Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Главное, ребята, кистью не стареть!

07 августа, 2017

В главном здании художественного музея проходит выставка  «Корифеи  сибирской  живописи ХХ века», которая знакомит  зрителя с творчеством художников, оставивших заметный след в искусстве Сибири и повлиявших на становление и развитие художественной культуры региона.

Этот год открывает ряд памятных юбилейных дат в истории изобразительного искусства Иркутска. Прежде всего, это 85-летие Иркутского отделения Союза художников России, празднование которого в течение года отмечено серией больших выставочных проектов. Из мастеров старшего поколения, юбилей которых приходится на текущий год, самым «возрастным» стал Александр Павлович Крылов (1912—1975), стоявший у истоков возрождения  культурной жизни города в послевоенное время. 95-летний юбилей наступает в этом году у Евгения Владимировича Шпирко (1922—2014) и Аркадия Ильича Гутерзона (1922—1981) — двух замечательных мастеров пейзажного и портретного жанров. Оба художника — ветераны Великой Отечественной войны. В целом в их творчестве тема войны занимает особое место и тонкой нитью проходит через всю жизнь, а портреты современников, являющие пример высокого художественно-философского обобщения и психологизма, стали настоящими жемчужинами экспозиции.

4.jpg

К признанным классикам сибирской живописи относятся Евтей Семенович Симонов (1927—2004) и Владимир Владимирович Тетенькин (1927—2009), работавшие в традициях реалистического символизма, которое не могло не повлиять на становление последующих поколений иркутских живописцев.

Вот, к примеру, простой сельский пейзаж Владимира Тетенькина «Деревенская улочка». Мастер питал особую любовь к деревенской теме и передавал ее с особой тщательностью, незатейливым очарованием и бесконечной красотой. Своими полотнами он словно пел оды всем этим неброским сельским домишкам с их чуть искривленными и пошатнувшимися заборами, разросшимися рядом кустами крапивы и чертополоха, потускневшими крышами и веселыми, чистенькими окошками в светлых наличниках. Глядя на его «Деревенскую улочку» невозможно не захотеть оказаться на ней, вдохнуть теплого летнего воздуха, пройтись по мягкой траве и затеряться среди деревенских изб, сараев, зелени кустов и деревьев. Так же трогателен его букет «Луговых цветов» — простой, гармоничный, напоенный солнцем и светом.

1.jpg

А вот работа  Аркадия Гутерзона «Портрет отца». Композиционное построение, неброская благородная гамма, гибкая техника письма создают образ человека глубокого, сильного внутренней мыслью. Немного устало смотрят с портрета глаза отца, немало видевшего и пережившего в этой жизни. В них выражение ума, спокойного достоинства, затаенной печали.

Много на выставке работ, отразивших размах строек, величие труда советского человека, заряд бодрости и веры в светлое завтра, и это по-настоящему талантливые и правдивые полотна. Например, работа Евгения Шпирко «Строительство Мамаканской ГЭС», в которой он передает личное отношение к теме, выбранной для своего промышленного пейзажа, наполняет его элементами романтизма и оптимизма, утверждая идею радости человеческого труда.  

2.jpg

Такова и следующая работа — «Выход на вечерний лов»  Евтея Симонова, тоже проникнутая героикой рабочих будней. На серо-синих волнах  перед последними приготовлениями к  выходу в море покачиваются  небольшие рыболовецкие сейнеры. Рыбаки заканчивают укладку сетей в лодки. Маленький сейнерок надсадно дымит и гудит, вырываясь на простор, призывно подгоняя отстающих. Фигурки рыбаков напряжены, деловиты, каждый занят работой. Дальние отблески заходящего солнца, крики снующих чаек, спокойный абрис засыпающих вдали сопок, крутая гладь воды — все наполнено жизнью, ритмом, действием, энергией, где  художником воспевается тема трудовых будней, какие они есть,  без прикрас.

Настоящие произведения искусства обладают удивительной способностью не стареть и через много лет действовать на воображение человека столь же сильно, как это было в дни их появления. Нам они дороги, близки и понятны. Молодому поколению они расскажут о людях, живших и творивших в ином историческом времени, а старшему напомнят о молодости.  Несмотря на давность изображенного на этих полотнах, идеалы и ценности неизменны — интерес к человеку и всему, что его окружает.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Иркутского областного
художественного музея имени В.П. Сукачева.

На фото: Евтей Симонов. «Выход на вечерний лов»;

Владимир Тетенькин. «Деревенская улочка»;

Аркадий Гутерзон. «Портрет отца»

   

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии