой другой, сумел привлечь и объединить в нашем зале почитателей музыкального и театрального искусства, потому что музыка была главным участником спектакля, третьим его главным героем. И история любви людей, которых соединила музыка, — это трогательная история любви, где музыка была равноправным участником в спектакле, блестяще поставленном режиссером Валентиной Просекиной. Он очень украсил наш фестиваль и обогатил его еще одним проявлением музыкального искусства — музыка в театре.

Очень много народных инструментов было представлено в этом концерте. Если на открытии мы представляли в основном русские инструменты, то сегодня начали с балалайки, а потом индийский ситар, все эти дарбуки, кахоны, барабаны джембе, варганы — самые разные инструменты, которые заставляют прислушаться, приглядеться и по-новому ощутить безграничное пространство музыки, ее возможности.

Таким образом мы завершили свой фестиваль, и, по-моему, удачно: зал был переполнен, все в ажиотаже… Причем как исполнители, так и слушатели.

— Да, сама атмосфера кажется уникальной…

— Она именно молодежная, потому что мы хотели собрать от студентов консерваторий и колледжа до студентов немузыкальных вузов — того же технического университета… Как видим, таланты есть везде. И хорошо, что наш год начался с этого фестиваля, который задает тон, определенный настрой и делает нашу филармонию популярной среди тех людей, которые никогда раньше, может быть, и не были нашими постоянными посетителями. А теперь, я надеюсь, они придут и серьезную музыку послушать, поскольку этот зал для них становится родным, близким, обжитым.

И конечно, запомнятся всем заключительная песня, которую пел весь зал, и зажигательный финальный африканский танец – все это объединило всех, сделало ближе и роднее. Я очень благодарна всем участникам и рада сама в этом участвовать и как организатор, и как ведущая… Руководить таким фестивалем — это честь, ведь фестиваль делает музыку достоянием очень большой слушательской аудитории и, действительно, раздвигает привычные границы. Мне кажется, нам удалось показать мировое пространство музыки, ее безграничные возможности, и задачу нашего фестиваля можно считать решенной.

— Спасибо за ваши комментарии, и — удачного вам пятого фестиваля!

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото Александра Максимова, специально для «Байкальских вестей»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии